Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?

1) наибольшее число опрошенных высказалось за решающую роль семьи.
2) более трети опрошенных затруднились в ответе на заданный им вопрос.
3) в качестве ведущего фактора в становлении личности около трети опрошенных назвали школу
4) наименьшее число голосов опрошенных набрал фактор природных задатков
A24

Труд «Бегство от свободы», в котором была сформулирована мысль о том, что свобода налагает на человека дополнительную ответственность и что, подчас, комфортнее и удобнее жить в несвободном обществе, создал

1) К. Маркс
2) Э. Фромм
3) К. Юнг
4) Л.Н. Толстой
A25

Среди приведенных признаков укажите те, которые отличаютдеятельность человека от поведения животных.

А) человек в своей деятельности выдвигает осознанные цели
Б) в деятельности человека удовлетворяются естественные потребности
В) человек способен моделировать результаты своей деятельности
Г) деятельность человека определяется инстинктами
Д) в деятельности человека присутствуют осознанные интересы

Выберите правильную комбинацию букв:

1) АБГ 2) АГД 3) АВД 4) ВГД

Часть В

В1

Установите соответствие между видами деятельности и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  ПРИМЕРЫ   ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) выдвижение гипотез развития Вселенной А) научная
2) производство потребительских товаров Б) практическая
3) преподавание учебных предметов в школе    
4) изучение поведения животных в естественной среде    

Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

       
В2

Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «биологические потребности».

В пище, в отдыхе, в еде, в красоте, в поддержании теплового баланса, в защите .

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.

Ответ: ___________________________ .

В3

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

1) Человек в процессе своей жизнедеятельности приобретает знания и опыт.
2) Человек осваивает опыт, накопленный предками, а также, передает свои знания следующим поколениям.
3) Думается, что приобретенное расширяет поле человеческих возможностей, делает человека более свободным в принятии решений.
4) Только знающий и опытный человек способен на самостоятельные решения и поступки.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер,

Б) характер оценочных суждений.

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

       
В4

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд предложений пронумерованы. Три пронумерованных предложения содержат ошибочные суждения.

(1) Личность человека формируется под влиянием различных факторов, важнейшим из которых является воздействие со стороны общества, других людей.. (2)При формировании личности важны врожденные, природные задатки. (3) Задатки человека обязательно развиваются в способности, становятся талантами человека.. (4) Формирование способностей ни коим образом ни связано с деятельностью, взаимодействием с обществом. (5) Исследуя свои способности, каждый человек определяется с выбором профессии.. (6)Выбор профессии во многом запрограммирован у человека с рождения, ни семья, ни школа не способны его изменить.

Выберите из предлагаемого текста ошибочные суждения. Выпишите цифры, соответствующие им в таблицу ответа под соответствующими буквами. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответа.

А Б В
     
В5

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

______________(1) побуждает к деятельности, к поиску предмета ее удовлетворения. Предметом потребности является ее _______________ (2). Мотив - это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная потребность. Одна и та же __________________ (3) может вызываться различными мотивами. Итак, мотив- это побуждение к деятельности, отвечающий на вопрос «зачем?» мы что-то делаем. Мотив служит основой для формирования осознанного ______________(4).

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

А) потребность
Б) интерес
В) мотив
Г) процесс
Д) деятельность
Е) результат

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

       
В6

Установите соответствие между видами деятельности и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Признаки Виды деятельности
1) Освоение опыта предыдущих поколений А) труд
2) Преобразование предметов окружающего мира Б) общение
3) Обмен информацией и ее преобразование в процессе взаимодействия В) учение
4) Осуществление реального действия воображаемыми средствами Г) игра

Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

       
В7

Выберите качества, отличающие человека от животного. Обведите цифры правильных ответов и последовательно запишите их в строке ответа.

1) стремление к самореализации
2) потребность в красоте
3) способность строить жилища
4) потребность в пище и воде
5) способность отображать мир в идеальных образах

Ответ: ____________________________

В8

Вставьте пропущенное слово в схеме и впишите его в строку ответа:

Природа человека

  биологическая   ……………………..
Качества, приобретаемые от рождения   Качества, формируемые в процессе взаимодействия с обществом

Ответ: ________________________

В9

В перечне приведены три общие и три различные черты между человеком и высшими животными.

