Внешнеполитическая деятельность СССР
После Второй мировой войны произошли коренные изменения в мире. Союзные войска четырех держав - СССР, США, Великобритании и Франции оккупировали территорию Германии и Австрии в соответствии с решениями Потсдамской конференции. Политическое влияние Советского Союза распространялось на Польшу, на часть Германии, Чехословакию, Венгрию, Болгарию, Югославию, Румынию.
Страна, истощенная войной, нуждалась в мире, восстановлении экономики и людских ресурсов, укреплении и защите своих границ. Вопреки утверждениям ряда американских историков, СССР не разрабатывал планы агрессии против других стран, в частности США, у него не было для этого необходимого флота (авианесущих кораблей всех классов, десантных судов); до 1948г. практически не обладал стратегической авиацией, до августа 1949 г. - атомным оружием. Разработанный в конце 1946 г.- начале 1947 г. «План активной обороны территории Советского Союза» имел исключительно оборонительные задачи. С июля 1945 г. по 1948 г. численность советской армии сократилась с 11,4 до 2,9 млн. чел.
В отличие от СССР США стали господствующей мировой державой, обладающей огромной экономической, воздушной, морской и атомной мощью. В войну они потеряли всего 300 тыс. убитыми. Доллар стал самой устойчивой валютой, а Нью-Йорк - самым большим финансовым рынком мира. В стране не только быстро завершился перевод экономики на выпуск мирной продукции, но была преодолена инфляция, поднята заработная плата рабочим, сохранено технологическое производство и самая высокая в мире производительность труда. Экономическое могущество США, развившаяся за годы войны промышленная и финансовая экспансия в другие страны способствовали претензиям Соединенных Штатов на роль мирового гегемона.
В 1945 г. в послании президента Трумэна конгрессу говорилось, что победа во второй мировой войне поставила американский народ перед необходимостью править миром. В последующих планах Белого дома предусматривалось прекращение союзных отношений с СССР. В сентябре 1945 г. Объединенный комитет начальников штабов одобрил идею нанесения США первого удара по потенциальному противнику. Тогда же был разработан меморандум с предложением «отобрать приблизительно 20 наиболее важных целей, должны достигнуть уровня США в военном и экономическом отношении; США должны быть готовы первыми использовать ядерное оружие.
В западной историографии начало «холодной войны» связывают с послевоенной политикой Советского Союза, которая якобы носила агрессивный характер. В последнее время сторонники этой версии появились в нашей стране. Данная точка зрения восходит к послевоенным выступлениям западных политиков, в частности, У. Черчилля. Миф об агрессивных устремлениях СССР использовался на Западе для идеологической обработки населения в угодном для властей направлении. В своих мемуарах Черчилль пишет, что разгром Германии повлек за собой коренное изменение отношений между коммунистической Россией и западными союзниками, поскольку война против общего врага была «почти единственным звеном, связывающим державы антигитлеровской коалиции».
Без какой-либо увязки с трудным германским вопросом в мае 1955 г. СССР подписал Государственный договор о восстановлении суверенитета Австрии. В том же году июльская встреча лидеров четырех держав-победительниц в Женеве обозначила потепление мирового политического климата, усталость народов от конфронтации. В апреле 1956 г. прекратило свою деятельность Информационное бюро коммунистических и рабочих партий Европы, что способствовало ослаблению раскола мирового сообщества.
В ответ на настойчивое обсуждение в 1950-1953 гг. Генеральной Ассамблеей ООН вопроса о германских и японских военнопленных СССР подготовил условия для установления прямых дипломатических, торговых и культурных связей с Западной Германией и Японией. В сентябре 1955 г. Москву посетил канцлер ФРГ К. Аденауэр. Стороны договорились о прекращении состояния войны, установлении дипломатических отношений и возвращении в Германию немецких военных преступников, осужденных в СССР. В октябре следующего года были нормализованы отношения с Японией. СССР отказался от всех репарационных претензий, согласился на репатриацию военнопленных японцев, осужденных в СССР, поддержал просьбу Японии о ее вступлении в ООН. Восстановление советско-японских дипломатических отношений сопровождалось согласием правительства СССР в случае подписания мирного договора между двумя странами передать Японии острова Хабомаи и Шикотан. Исполнение взятого обязательства было заблокировано заключением в 1960 г. японо-американского соглашения о безопасности, выдвижением дополнительных территориальных претензий на острова Кунашир и Итуруп, нагнетанием русофобии в Японии.
