Специальные формирования здравоохранения
Для участия в медицинском обеспечении личного состава Вооруженных СИЛ РФ (в период мобилизации и в военное время) в тылу страны создаются специальные формирования здравоохранения, которые предназначены, в первую очередь, для специализированного лечения наиболее тяжелых контингентов раненых и больных, их реабилитации, восстановления бое- и трудоспособности, а также для участия в проведении противоэпидемических мероприятий среди войск, осуществляющих передислокацию.
Эти специальные формирования в состав Вооруженных Сил РФ не передаются. Они являются структурными подразделениями органов управления Министерства здравоохранения и социального развития РФ и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
Под специальными формированиями здравоохранения понимаются органы управления и медицинские учреждения, создаваемые в период мобилизации и военное время для выполнения задач по медицинскому обеспечению личного состава Вооруженных Сил РФ. Первые документы, позволяющие сделать вывод, о попытках создания
К специальным формированиям здравоохранения относятся:
1) органы управления специальными формированиями;
2) тыловые госпитали здравоохранения;
3) обсервационные пункты.
Органы управления специальными формированиями - это Главное Управление по руководству специальными формированиями здравоохранения, которое создается в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, а также отделы и секторы по руководству специальными формированиями здравоохранения, которые создаются в органах управления здравоохранением субъектов РФ.
В структуре специальных формирований здравоохранения органы управления составляют около 6% от общей их численности.
Тыловые госпитали здравоохранения являются специальными формированиями здравоохранения, предназначенными для приема раненых и больных военнослужащих, поступающих из госпитальных баз фронтов (флотов), войск военных округов (в том числе, из очагов массовых санитарных потерь), оказания им специализированной медицинской помощи, лечения до определившихся исходов и реабилитации.
На тыловые госпитали приходится около 92% от общей численности специальных формирований здравоохранения. Обсервационные пункты являются противоэпидемическими учреждениями здравоохранения военного времени. Они предназначены для временной изоляции и обсервации следующих по железнодорожным, водным и воздушным путям сообщения воинских контингентов при их эпидемическом неблагополучии и выполняют функции противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний в войсках и среди населения. Обсервационные пункты составляют около 2% от общей численности специальных формирований здравоохранения.
б) ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.
Первые документы, позволяющие сделать вывод, о попытках создания систем и органов управления эвакуацией раненых и больных с театра военных действий в тыл страны в России относятся к семидесятым годам Х1Х века. Опыт войн конца ХУIII и начала Х1Х веков показал, что с началом боевых действий имевшиеся в войсках лечебные учреждения быстро заполнялись ранеными и больными. Это затрудняло передвижение войск, вело к большому отставанию от них госпиталей. Возникла необходимость эвакуации в тыл страны большого числа раненых и больных. Так, в августе 1812 года, раненые и больные 1-ой Западной армии с продолжительными сроками лечения были эвакуированы из Смоленска в Москву и Тверь.
В период Крымской войны 1853-1856 гг., несмотря на плохие дороги, из Крыма в ближайшие губернии Харьковскую Херсонскую Полтавскую, Екатеринославскую было эвакуировано более 12 000 раненых и больных, что составило четвертую часть от общего числа санитарных потерь. Вместе с тем эвакуация раненых и больных и их последующее лечение в тылу страны были организованы плохо.
Н.И. Пирогова в своих трудах разрабатывал основные принципы медицинской сортировки и эвакуацией раненых и больных в тыл страны и они стали широко применялись в лечебно-эвакуационном обеспечении войск не только России, но и в Пруссии, США и других государств, а затем были положены в Основу «Проекта организации эвакуации», составленного Главным штабом России в 1876 году.
Т.Е. эти основные принципы явились теоретической предпосылкой к возникновения органов управления эвакуацией раненых и больных и организацию их лечения в тылу страны.