1) использование орудий труда
2) необходимость поддержание теплового баланса тела
3) представления о сверхестественном
4) отображение мира в идеальных образах
5) потребность в воде и пище
6) создание нового, не имеющего аналогов в природе

Ответ оформите в виде таблицы. В первую часть таблицы впишите цифры, обозначающие общие черты, а во вторую часть таблицы – различия. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ РАЗЛИЧНЫЕ ЧЕРТЫ
           
           

Часть С.

С1

Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социализация»? Составьте два предложения с использованием данного понятия в контексте обществоведческого знания.

С2

Французский писатель Э. Золя писал: «Деятельность заключает награду в самой себе. Действовать, создавать, вступать в борьбу с обстоятельствами, побеждать их или чувствовать себя побежденным, вот вся радость; все человеческое здоровье заключается в этом!». Как понимает автор значение человеческой деятельности? Сформулируйте свое отношение к приведенному суждению.

____

ТЕКСТ

Игра сейчас встает в строй самых жгучих проблем человечества. Без нее невозможно нормальное развитие мозга и тела. Неиграющий ребенок – опасно болен… Дети, лишенные игр, теряют те или иные качества мышления, поскольку не развиваются. По свидетельству психологов, дети, только что поступившие в первый класс, недостаточно наблюдательны: не могут точно, интересно, подходя с разных сторон, рассказать о птице или растении, на которое смотрят. Диагноз – «НЕ ДОИГРАЛ».

…Фантазия, логика, воображение, интуиция, реактивность – все это из игры. Одна из высочайших ценностей участия в играх - обогащение эмоциями….

Игра заставляет находить неожиданные, правильные, неправильные и потому часто особенно интересные решения. Становится очевидным, что часы, потраченные на игры, - не потеря времени на глупости, а обретение важной человеческой способности – самому принимать решения. Привлекательность игр и заключается в риске выбора решения, в «испытании» судьбы. Игры важны именно для воспитания склонностей, привычек принимать решения сообразно обстановке, имеющейся информации… СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ есть главный социальный капитал игры.

…И все-таки для чего нужна игра? Детям, взрослым? Да для радости ощущения жизни и себя в ней. Для полного счастливого самовыражения. Игры без малого исключения – очень хорошее дело. Если собрать все игры, что входили в нашу жизнь, - это будет ЧИСТОЕ, ДОБРОЕ время жизни. Время, когда мы лучше всего понимали и принимали друг друга, когда любили, когда были разными и нужными друг другу, что-то самозабвенно делали, отдавали….

В основе игры лежит какая-то тайна, большая ли, маленькая – неизвестность результата. Процесс игры – ведущее к разгадке приключение. Вот почему азарт игрока, помимо всего прочего, помимо всего прочего, - это азарт открывателя тайн, исследователя.

Шмаков С.А. Ее величество – игра.

С3

С опорой на текст, назовите любые два качества, развиваемые в человеке играми? Приведите любые два примера качеств, которые наблюдаются у ребенка, который, по выражению автора, «НЕ ДОИГРАЛ».

С4

В чем заключается, по мнению автора, привлекательность игры? Сформулируйте два продолжения для фразы: «Игра мне нужна для …».

С5

Как вы понимаете оценку автора «процесс игры – ведущее к разгадке приключение»? Подтвердите данную мысль любым примером.

Тема № 3.

Познание мира. Духовная культура человека и общества.

А1

Процесс постижения человеком сущности вещей, своей природы, законов развития окружающего мира, называется

1) воспитанием
2) обучением
3) познанием
4) искусством
А2

Отличием обыденного, житейского знания является приобретение его в ходе

1) выдвижения и обоснования научных гипотез
2) обобщения данных, полученных экспериментальным путем
3) осмысления и накопления жизненного опыта
4) отображения мира в художественных образах
А3

В понятии «истина» заключено знание,

1) разделяемое большинством людей
2) соответствующее моральным нормам
3) не противоречащее предыдущему
4) соответствующее познаваемым объектам
А4

Верны ли следующие суждения о познании?

А. Познавательная деятельность нацелена на получение достоверного знания.

Б. Истинные знания всегда разделяются большинством людей.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А5

Примером какого знания служит следующее утверждение: «Люди, рожденные под знаком Льва стремятся к лидерству, часто они становятся руководителями»?

