Зарождение и развитие неоязыческих религиозных организаций и групп в современной Рос-сии
Современное человечество не знает периодов в своей истории, практически свободных от каких-либо форм религиозных верований. В государстве Россия за более чем двухтысячелетнюю историю вопрос о религии, её месте в обществе стоял трижды. Первый раз в конце X века, и тогда он закончился принятием христианства в 988 году. Второй раз – в конце XIX – начале XX веков, на сломе эпох, когда переосмыслялась роль церкви в жизни общества и отдельного индивида. Третий раз случился в конце XX века - начале XXI, в период глобальной трансформации российского общества и института религии на фоне становления информационного общества. Отметим: начало XXI века - не просто период продолжающейся трансформации религии, но и период глубокого кризиса в истории российского общества. Ломка традиционных ценностей, неудачи в построении новых, буржуазно-демократических идеалов привели к на-рушению психологического здоровья нации и возникновению явления, названного С. Бочнером «культурным шоком» .
В начале 90-х годов, с распадом СССР были потеряны значимые соци-альные связи, поддерживавшие общество в прошлом. Новая реальность не смогла предоставить их аналогов, что и привело к возникновению культурного шока. Культурный шок стал частью процесса адаптации к возникшему психологическому стрессу и проявился в стремлении к более понятной, стабильной и предсказуемой среде. Наиболее комфортным и приемлемым для российского общества выходом из состояния культурного шока стал поиск поддержки со стороны других людей и объединение единомышленников. Подобные союзы чаще всего возникают в двух сферах – профессиональной и религиозной. В данном случае нас интересует религиозная сфера жизни общества .
Конец ХХ века стал временем всеобщего обращения жителей бывшего СССР к религии. Обращение было тем интенсивней, чем больше чувствовалась усталость от перемен и революций. Религия получила возможность вступить в диалог с миром, провозгласив ориентацию на возрождение традиционных ценностей как реакцию на вызов современности и глобальные проблемы - политическую нестабильность и социальные потрясения. В религиозной сфере жизни российского общества стали наблюдаться две основные тенденции: возрождение русского православия и распространение как «нетрадиционных», так и простейших древних верований, не препятствующих принятию христианства .
В отсутствие официальной статистики Государственного комитета статистики по религиозной принадлежности населения Российской Федерации, критерием определения численности последователей того или иного религиозного направления могут служить, прежде всего, данные социологических опросов. По их данным и по количеству зарегистрированных религиозных организаций, доминирующее положение в религиозном пространстве современной России занимает Православие в лице Русской Православной Церкви.
РПЦ оказала огромное влияние на становление и развитие российской государственности, культуры и образа жизни. Этот исторический факт, а также то обстоятельство, что, по данным опроса Левада-Центра в 2007 году, от 56% до 63% россиян относят себя к православным, позволяет говорить о том, что изменился и статус Русской Православной Церкви как социального института: от «выживающего» до важнейшего. Именно с РПЦ большинство людей связывают свои и надежды на достойную жизнь и возрождение России .
С другой стороны, крушение господствующих идеологических систем, как свидетельствует исторический опыт, всегда вызывало к жизни новые сис-темы взглядов, помогавшие ориентироваться в изменившемся мире, делавшие этот мир понятным и предсказуемым, а главное управляемым. Отказавшись от всего, что было связано с Советским Союзом, часть российского общества стала искать духовную опору в идеализированном прошлом - в нетрадиционных и простейших древних верованиях, которые «обещают наделить» своего адепта силой, способной управлять миром с помощью общения (запугивания или задабривания) сверхъестественных сил. Среди них особое место занимает неоязычество.