В рyccкo-турецкую войну 1877-1878 гг. в России впервые появились органы управления массовой эвакуацией раненых и больных в виде «эвакуационных комиссий», располагавшихся на узловых железнодорожных станциях при которых развертывались группы госпиталей и лазаретов.
Эвакокомиссии в своей работе руководствовались циркуляром Генерального Штаба Вооруженных Сил 1877 года «О правилах распределения и развозки раненых и больных с театра Войны во внутрь империи». Эвакокомиссии состояли из представителей военного командования, вoeннo-санитарного ведомства, органов военных сообщений и общества Красного креста.
После окончания русско-турецкой войны Н.И. Пирогов обобщил опыт работы эвакокомиссий в своём труде «Военно-врачебное дело и частная помощь на театре войны в Болгарии и в тылу действующей армии в 1877-1878 П.». На основе этого труда в 1890 году было издано «Положение об эвакуации больных и раненых», однако (основ) важнейшие идеи о подготовке ещё в мирное время системы медицинского обеспечения в нем были проигнорированы.
В русско-японскую войну 1904-1905 гг. эвакокомиссии получили своё дальнейшее развитие. Они были организованы во фронтовом районе (полевые и тыловые эвакокомиссии) и в тылу страны внутренние эвакокомиссии.
Во внутренних эвакокомиссиях появились «врачи для сортировки» раненых и больных.
Но в целом работа этих комиссий в силу разных и объективных и субъективных причин была неудовлетворительной военно-санитарные поезда загружались в спешке, в них оказывались раненые и больные различной степени тяжести: от умирающих до почти здоровых.
Тяжелое положение с сортировкой раненых и больных вызвали необходимость создания сортировочно-контрольных подразделений медицинской службы. В связи с этим с ноября 1904 года при внутренних эвакокомиссиях начали создаваться сборные эвакуационные пункты, которые явились прототипом современных сортировочных госпиталей. На них возлагались задачи по проведению сортировки поступающих раненых и больных, доставке их в местные госпитали, для чего при сборных эвакуационных пунктах содержались команды носильщиков и необходимый санитарный транспорт. При эвакокомиссиях развертывались, кроме сборных эвакуационных пунктов, госпитали и лазареты военного ведомства, общества Красного Креста и различных благотворительных организаций, военно-санитарные поезда, дезинфекционные команды (отряды), бани, прачечные, питательные пункты, различные склады медико-санитарного и хозяйственного имущества.
Таким образом, эвакуационные комиссии по своей организации все более приближались к современным эвакуационным пунктам.
Дальнейшее развитие система эвакуации раненых и больных и лечения их в тылу страны получили в войну 1914-1918 годов.
Эвакуационные комиссии, сформированные в начале войны по мобилизационным планам, не смогли обеспечить выполнение возложенных на них функций и были упразднены.
В августе 1914 года было утверждено «Временное положение об эвакуации раненых и больных» создана система эвакуационных пунктов: на театре военных действий - головных и тыловых, а во внутреннем районе страны - распределительных и окружных.
В период первой мировой войны было развернуто 8 распределительных и 25 окружных эвакуационных пунктов.
Кроме того, в тылу страны появились два органа управления эвакуацией раненых и больных.
(РЭП) распределительные эвакопункты развертывались во внутреннем районе на узловых железнодорожных станциях с таким расчетом, чтобы все раненые и больные, прибывающие с фронта, проходили через них.
В состав РЭП входили канцелярия и полевые запасные госпитали, а также санитарно-гигиенический отряд, дезинфекционные камеры, бани, прачечные, запасы интендантского имущества и продовольствия.
Одной из главных задач (РЭП) являлось проведение медицинской сортировки, распределение и отправка раненых и больных по соответствующим окружным эвакуационным пунктам.