1) естественнонаучного
2) астрологического
3) житейского
4) мифологического
А6

Утверждение «по данным археологов во время нашествия орд Батыя на Русь было разрушено 49 из 74 городских центров» является примером

1) мифологического знания
2) житейского знания
3) народной мудрости
4) научного знания
А7

Какой из приведенных результатов познавательной деятельности получен опытно-экспериментальным путем?

1) Разработка философами теории глобального управления
2) Выдвижение астрономами гипотезы о происхождении "черных дыр" в галактиках
3) Определение степени загрязненности водоемов при помощи химического анализа проб воды
4) Моделирование при помощи компьютера последствия высадки инопланетян
А8

Знание о том, что масса вытесненной воды телом при погружении равно массе погружаемого тела было получено путем

1) научного эксперимента
2) предположения (выдвижения гипотезы)
3) теоретического анализа
4) божественного откровения
А9

Высказывание "Всякая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок" свидетельствует о(об ).... характере истины. Заполните пропуск в предложении.

1) научном
2) абсолютном
3) относительносм
4) очевидном
А10

Какое из приведенных утверждений является примером научного знания?

1) Люди, рожденный под знаком Овна, обычно упрямы и энергичны.
2) Согласно мифам древних китайцев, первые люди на земле были сотворены из глины.
3) Обнаруженные археологами при раскопках Помпей надписи на стенах домов дали дополнительную информацию о политической борьбе в древнем Риме.
4) Писатель Геродот, основываясь на слухах, писал о племени людей с собачьими головами, обитавшем в Причерноморье.
А11

Учащийся осуществил индивидуальный исследовательский проект по социологии. Какой из приведенных фактов свидетельствует о том, что он использовал не только теоретические, но и эмпирические методы познания?

1) Учащийся выдвинул гипотезу своего исследования.
2) Учащийся сформулировал прогнозируемые результаты своего исследования.
3) Учащийся провел социологический опрос жителей микрорайона.
4) Учащийся обобщил свои наблюдения и сформулировал выводы.
А12

Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений, например «Альпинистами называют покорителей горных вершин. Тенцинг Норгей первым покорил Эверест – высочайшую горную вершину. Значит, Тенцинг – альпинист» является примером

1) представления
2) восприятия
3) понятия
4) умозаключения
А13

Укажите верное высказывание:

1) Истинные знания – те, которые разделяются большинством людей.
2) В процессе познания приобретаются как истинные, так и ложные знания, заблуждения.
3) Только те знания, которые соответствуют моральным нормам, истинны.
4) Знания, полученные в результате экспериментов, истинны по определению.
А14

Среди приведенных предложений три – с изложением фактов, одно – с выражением субъективного мнения. Укажите предложение, в котором выражено субъективное мнение.

1) В латвийской Юрмале прошел конкурс молодых исполнителей эстрадной песни из стран СНГ и Балтии
2) На фестиваль приехали и многие известные исполнители
3) Подобный фестиваль, думается, позволить осуществить плодотворный обмен творческими идеями.
4) Специально для фестиваля написано много новых песен.
А15

Продукт данного типа культуры отображает эстетические предпочтения создателя и ориентирован на определенный круг потребителей. Какая дополнительная информация о продукте позволит сделать вывод о том, что он относится к массовой культуры?

1) отражает уровень развития общества
2) ориентирован на получение прибыли
3) сложен для восприятия и понимания
4) был разработан неизвестным автором
А16

Верны ли следующие суждения?

А.Потребители элитарной культуры вполне могут воспринимать и произведения массовой культуры.

Б. Некоторые продукты элитарной культуры могут стать частью массовой культуры.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А17

Искусство, как одну из форм культуры, отличает

1) логическая стройность выводов
2) отображение мира в образной форме
3) обобщение системы фактов, полученных опытным путем
4) выстраивание системы доказательств
А18

Верны ли следующие суждения?

А Образование служит для передачи опыта жизни от одних поколений людей к другим.

Б. В основе образования лежат культурные традиции, система ценностей и норм, способов деятельности, накопленные людьми.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А19

В 2004-2005 г.г. социологическая служба проводила опрос. Респондентам было предложено ответить на вопрос: «Станут ли они оплачивать обучение своих детей в вузе, если количество бес платных, бюджетных мест будет существенно сокращено?» Были получены следующие результаты:

Наши рекомендации