Разграничение исполнительной и судебной власти в сфере разрешения индивидуальных дел

Ответы на экз билеты по ТГП с 16 по 20 вкл.

16 Исполнительно-распорядительные органы власти.

Исполнительная власть – это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется государством через правительство (президента) и его органы на местах. Правительство (президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества.

Правительство призвано обеспечить охрану существующего публичного порядка, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Правительство (президент) назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится административный аппарат.

Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, правительство издаёт в форме регламентарных актов. Помимо собственно регламентарной власти правительство может иметь право на издание актов делегированного законодательства. Правительство (премьер-министр) большинства стран обладает правом законодательной инициативы и может оказывать решающее воздействие на законодательный процесс.

За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство несёт, как правило, солидарную политическую ответственность. Отказ правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путём специальной парламентской процедуры. Недоверие приводит к отставке правительства и по общему праву его замене новым. Однако потерпевшее поражение правительство (в целях уравновешивания властей) может, не выходя в отставку, прибегнуть к досрочному роспуску парламента (нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выборов.

Во многих странах предусматривается возможность привлечения главы правительства или его члена к судебной ответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинение предъявляется парламентом или нижней палатой, а рассмотрение и решение дела отнесено к юрисдикции или конституционного суда, или верхней палаты парламента.

Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления.

17 Разграничение компетенции законодательной и исполнительной ветвей власти в сфере нормотворчества.

Разграничение функциональной компетенции между ветвями власти в конституциях часто определяется в весьма общих чертах. Наиболее существенно решение вопроса о соотношении законодательной и исполнительной власти, не случайно во многих зарубежных конституциях есть специальный раздел, посвященный взаимоотношениям исполнительной и законодательной властей (Франция, ФРГ и др.). Законодательная (представительная) власть формулирует общие нормы (правила) организации государственной жизни, а исполнительная обеспечивает их реализацию.

В западных странах проблема исполнительного нормотворчества чаще всего связывается с делегированным законодательством (ст. 38 Конституции Франции или ст. 80 Конституции ФРГ).

Аксиомой концепции разделения властей (что часто закреплено в конституциях и текущих законах) является формула: парламент принимает законы, правительство (президент, кабинет) исполняет, проводит их в жизнь. На практике исполнительная власть обладает значительным числом конституционных, статуарных и фактических полномочий во всех сферах осуществления государственной власти — и законодательной, и правоприменительной. Возрастание активности исполнительной власти — закономерный процесс, и в нем значительная роль отводится делегированному законодательству. Передача законодательных прерогатив должна носить временный и весьма ограниченный характер, не нарушая баланса законодательной и исполнительной властей, и проходить под судебным или иным действенным контролем.

«Тяготение» исполнительной власти к нормотворчеству имеет основания вполне объективного характера: обилие актов непрямого действия, требующих дополнительной регламентации; проявление пассивности законодателя. В связи с этим возникает вопрос о соотношении нормотворчества и правоприменения (распорядительства) в деятельности исполнительной власти. Конечно, переосмысление объема полномочий исполнительной власти в направлении правотворчества неизбежно, однако при создании правового государства важным моментом является закрепление принципа подзаконности исполнительной власти. Главным средством исполнения должно служить не нормотворчество, а основанное на законе распорядительство, т. е. осуществление практических мер по реализации (в первую очередь) законодательных норм. В российских условиях вместо жесткого, командного администрирования используются более гибкие формы координирующего, корректирующего, надзорного, правоохранительного характера. «Сфера деятельности исполнительной власти все шире использует институты контрактов, конкурсов, договоров, которые становятся самостоятельными институтами административного и государственного (конституционного) законодательства».26 Правоустановительные акты исполнительной власти должны служить средством правоприменения (исполнения), а потому возможность их издания следует оговаривать в соответствующем законе.