В 1954 г. СССР вступил в ЮНЕСКО, организацию ООН по вопросам образования, науки и культуры и Международную организацию труда (МОТ), в 1958 г. возобновил членство во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Определенный прорыв был сделан на XX съезде КПСС: вывод о мирном существовании стран с различным общественным строем; возможность в современных условиях предотвратить мировую войну. Но в международных отношениях преобладали идеологические подходы, взаимные угрозы, непоследовательность, игра на противоречиях.
Характеризуя внешнеполитическую деятельность Советского Союза, нужно отметить, что она отличалась противоречивостью: осознание необходимости радикальных мер по упрочению мира блокировалось неуверенностью в возможность их реализации. Военно-блоковое мышление по-прежнему господствовало в умах, как советских политиков, так и руководителей капиталистических стран. Стереотипы «холодной войны» постоянно подпитывались Западом, проводившим политику «сдерживания и отбрасывания коммунизма» в отношении Кубы, Северного Вьетнама; на Ближнем Востоке, в Алжире. Советская международная доктрина предусматривала активный поиск взаимопонимания со всеми государствами, однако в период тройственной агрессии Англии, Франции и Израиля против Египта (конец октября - начало ноября 1956 г.) СССР решительно потребовал прекратить вторжение. В советском послании премьер-министру Англии А. Идену говорилось: “В каком положении оказалась бы сама Англия, если бы на нее напали более сильные государства, располагающие всеми видами современного истребительного оружия. А ведь такие страны могли бы в настоящее время и не посылать к берегам Англии военно-морского или военно-воздушного флотов, а использовать другие средства, например, ракетную технику”. Чтобы не было сомнений в серьезности намерений Советского Союза заявлялось: “Мы полны решимости применением силы сокрушить агрессоров и восстановить мир на Ближнем Востоке”, Аналогичная нота была передана французскому премьеру. На грани военного поражения Египта боевые действия были прекращены.
Не следует игнорировать, что в 40-50-е гг. Советский Союз и страны демократии оказались в кольце военных и военно-политических блоков, военных баз США. С середины 60-х гг. началось вещание на СССР радиостанций.
На позицию советского правительства влияли идейно-политические установки о скором крахе капитализма, ожидания революционных взрывов. Идея о возможности «принудить империализм под угрозой гибели строя не развязывать мировую войну» неоднократно высказывалась Н. С. Хрущевым. Сложилось убеждение, что, хотя альтернативой мирному существованию может быть только катастрофическая война, но она опасна, прежде всего, для капитализма. Этот тезис вошел и в третью программу партии. Вера в неизбежность изменения ситуации в пользу социализма привела к рассмотрению принципа мирного существования как специфической формы классовой борьбы. Однако классовая борьба предполагает две противостоящие стороны, и логика «кто не с нами, тот против нас» стала определяющей в международной политике.
Конечно, в странах Запада понимали, что прямое ядерное столкновение опасно и старались его избежать. Но напряженность в отношениях, борьба за влияние на другие страны, стали определяющими в международной политике в течение десятилетий. Конфликты следовали один за другим, и в них втягивались в той или иной мере все великие державы. Так, в условиях подъема национально-освободительного движения Англия и Франция пытались удержать зоны распадавшейся колониальной системы (Индокитай, Алжир – 1962, Малайя, Египет). США длительное время занимали двойственную позицию, а в середине 60-х гг. втянулись в войну в Индокитае.
СССР с самого начала выступил с поддержкой национально-освободительного движения. В первой половине 60-х гг. руководители СССР побывали в Индии, Индонезии, Бирме, Афганистане, Иране и др. странах. Было подписано более 20 соглашений, причем довольно значительными были размеры помощи освободившимся странам: например, ОАР (Египет) за ее счет покрывала 50% ассигнований на экономическое развитие, Индия – 15%.
Советская внешняя политика в отношении развивающихся стран рассматривалась Западом как попытка распространить советскую систему союзов на весь мир, отсечь развитые страны Запада от рынков и источников сырья. В результате Запад усилил военное давление на СССР, а после карибского кризиса в США была принята программа создания стратегических ракет наземного базирования. Естественно, эти шаги вызвали ответную реакцию СССР, что привело к новому витку гонки вооружений. В этой обстановке решались некоторые конкретные задачи.