Окружные эвакуационные пункты (ОЭП) развертывались также на узловых железнодорожных станциях в каждом военном округе. Распределение в них раненых и больных по количеству и структуре, направляемых из РЭП в ОЭП, осуществлялось по эвакуационным направлениям Генерального Штаба
В состав РЭП входили канцелярия и полевые запасные госпитали, Основной задачей ОЭП было 1)распределение раненых и больных, требующих госпитального лечения, по лечебным учреждениям военного и гражданского ведомств, 2) отправка «неспособных к службе» на родину или в избранные места жительства.
Так как РЭПы и ОЭПы возглавлялись не врачам, а строевыми офицерами, в целом прогрессивная система эвакуации раненых и больных, изложенная во «Временном положении об эвакуации раненых и больных» 1914 года - на практике не была реализована.
В Москву приходили поезда с не кормленными несколько суток, голодными людьми, с ранами неперевязанными, а если перевязанными - однажды, в течение нескольких дней неперевязанными
За период 1914-1918 гг. из общего числа эвакуированных в тыл страны раненых и больных в строй вернул ось только 42 %.
Во время гражданской войны 1918-1920 годов иностранной военной интервенцией, система эвакуации раненых и больных в тыл страны продолжала совершенствоваться. Был организован единый центр управления военно-санитарной службой Военно-санитарное управление РККА, которое координировало лечебно-эвакуационное обеспечение войск как на фронте, так и в тылу страны.
В 1929 году появилось «Руководство по санитарной эвакуации в РККА». Основными учреждениями санитарной эвакуации стали: в армейском и фронтовом тыловых районах - полевые, фронтовые и вспомогательные эвакопункты, а во внутреннем районе страны - распределительные (РЭП) и местные (МЭТ) эвакопункты.
При всех (РЭП) и (МЭП) и приписанных к ним лечебных учреждениях предписывалось иметь военно-врачебные экспертизы.
Результаты медицинского обеспечения боевых действий в районе р. Халхин-Гол (май 1939 года) потребовали решения вопроса о специализациикоечной сети в армейском, фронтовом и тыловом районах, но эта работа не была доведена до логического конца.
После советско-финляндской войны в которой санитарная служба Красной Армии и гражданское здравоохранение приобрели ценный опыт совместно решения задач по медицинскому обеспечению войск на фронте и в тылу, в июне 1940 года Наркомом здравоохранения СССР утверждается «Положение о формировании эвакуационных госпиталей, развертываемых органами здравоохранения СССР в военное время». В соответствии с которым ЭГ в медицинском, финансовом, административным отношениях подчинялись органам гражданского здравоохранения, а по оперативным вопросам санитарным отделам военных округов, что приводило к конфронтации между гражданскими и военными ведомствами.
Для предусмотренных к развертыванию в военное время госпитальных коек в тылу страны директивой ГШот 13.02.1941 года была определена их специализация, в том числе 70% - хирургического и 30% терапевтического профиля в ЭГ приграничных ВО, 80% - хирургического и 20% терапевтического профиля в ЭГ внутренних ВО.
С началом войны 1941-1945 годов с сентября 1941 все медицинское обслуживание раненых и больных в тыловых районах возлагалось на Наркомат здравоохранения, а в армейских и фронтовых районах на Главное военно-санитарное управление Красной Армии.
Дальнейшее развитие система приема, медицинской сортировки и распределения раненых и больных в ЭГ тыла страны получила после утверждения НКЗ СССР в марте 1942 года «Положения о сортировочных госпиталях НКЗ», согласно которому в госпитальных базах емкостью свыше 5000 коек должны были создаваться сортировочно-эвакуационные госпитали, а в базах емкостью до 5000 коек – сортировочные отделения в хирургических ЭГ.
Одним из важнейших условий, определяющих деятельность ЭГ, являлась их укомплектованность врачебными кадрами, которая в ходе войны никогда не была удовлетворительна, в первый период войны она составляла 95%, во второй – 88%, в третий – 91 %.
Руководство лечебной и хозяйственной деятельностью ЭГ закреплялось за управлениями ЭГ в республиках, краях и областях.