В соответствии с основами конституционного строя (ст. ст. 1–16 Конституции РФ) Россия является правовым государством. При этом в ч. 2 ст. 4 Основного Закона нашей страны установлено, что данный Закон и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России, а в ст. 15 уточняется, что Основной закон имеет прямое действие и что законы и иные правовые акты не должны противоречить ему. Более того, согласно ч. 2 ст. 16 Конституции РФ никакие ее положения, а следовательно, и положения иных правовых актов, не могут противоречить основам конституционного строя РФ.
Из ст. 10 Конституции РФ следует, что государственная власть в России разделена на 3 самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Высшими органами, уполномоченными осуществлять эти направления власти, являются соответственно Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды РФ (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ). Гарантом согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти является Президент России (ст. 80 Конституции РФ).
Компетенция в области нормотворчества перечисленных высших органов государственной власти определена в соответствующих разделах Конституции РФ. Так, Президент РФ вправе издавать указы и распоряжения, которые, однако, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ). В то же время п. «г» ст. 84 Конституции РФ наделяет Президента РФ правом вносить законопроекты в Госдуму РФ и правом утверждать (одобрять) принятые Госдумой федеральные законы.
Компетенция палат Федерального Собрания по принятию федеральных законов определена в гл. 5 Конституции РФ. В данной главе указано, что федеральные законы принимаются Госдумой РФ (ст. 105 Конституции РФ), но для принятия некоторых из них, в том числе федеральных конституционных законов, имеющих высшую после Конституции РФ силу, необходимо согласие (одобрение) Совета Федерации (ст. ст. 106 и 108). Причем федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. К таким вопросам относятся, например, введение чрезвычайного положения в стране или отдельной ее местности, принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта и др. Всего этих вопросов 12 и они предусмотрены ч. 2 ст. 56, ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 66, ч. 1 ст. 70, ч. 1 ст. 76, п. «в» ст. 84, ч. 3 ст. 87, п. «д» ч. 1 ст. 103, ч. 2 ст. 114, ч. 3 ст. 118, ч. 3 ст. 128, ч. 2 ст. 135 Конституции РФ.

18 Судебная власть: понятие, функции

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают. Одна из важнейших функций судебной власти – осуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства. Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нормо-контроль и судами общей юрисдикции всех уровней.

Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:

  • рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;
  • проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;
  • рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;
  • проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.

Контрольная деятельность также представляет собой:

  • обеспечение исполнения приговоров, иныхсудебных решений;
  • разбирательство и решение дел об административных правонарушениях подведомственным судам;
  • разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;
  • реализацию Верховным Судом РФ права законодательной инициативы.

Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и т. д., свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти.

Разграничение исполнительной и судебной власти в сфере разрешения индивидуальных дел.

Законы, как известно, принимаются парламентом. В двухпалатном парламенте законопроект проходит специальную процедуру в каждой палате. После прохождения парламента закон попадает к главе государства, который подписывает его. Парламенту принадлежит исключительное право принимать законы. Полномочия исполнительной власти таковы: право законодательной инициативы, право “делегированного законодательства”, право принятия подзаконных актов во исполнение закона. С правом законодательной инициативы в ряде стран (с большим весом парламента) связан институт политической ответственности: предложенные законопроекты должны быть приняты парламентом, в противном случае правительство может потерять его доверие. Делегированное законодательство - в некоторых государствах (Франция, Италия, Испания, Польша) издание правительством по уполномочию (делегации) парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона. Делегирование законодательных полномочий правительству может осуществляться путем принятия парламентом соответствующего закона о праве правительства издавать в порядке делегированного законодательства акты по определенным вопросам в течении конкретно установленного времени. Кроме того, делегирование законодательных полномочий может просто подразумеваться, когда парламент издает законы, составленные в общих выражениях (т.н. "закон-рамка", "скелетное законодательство"), делая тем самым применение их невозможным без соответствующей законодательной деятельности органов исполнительной власти. В порядке делегированного законодательства издаются нормы как правительством, так и любыми др. подчиненными им исполнительными. В России это – подзаконные нормативно-правовые акты (постановления Правительства, приказы министерств и ведомств), которые не могут противоречить закону.

Таким образом, роль правительства ясна. Парламент также издаёт свои подзаконные акты по предметам, указанным в законе (Конституции); эти акты являются внутренними, процедурными, принимаются парламентом (палатой парламента) независимо. Пример – регламент.