Как и религия, термин «неоязычество» не имеет общепринятого в социологии религии толкования. Большинство исследователей определяет неоязыческие культы как новые или реконструированные древние языческие учения и духовные практики. На наш взгляд, наиболее полно отражает особенности неоязычества определение, данное А.В. Гайдуковым. Неоязычество - совокупность религиозных, общественно-политических и историко-культурных объединений и движений, обращающихся в своей деятельности к дохристианским верованиям и культам, обрядовым и магическим практикам, занимающихся их возрождением и реконструкцией. Это своеобразная субкультура, представляющая автономное образование внутри господствующей культуры. Само звучание термина «неоязычество» роднит его с «язычеством». Но хотелось бы подчеркнуть, что неоязычество – это качественно иное образование, своеобразное переосмысление языческого мировоззрения, модернизация и развитие архаических основ культуры .
Эволюция неоязычества происходит не в направлении буквального возрождения язычества, а в соответствии с рефлексией над современными проблемами самоопределения человека в мире. Если язычество имеет отношение в основном к прошлому, то неоязычество апеллирует, в основном, к настоящему и будущему человечества. Неоязычество не является особенностью развития постсоветской российской культуры. Впервые это явление возникло в Западной Европе в 20-е, 30-е гг. XX века. В это время нации, находящиеся в поиске национальной идеи, пытаются найти её решение, в том числе и в религии. Появляются духовные течения, схожие с русским неоязычеством конца XX века, – Nature Religions и Native Religions, наиболее характерные для Германии и США. В Англии или Франции, где подобных проблем не возникало, кризис традиционной религиозности выражался, в первую очередь, в росте интереса к оккультизму и сектантству. В России неоязычество тогда не успело сформироваться, так как тенденции его формирования были подавлены революцией и насаждением новой идеологии марксизма-ленинизма .
Второй виток развития неоязычества в России произошел в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Возникают несколько регионов высокой активности адептов неоязыческих культов. При этом основная масса их относится к городской интеллигенции.
Неоязыческое движение зародилось в конце 1980-х гг. и стало набирать силу в конце 1990-х, реализуясь в молодежной неоязыческой субкультуре. Если в 1997 году было зарегистрировано 10 неоязыческих объединений, сейчас их насчитывается несколько десятков. По официальному мнению (в частности, высказываемому Российской Православной Церковью, правоохранительными органами), большое количество объединений, групп, организаций, которые могут быть отнесены к неоязыческим, признаются в основном деструктивными .
Первым по времени «отцом» неоязыческой «Церкви» следует, видимо, считать эмигранта Ю. Миролюбова, уже проявлявшего склонность к принятию исконно славянских верований, как они предстают во «Велесовой книге», в качестве религии для себя. В книге «Прабабкино ученье» (которая была опубликована в Мюнхене уже после его смерти) Миролюбов писал: «Наши далекие пращуры ведийцы имели религию, которую иначе как «прахристианством» назвать невозможно. Эту религию русский человек воплотил в обычаях старины, а Православное Христанство дало лишь догматическое и моральное утверждение этой религии, выражаемое иными словами».
В России первые язычники появились в 70-е годы. Пламенный противник христианства Анатолий Иванов (псевдоним — Скуратов) является фактически самым первым заметным отечественным представителем неоязычества. Сам он, правда, обычно возражает против характеристики своих религиозно-философских взглядов как «языческих» или «неоязыческих», поскольку отождествляет язычество непременно с политеизмом, но соглашается с их определением как «зороастрийских», «авестийских» или «индо-иранских».
В 1978 году А. Иванов-Скуратов написал и распространил в самиздате публицистическую статью «Христианская чума», от появления которой следует, видимо, отсчитывать историю неоязычества в России. (В 1994 году статья была опубликована под новым названием «Христианство как оно есть» в совместном с Николаем Богдановым сборнике «Христианство») .
Ни о Даждьбоге, ни о Стрибоге у Иванова-Скуратова еще ничего не было, но он выдвинул постулат, который впоследствии стал лейтмотивом неоязыческой публицистики: «Из всех духовных эпидемий, когда-либо поражавших человечество, самой страшной было — и, к сожалению, остается, — христианство. Оно унесло и в прямом и в переносном смысле столько жизней, что по с равнению с ним даже «черная смерть», опустошившая Европу в XIV веке, может показаться малозначительным событием. Откуда взялась на наши головы эта напасть? Главным бациллоносителем явилось еврейство, с которым христиане, как бы ни дрыгались, навсегда связаны неразрывной цепью» .
