Форма правления: понятие и виды. Понятие формы правления, ее классические и нетипичные виды
Понятие формы правления, ее классические и нетипичные виды.
ФГП – определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Она характеризует структуру и полномочия высших органов государственной власти в стране, порядок их образования и взаимоотношений между собой, степень участия населения в формировании этих органов и влияния принимаемые ими решения. Монархия – ФГП, при которой высшая власть в гос-ве принадлежит монарху, получающему власть по наследству. Подразделяется на абсолутную и ограниченную (парламентарная, дуалистическая).
Абсолютная М – полнота гос власти сосредоточена в руках монарха, она ничем не ограничена, монарх издает законы, назначает высших чиновников, распоряжается казной.
Парламентарная – власть монарха ограничена парламентом. Монарх номинален, лишь формально утверждает состав правительства. Парламент и правительство не подчинены монарху.
Дуалистическая возникает в периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять на себя всю полноту власти. В отличии от парламентарной у монарха больше полномочия в сфере гос власти, но и значительная часть власти законодательной, может налагать абсалютное вето на законы
Республика – ФГП, высшая власть в гос-ве принадлежит выборным органам, наряду с ними сущ-ет независимое правосудие и муниципальное самоуправление.
Парламентская Р – население выбирает на определенный период высший представительный законодательный орган законодательной власти – парламент. Главой гос-ва явл. Выборное ДЛ – президент. Его роль в формировании правительства, в управлении страной носит номинальный хар-р. Правительство, возглавляемое премъер-министром, формируется и работает, если располагает поддержкой парламента, перед которым несет ответственность.
Президентская Р – избранный президент является главой исполнительной власти. Обладает большой самостоятельностью и независимостью от парламента. Является главнокомандующим ВС. Имеет право налагать вето на законы принимаемые парламентом. Нетипичные формы правления
"Республиканская монархия"
Как уже отмечалось, глава государства в монархии – наследственный и пожизненный. Выборы нового монарха обычно проводятся в том случае, когда прекращается династия (например, выборы царем Михаила Романова в России в 1613 г.). Вместе с тем, в современных условиях есть такие монархи, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система, как уже упоминалось ранее, существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу государства - монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из "местных монархов" - правителей составных частей федерации.
Суперпрезидентские республики Латинской Америки
В политической жизни Латинской Америки из-за частых переворотов и контрпереворотов вопрос о форме государства обычно приобретает большее значение, чем в ряде других стран. Постоянная кризисная ситуация объясняется тем, что система власти не отвечает современным условиям. Замена президентской формы правления парламентарной могла бы способствовать стабилизации. Несомненно, что нестабильность на континенте вызвала к жизни особые модели форм правления в ряде стран Латинской Америки.
Президентская форма правления сложилась в этих странах под влиянием США. Однако, несмотря на значительное сходство с формой правления в США, президентские республики в Латинской Америке уже на ранней стадии развития представляли собой особую разновидность, характеризовавшуюся наличием таких специфических черт, как:
* высокая степень централизации государственного аппарата;
* гипертрофированное развитие института чрезвычайного или осадного положения;
* важная роль армии в политической жизни;
* преобладание насильственных методов достижения власти (прежде всего поста президента);
* почти повсеместное отсутствие развитых партийных систем.
Одной из основных отличительных особенностей этой формы правления по сравнению с США явилась и значительно большая концентрация власти в руках президента, а также абсолютизация роли исполнительной власти.
Характерной чертой президентской формы правления в условиях авторитарных режимов обычно служит наделение исполнительной власти столь широкими законодательными полномочиями, что конгресс превращается в декоративный придаток правительства всевластного президента. Президентское законодательство является по существу основным, а подчас и единственным законодательством в стране.
“Монархическая республика”
Выше речь шла о монархиях, которые имеют республиканский признак - систематическую выборность главы государства. Вместе с тем, в современном мире в условиях тоталитарных систем появились разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора (он может называться как угодно - президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и т.д.) или группу диктаторов, форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть выхолащивается. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.п.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий, - словом, когда узурпирует власть.
Смена президентов здесь происходит обычно лишь в результате их смерти или военного переворота, а отнюдь не всеобщих выборов. Перевыборы же на новый срок носят скорее ритуальный, чем реальный характер
Полупрезидентская, полупарламентская республика
"Гибридные" формы монархии не представляют большого интереса для исследователей: число их вариантов из-за характера самой формы правления довольно ограничено. Гораздо более перспективными являются смешанные и "гибридные" формы республики, имеющей множество разновидностей. Наблюдается самое различное соединение элементов парламентарной и президентской республик, а иногда появление таких черт, которых не было ни у одной из этих форм. В последнем случае происходит не просто смешение разных сторон отдельных разновидностей республиканской формы правления, а рождается новое качество, возникает своеобразный гибрид.
Как известно, существует несколько отличительных признаков президентской и парламентской республик, но главное различие между ними заключается в способе политической ответственности правительства (совета, кабинета министров). Все другие признаки, в том числе и порядок назначения правительства, не являются решающими: юридически в парламентарной республике правительство также назначается актом президента (хотя на деле акт президента о назначении министров выражает лишь волю парламентского большинства). Примерами президентской республики являются США, Сирия, Зимбабве, парламентарной – Италия, Германия, Индия и др.