Разделение исполнительной и судебной власти связано и с введением в действие федерального закона “О судебном департаменте при Верховном Суде РФ”, согласно которому функции Минюста РФ в части организационного и материально - технического обеспечения судов переходят Судебному департаменту.

Такое разделение исполнительной и судебной власти не случайно. Должность судьи должна быть не только властной, но и авторитетной, почетной, должна цениться в обществе выше чем любая правительственная должность.

Любые формы соединения судебной власти с исполнительной извращают назначение судебной процедуры, фактически подменяют разрешение спора формально равных сторон властно - приказным регулированием интересов.

Необходимыми предпосылками независимости суда от. исполнительной власти является:

1) автономная самоуправляющая ассоциация судов (но не судей), осуществляющая все организационно - техническое обеспечение органов правосудия,

2) соответствующий правовой статус самих судей. Независимость судебной власти от исполнительной возможны только в нормальном гражданском обществе, в котором господствуют отношения свободного эквивалентного обмена и в котором судья не нуждается в “опеке” со стороны распределяющей бюрократии уже хотя бы потому, что за свою деятельность он получает материальное вознаграждение.

Эти принципы разделения властей имеют непосредственное отношение к гарантиям свободы, самостоятельности и собственности.

Власть должна принадлежать органам народного представительства (власть формировать общие правила должного) и суду (власть устанавливать право в конкретных случаях), т.е. органам, которые непосредственно не обладают институциональной принудительной силой. Отсюда верховенство законодателей в системе институтов демократического конституционного государства и обязательность судебных решений для правительственно - административных органов любого ранга.

Таким образом, исполнительная власть необходима для исполнения законодательных и судебных актов.

Следует также отметить, что во взаимоотношениях исполнительной и судебной ветвей власти участвуют все звенья системы исполнительных органов (от Правительства Российской Федерации до руководителя конкретного государственного учреждения, предприятия) и все звенья судебной системы, осуществляющие конституционное, административное, гражданское и уголовное судопроизводства. В каждом из видов судопроизводства можно заметить специфические особенности полномочий по отношению к органам исполнительной власти. Эти особенности зафиксированы в Конституции Российской Федерации и в законодательных актах по вопросам судопроизводства, в Федеральном конституционном законе “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 21 июля 1994 г. ( СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.), в Уголовно-процессуальном и Гражданском процессуальном кодексах, в Кодексе об административных правонарушениях.

Представляется целесообразным проследить конкретные связи между исполнительными и судебными органами, в частности, путем анализа действующего законодательства и практики его применения.

20 Нетипичные” ветви власти.

Концепция функционального разделения властей: государственная власть делится на законодательные, исполнительные и судебные полномочия. Однако есть органы (Президент, прокуратура, армия), формально не относящиеся к какой-либо из ветвей, хотя на основе анализа их функций и методов деятельности можно говорить об их принадлежности какой-либо ветви власти.

Президент в государствах с республиканской формой правления - глава государства и исполнительной власти или только государства. Последнее более характерно для любой, кроме президентской, республики. Президент РФ, например, согласно Конституции РФ 1993 г. (ст. 80) - глава российского государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент в целом независим от других органов государственной власти, парламентские и судебные сдержки и противовесы, а тем более контроль, существуют в минимальной мере. Глава государства в РФ - не часть системы разделения властей, он поставлен над другими ветвями власти.

Прокуратура - специальный государственный орган (система органов), в компетенцию которого входит возбуждение уголовных дел, поддержание обвинения, представительство интересов государства в судебном процессе. В одних странах прокуратура является составной частью суда, в других организационно отделена от него. В некоторых странах прокуратура входит в систему министерства юстиции (США, Франция, Нидерланды, Австрия, Япония, Польша). Конституция РФ 1993 г. устанавливает лишь наиболее общие принципы организации Прокуратуры РФ, оставляя регулирование всех остальных вопросов правового статуса этого органа за федеральным законом. Cогласно ст. 129 Конституции РФ, Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ; Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ; прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами; иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

Армия – специфический орган, выполняющий функцию обороны от внешнего нападения. Как правило, она управляется через правительство (министерство обороны).

Наши рекомендации