В настоящее время А. Иванов является заметным публицистом национал-патриотического лагеря и возглавляет московское отделение объединения «новых правых» интеллектуалов «Европейская синергия» (с центром в Брюсселе), проявляющего интерес и симпатии к возрождаемым «этническим» и «природным» религиям. Вместе с двумя другими московскими членами «Европейской синергии» — Владимиром Авдеевым (автором книги «Преодоление христианства» и редактором-составителем националистическо-расистского сборника «Расовый смысл Русской Идеи») и Павлом Тулаевым — А. Иванов издает журнал «Атеней». До 2001 г. синергисты оказывали решающее интеллектуальное влиние на «журнал правой перспективы» «Наследие предков» .
Другим представителем раннего неоязычества был преподаватель семитских языков (арабского и иврита) Валерий Емельянов. Начинал он также с антисемитизма и обусловленного им антихристианства. В 1978-1979 годы В. Емельянов написал и распространил в самиздате книгу «Десионизация», в которой изложил заимствованную из «Протоколов сионских мудрецов» концепцию мировой истории как арены борьбы евреев и их «масонской агентуры» против остального человечества. В Москве «Десионизация» распространялась в виде ксерокопированной книги, иллюстрированной фотографиями картин художника-неоязычника Константина Васильева .
В апреле 1980 года В. Емельянова арестовали по обвинению в убийстве и расчленении топором собственной жены, а в сентябре 1980 он был признан невменяемым, судим заочно и посажен в Санкт-Петербургскую спецпсихбольницу. После освобождения в 1986 году и недолгого сотрудничества с православными националистами в рамках Патриотического объединения «Память» Дмитрия Васильева, В. Емельянов создал свою собственную организацию антихристианской и языческой ориентации – Всемирный Антисионистский и Антимасонский Фронт «Память» (ВАСАМФ «Память») — на основе проекта Устава ВАСАМФ, опубликованного им еще в «Десионизации» .
С конца 1991 года «Память» Емельянова именовала себя «Обществом «Память»« – такое сочетание ранее не было официальным самоназванием ни одной из многочисленных группировок «Памяти», но широко использовалось журналистами как нарицательное обозначение всех ветвей национал-патриотческого движения. Языческая «Память» призывала «истребить всех евреев до единого» и выступала за установление в России монархии во главе с династией потомков Сталина (на престол Емельянов предлагал внука Сталина – полковника в отставке Евгения Джугашвили) .
В мае 1999 года В. Емельянов умер, его малочисленное Общество «Па-мять» исчезло, но от «Памяти» В. Емельянова во многом происходят «Московская языческая община» Александра Белова (он же волхв Селидор), община Алексея Добровольского (он же Доброслав, автор примечательного текста конца 80-х гг. «Стрелы Ярилы»), Русская партия России (РПР) Виктора Корчагина, а такжа группа «Русская Правда» Александра Аратова (Огневед) .
В конце 70-х – начале 80-х годов популяризатор «Велесовой книги» в России журналист Валерий Скурлатов также стал отчасти склоняться к язычеству. Соединив «Велесову книгу», отдельные элементы православия и ислама, а также учение Николая Федорова о «воскрешении предков», В. Скурлатов позже пришел к синтетической квазирелигиозной доктрине, которую он сам называет «Правой Верой». Примерно тогда же стал антихристианином художник-диссидент Игорь Синявин. Считать самого Синявина славяно-русским неоязычником можно только с натяжкой, но написанный им в 90-е годы антихристианский катехизис «Стезя Правды» вошел в комплект творений «отцов» неоязычества наряду с «Христианской чумой» Иванова-Скуратова, «Десионизацией» Емельянова, «Стрелами Ярилы» Добровольского .