На органы управления военного ведомства возлагались следующие функции:- снабжение раненых и больных в ЭГ продовольствием, вещевым имуществом, обеспечение перевозочными документами и денежным довольствием; - организация эвакуации раненых и больных из фронтовых эвакопунктов и распределение их по ЭГ; - контроль за деятельностью ЭГ и работой госпитальных военно-врачебных комиссий; - организация партийно-политической работы среди раненых и больных;- организация учета и отчетности.
При НКЗ СССР было организовано Главное управление эвакогоспиталей, на которое было возложено руководство лечебной работой, учет сети ЭГ разработка руководящих документов по лечебной работе по финансированию, по материально-техническому обеспечению и т.п.
По такому же принципу создавались управления (отделы) ЭГ при органах управления здравоохранением республик, прав и областей.
В 1943 году были созданы типовые штаты управлений (отделов) по руководству ЭГ в республиках, краях, областях. В его составе было 4 сектора: лечебный, планово-финансовый, и материально-хозяйственного обслуживания, медицинской статистики а также секретное делопроизводство.
Отрицательным моментом был тот факт, что руководство ЭГ осуществлялось управлениями трех ведомств (НКО, НКЗ, ВЦСПС), что приводило к противоречиям, большим потерям времени на согласование и т.п.
В 1945 году Совнарком СССР обязал Наркомздрав СССР и ВУСПС реорганизовать ЭГ в госпитали для лечения инвалидов ВОВ.
Вторая группа специальных формирований – это обсервационныепункты, которые осуществляли противоэпидемическую защиту.
Деятельность медицинского персонала по противоэпидемической защите населения страны, войск действующей Красной Армии в годы Великой Отечественной войны вощла в летопись Второй мировой войны славной страницей. Впервые, в истории войн, которые вела наша страна и войска не служили источником заражения и распространения эпидемических заболеваний среди гражданского населения. На путях возможных заносов инфекционных заболеваний в войска также была создана система противоэпидемических барьеров.
С этой целью, в соответствии с директивой Генерального штаба от 14 июля 1941 года на 17 крупных железнодорожных узлах были сформированы и развернуты обсервационные пункты.
Государственный Комитет Обороны от 02 февраля 1942 года утвердил постановление «О мероприятиях по предупреждению эпидемических заболеваний в стране и Красной Армии».
Роль первого противоэпидемического барьера выполняли медслужба запасных полков и бригад, пополнявщих войска по мобилизации, отдельных дорожно-эксплуатационных батальонов, а собственно на железной дороге - силы и средства санитарно-противоэпидемического отдела Главного военно-санитарного управления НКПС.
Вторым противоэпидемическим барьером на пути контингентов следующих на фронт и обратно были обсервационные пункты НК3 СССр, а также санитарно-контрольные пункты (СКП) Санитарной службы Красной Армии. СКП подразделялись на три группы: 1) СКП - тыла страны, 2) СКП – фронтов, 3) СКП – армий.
Обсервационные пункты и СКП, работавшие в тылу, базировались в гражданских и железнодорожных лечебных учреждениях, госпиталях.
Для санитарной обработки использовались изоляционно-пропускные пункты НКПС, гарнизонные, гражданские и железнодорожные бани и санитарные пропускники, а там, где их не было – приданные СКП взводы обмывочно-дезинфекционных рот, банно-прачечные дезинфекционные поезда и т.п.
Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы:
1. Организованная массовая эвакуация раненых и больных в тыл страны возникла в войнах XIX столетия и получила окончательное теоретическое и организационно-штатное оформление в сороковых годах ХХ века в виде системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначению.
2. ЭГНК3 как конечный этап медицинской эвакуации для наиболее тяжелых контингентов раненых и больных внесли существенный вклад в дело сохранения жизни и возвращение бое - и трудоспособности раненых и больных. В ЭГ тыла страны было в годы войны 1941-45 г.г. эвакуировано 7 705 968 человек (38,8 % от общего числа санитарных потерь), из которых возвращено в строй 3 552 760 человек (46, 1 % от числа лечившихся в ЭГ).