Основной целью советской дипломатии была стабилизация обстановки в Европе путем узаконивания послевоенного положения. Речь шла о подписании мирного договора с обоими немецкими государствами. Не были зафиксированы новые польские границы.
Советский Союз на конференциях «большой тройки» в годы войны постоянно выступал за сохранение единой Германии. После войны Берлин был разделен на зоны оккупации. В 1949 г. сначала западная зона оккупации Германии провозгласила создание Федеративной Республики Германии, затем восточная, советская зона стала Германской Демократической республикой. После принятия ФРГ в Северо-Атлантический блок (1955) был создан Варшавский договор – военно-политический блок социалистических стран (напомним, НАТО возникла в 1949 г.).
В 1958 г. Хрущев предложил бывшим союзникам сделать Берлин «свободным городом» с особым статусом, гарантирующим ему независимость и кладущим конец его оккупации победителями. В ином случае СССР должен заключить договор с ГДР, и она получит контроль над путями сообщения с Западным Берлином. Союзники, чтобы попасть в город, будут вынуждены обращаться к властям ГДР, то есть признают ее существование. Переговоры шли в течение трех лет, и все время Берлин оставался горячей точкой. В августе 1961 г. вокруг Западного Берлина была возведена бетонная стена с пропускной системой. Тем самым был сделан последний шаг по разделу Германии. Потребовалось еще 10 лет для решения вопроса, но уже на новых условиях признания двух немецких государств (1971).
Другой проблемой было разоружение. СССР добился хороших результатов в гонке вооружений, но это соревнование было обременительным для экономики страны. СССР выступил с многочисленными инициативами. Своеобразная «оттепель» в международных отношениях 50-х гг. дала возможность принять проекты США по сокращению вооруженных сил. Однако вскоре страны НАТО взяли свои предложения обратно. Некоторые из предложений СССР были нереальными («всеобщего и полного разоружения», 1959), другие были ограниченными (прекратить испытания или создать безатомные зоны). В мае 1958 г. СССР в одностороннем порядке приостановил испытания ядерного оружия, уменьшил численность армии с 5,8 млн. чел. до 3,6 млн. чел., в 1960 г. – до 2,4 млн. чел.
Сокращение армии было признаком изменения стратегии, ставка была сделана на новые виды вооружений. Непросчитанное сокращение численности армии, необустроенность уволенных офицеров привели к оппозиции военных Хрущеву.
Сложными были отношения с США. Существование двух сверхдежав, не равных по мощи, но значительно опережавших других, определяло особый статус их отношений. В сентябре 1959 г. после 15 лет конфликтов и напряженности между странами Хрущев посетил США. Эта встреча заложила основы для прямого диалога между двумя государствами. В мае 1960 г. была запланирована встреча руководителей СССР, США, Франции и Англии, но она была сорвана по вине США (инцидент с самолетом-шпионом). Осенью 1960 г. состоялся новый визит Хрущева в США во главе делегации на Генеральную Ассамблею ООН. По предложению СССР была принята резолюция о полной и окончательной ликвидации колониального режима управления, что повысило авторитет СССР в глазах зависимых стран. Во время визита произошла встреча с Кастро, который попросил помощи у СССР, и она была оказана. Помощь Кубе, другим национальным движениям в Азии и на Ближнем Востоке придала большую динамичность советской внешней политике в сравнении со временами Сталина.
Берлин, Куба, Индонезия, Индокитай стали районами прямого столкновения интересов СССР и США, принявшего глобальный характер. Самым острым был Карибский кризис. Весной 1961 г. США попытались свергнуть правительство Ф. Кастро на Кубе. Высадка американского десанта закончилась неудачно, но отношения между СССР и Кубой приобрели и военную составляющую. На Кубе были размещены советские ракеты, впервые возникла непосредственная угроза безопасности США. Вопрос был решен на условиях компромисса: СССР демонтировал ракеты, а США взяли обязательство не организовывать и не поддерживать вторжение на Кубу.