Ближайший ученик В. Емельянова и друг И. Синявина язычник-нацист Алексей Добровольский живет в настояшее время с сыновьями Сергеем (язы-ческое имя Родослав) и Александром (Вятич) в деревне Весенево Шебалинского района Кировской области, куда он переселился из Москвы, после чего Весенево стала центром паломничества неоязычников со всей России. Его сын Сергей Добровольский-Родослав весной 2001 года был избран главой администрации Шебалинского района. Параллельно с Москвой другим центром язычества становится в годы «перестройки» Ленинград. Первым питерским язычником считается преподаватель философии и научного коммунизма, кандидат философских наук Виктор Безверхий (он же «Дед» и «волхв Остромысл»). В. Безверхий ввел в широкий оборот термин «ведизм», идущий от Ю. Миролюбова .
Уже в 1986 году В. Безверхий создал тайное «Общество волхвов», в которое в основном вошли его ученики из числа курсантов военных училищ. В декабре 1988 г. Безверхий получил предупреждение от КГБ о недопустимости распространения фашизма и организации боевых групп. В июне 1990 года под влиянием В. Безверхого группа национал-патриотической молодежи, ранее участвовавшая в деятельности «Памяти» и некоторых других национал-патриотических организаций, создала общество «Союз Венедов», в котором Безверхий стал фактическим идеологом и лидером .
Идеология Венедов, которую В. Безверхий назвал «ведическим мировоззрением», строится на основе произвольной реконструкции древнеарийской религии, отождествляемой со славянским язычеством. Венеды называют себя то религиозной общиной, то «историко-культурным обществом», то «научно-исследовательским институтом», то признают язычество «религиозной конфессией», то отрицают это. Фактически это мистико-политическое объединение неоязыческой и профашистской ориентации. После смерти В. Безверхого (в сентябре 2000 г.) Союз Венедов продолжает существовать, хотя и стал менее заметен. Параллельно и независимо от Союза Венедов в Ленинграде/Санкт-Петербурге зародилась и другая, более интеллектуализированная версия «Русской Веды», именуемая также «аутентизмом». Автором этой версии стал психотерапевт и проповедник трезвости Сергей Семенов, лидер Духовного союза «Тезаурус» и теневой идеолог целого ряда других петербургских объединений культурно-оздоровительного, мистико-философского и отчасти политического характера: Клуба Психической культуры, Добровольного общества «Оазис», клуба «Россы», Ленинградского мужского клуба, Русского освободительного движения (РОД), Гуманистической партии .
Семенов определяет свою «Русскую Веду», или «аутентизм», как «уче-ние, ориентирующее человека на достижение максимально доступной ему собственной гармонии, ведущее к уверенному, спокойному существованию в единстве родовой, индивидуальной истории и мира во всей его полноте», как «целостное духовное учение со своей диетологией, гигиеной, психотехникой»... «Быть аутентичным — быть подлинным, соответствующим самому себе» .
В качестве элементов «аутентичности» Семенов и его последователи выделяют национальность и пол. В соответствии с этими представлениями в Клубе психической культуры по рекомендации Семенова были выделены русская («Россы») и еврейская (фактически не состоявшаяся) секции, клуб «Россы» разделен на «Мужской клуб» и женское общество «Фемина» («Россия») .
В отличие от большинства других патриотов-язычников, С. Семенов довольно умерен в своих политических взглядах, отвергает теории «крови и расы» (по Семенову, мулат или еврей, если они воспитаны в русской культуре, — безусловно, русские). Отвергая космополитическое смешение как примитивизацию культуры, он подчеркивает ценность для человечества всех национальных — «аутентичных» — культур. Впрочем, некоторые бывшие ученики Семенова, начинавшие вместе с ним в рамках демократического и национал-либерального (если выделить политическую составляющую) Клуба психической культуры, пройдя через умеренный национализм «Россов», в рамках «Русского освободительного движения» (РОД) достигли довольно высокого градуса националистического радикализма .