3. Руководство всеми сторонами деятельности ЭГ тыла страны осуществлялось двумя органами управления:- управлениями МЭП и отделами (управлениями) ЭГ НК3 или ВЦСПС, что приводило к противоречиям в силу объективных и субъективных причин и отрицательно сказывалось на результатах работы ГБТС.
в) ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.
Органы управления СФЗ (Главное управление по руководству СФЗ МЗ и СР РФ отделы или сектора органов управления здравоохранения субъектов РФ). Они формируются при объявлении мобилизации для руководства ТГЗ и ОП.
Задачи органов управления СФЗ:
- руководство работой специальных формирований в период мобилизации и в военное время;
- оказание методической помощи руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ и муниципальных образований по вопросам развертывания СФЗ, их материально-технического и финансового обеспечения, организации медицинского обеспечения и подготовки к работе в период мобилизации и в военное время ;
- организация взаимодействия с Главным военно-медицинским управлением МО РФ (или с медицинской службой военного округа военного времени, а также управлением местного эвакуационного пункта (МЭП) по вопросам, обеспечения преемственности оказания медицинской помощи и лечения раненых и больных;
- организация и осуществление контроля за качеством лечения раненых и больных, их реабилитацией и своевременной выпиской, проведением военно-врачебной и медико-социальной экспертизы;
- руководство проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- руководство организацией справочной работы о поступивших в тыловые госпитали и исходах их лечения;
- руководство организацией обеспечения СФЗ нормативными, методическими, инструктивными документами, материалами МЗ и СР РФ + МО РФ;
- организация научно-исследовательской работы по вопросам деятельности специальных формирований здравоохранения;
- организация и планирование мероприятий по специальной подготовке, и усовершенствованию медицинского состава специальных формирований;
- организация медицинского снабжения СФЗ в период мобилизации и в военное время;
- руководство медицинским и бухгалтерским учетом и отчетностью СФЗ, представление установленных отчетов, докладов и донесений;
- организация и проведение статистического анализа лечебной работы в тыловых госпиталях, подготовка справочных материалов о движении раненых и больных и исходах их лечения;
- оперативное руководство и контроль за расформированием ТГ и ОП.
Состав органов управления СФЗ:
Главное управление по руководству СФЗ предусматривается сформировать в следующем составе;
Руководитель, его заместители, главные медицинские специалисты (хирург терапевт), три управления (организационно-плановое, лечебно-профилактическое, медицинское снабжения), дваотдела (финансово-экономический и защиты государственной тайны).
Управления и отделы, в свою очередь, состоят из отделов и отделений, обеспечивающих выполнение задач о которых шла речь выше.
- Отдел по руководству тыловыми госпиталями формируется в составе: Начальника отдела, его заместителя,главных медспециалистов (хирург + терапевт), инспекторов - врачей, инспектора-провизора, инспектора по спецработе, бухгалтера, делопроизводителя, мащинисток и водителя.
- Сектор по руководству ТГ формируется в составе: начальника, инспектора - врача, инспектора-провизора, делопроизводителя, и водителя.
Комплектование органов управления специальными формированиями здравоохранением личным составом производится в мирное время. в соответствии с ранее изложенными принципами. Главной особенностью в Этой работе является персональный отбор и предназначение сотрудников отраслевого органа управления здравоохранением, с учетом их опыта работы деловых качеств и способностей, которые должны обеспечить преемственность в работе между соответствующими подразделениями мирного и военного времени.
Начальники органов управления специальными формированиями подчинены руководителям соответственных органов управления здравоохранением, пользуются правами их заместителей.
Расформировываются органы управления специальными формированиями после завершения работы ТГ и ОП.