Карибский кризис имел огромные последствия. Кубинская революция выстояла. Лидеры двух держав проявили государственную мудрость, пойдя на уступки друг другу. Стало ясно, что СССР, оказывая помощь, должен был учитывать возможность или неизбежность столкновения с США. Вместе с тем, при смене Хрущева ему поставили в вину, как поражение, уход с Кубы. Успех же США породил эйфорию, что позднее повлияло на решение идти до конца во вьетнамской войне.
В августе 1963 г. в Москве США, СССР и Англия подписали договор, ограничивший испытания ядерного оружия только подземными. В этом же году заключен договор о нераспространении ядерного оружия.
В конце 60-70-х гг. начался процесс разрядки международной напряженности. К этому времени был достигнут военно-стратегический паритет между СССР и США, Варшавским договором и НАТО. Во-вторых, на позицию правящих кругов оказывали воздействие демократические антивоенные выступления. Наконец, война во Вьетнаме показала опасность и бесперспективность региональных конфликтов.
Последовательные действия всех миролюбивых сил планеты способствовали решению многих проблем. В частности, в 1975 г. удалось ликвидировать военный очаг в Юго-Восточной Азии, народы Вьетнама, Лаоса, Камбоджи могли приступить к решению своих внутренних проблем в мирных условиях. Договоры, заключенные между ФРГ-ГДР, ФРГ-СССР, ФРГ-ПНР, четырехстороннее соглашение по Западному Берлину подвели черту послевоенному устройству в Европе. Заключительный акт, принятый в Хельсинки на совещании 33 государств Европы, США и Канады, зафиксировал нормы международных отношений: невмешательство во внутренние дела государств; нерушимость европейских границ; уважение и суверенитет; отказ от применения силы и угрозы ее применения. Были намечены основные направления сотрудничества в экономической, научно-технической и культурной сферах. Большое значение для укрепления мира, доверия между странами стало подписание договоров по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1, ОСВ-2) между США и СССР.
В начале 80-х гг. процесс международной разрядки дал первые трещины. При внешнем успехе процессов разрядки, были факторы, которые привели к ее быстрому концу. США преодолели «вьетнамский» синдром поражения в войне; сформировались новые центры и полюса: Западная Европа и Япония преодолели последствия Второй мировой и региональных колониальных войн; конфликт с Китаем СССР принял затяжной характер; период полного упадка переживало влияние советской идеологии в мире. Замедление темпов экономического развития, стагнация экономики сделали советскую модель малопривлекательной. Власть «кремлевских старцев» не могла вызывать доверия в стабильности режима и возможности его реформирования. СССР «увяз» в войне в Афганистане.
Советское руководство переоценивало кризис западных держав и США и недооценивало кризисные явления, развивавшиеся внутри социалистической системы, а также и в самом СССР. Главной причиной кризиса было исчерпание потенциала той модели развития, которая оформилась в 20-30-е годы и которая совершенно не отвечала эпохе НТР, а затем этапу технологической революции. Международные конфликты 50-60-х гг. в известной мере сплачивали блок вокруг СССР, в условиях международной разрядки все сильнее звучали голоса с требованием действительной независимости.
Энергетический кризис начала 70-х гг. заставил правительства Запада пойти на обновление и структурную перестройку экономики, повлекшую за собой технологическую революцию. СССР оказался в состоянии, когда политика, экономика, идеология и культура, то есть те факторы, на которые опирается внешняя политика, были поражены кризисом. Принцип самодостаточности и технико-экономической самостоятельности, провозглашенный в 20-30-е годы, продолжал действовать (хотя и не был никогда полностью реализован), но в условиях все большего взаимовлияния и взаимозависимости мирового сообщества, страна утрачивала динамизм развития, становилась поставщиком сырья на мировой рынок.
Фактически срыв разрядки был предопределен, она оказалась крайне ограниченной по реальным результатам. Страны продолжали руководствоваться логикой «холодной войны», пытаясь достичь своих целей другими методами. Тем не менее, нового «издания» «холодной войны» на длительный период не произошло, так как перемены в мире назрели объективно: углубилась взаимозависимость стран, большинство проблем приобрело глобальный характер, что требовало для их решения совместных усилий.
В целом, в 70-е - первой половине 80-х годов советская дипломатия добилась существенных успехов. Однако политическое руководство не сумело политически использовать достижение военно-стратегического паритета с США и результаты разрядки для радикального обновления советского общества. Более того, нередко активная внешняя политика была обременительна для страны и сдерживала поступь экономики в целом.