Последний по времени теоретик и идеолог, выдвинувшийся в неоязыче-стве на роль одного из «отцов Церкви», — это Владимир Истархов (псевдоним Владимира Иванова), написавший труд «Удар Русских Богов». Скандальная книга Иванова-Истархова вызвала возмущение православных националистов. На одном из митингов Союза «Христианское Возрождение» (СХВ) Владимира Осипова «Удар Русских Богов» был подвергнут ритуальному сожжению вместе с порнографической литературой и газетой «Московский комсомолец» .
Сейчас эта тенденция сохраняется. Главным регионом распространения неоязычества является Центральная Россия, а Санкт-Петербург и Москва считаются наиболее активными информационными и организационными центрами пропаганды. В этих регионах сосредоточено подавляющее большинство всех российских центров неоязыческих культов, их штаб-квартиры и издательства. Краснодар стал средоточием неоязычников южного региона России. В Поволжье возник регион возрождения этнического язычества – в местах расселения марийцев, чувашей, удмуртов. Язычество стало здесь символом национального возрождения трех поволжских народов. В Сибири центром неоязычества является Новосибирск.
Неоязычество не имеет единой организационной структуры и подразделяется на множество групп, взгляды которых существенно различаются. Несмотря на это, на современном этапе можно условно выделить два основных течения неоязычников в России. Первая группа, наиболее организованная и многочисленная, – приверженцы «современного язычества». Основными категориями мироустройства в «современном язычестве» считаются Явь, Навь и Правь. Явь – это мир «явный», где обитают люди. Навь – «непроявленный мир», где обитают души предков, мир духов, или Пепельное (Подземное) Царство. Правь понимается как мир богов или Закон, управляющий Явью и Навью. Несмотря на общее понимание мироустройства, в течение «современного язычества» можно обозначить два крупнейших направления: «Родноверие» (этнический политеизм, вера в исконных богов своего народа) и «Природоверие» (обожествление сил природы). Представители «современного язычества» часто оформляются как общественные объединения. В среднем их общины состоят из 10 – 15 человек в возрасте 20-35 лет .
Вторая группа «неоязычников» - это группы населения, сохранившие свои традиционные верования с незначительными изменениями под влиянием православия, иначе говоря – этнические язычники. К числу областей Российской Федерации, где в начале XXI века проживает немногочисленное число этнических язычников (до 1,5 тысячи человек) относится Самарская область (Шенталинский район). Большая часть из них по национальной принадлежности – чуваши. Религиозные практики неоязычников носят коллективистический, традиционный характер .
Таким образом, можно говорить о том, что возникшая в 80-е – 90-е гг. XX века тенденция роста религиозности сохраняется в российском обществе и в первое десятилетие XXI века. Её особенностью является распространение на территории России особой духовной субкультуры – «неоязычества». Распад государства и смена индустриальной цивилизации постиндустриальной привели к возникновению условий для развития неоязычества. Поиск национальных корней и национальной идеологии, основанный на стремлении к национальной сегрегации и национальному обособлению. Возрастание роли этничности - реакция на неопределенность, поскольку нетерпимость к неопределенности – одна из самых сильных психологических характеристик человека, способствующая его адаптации в окружающем мире. Стремление противодействовать ряду негативных тенденций в развитии общества: мировому экономическому кризису, распаду государства и т.д. Сложность новой жизненной ситуации значительно опережает возможности людей адекватно реагировать на происходящие изменения. В результате этого возникает острая потребность в «психологических фильтрах». Одним из таких фильтров служит обращение к этническим ценностям, представляющимся вечными и незыблемыми в бурном потоке времени. Неоязычество – не особое культурное явление, характерное только для российского общества. Это часть культурной реалии общеевропейской современной цивилизации, складывавшейся на протяжении всего XX века. Вместе с тем неояозычество неспособно заменить собой традиционные религиозные системы, в том числе и Русскую Православную Церковь. Не смотря на это анализ духовной составляющей неоязыческих культов, причин их возникновения и динамики их распространения является первостепенной задачей, необходимой для прогноза и выявления основополагающих тенденций развития современного общества.