Налоговая система Европейского Союза как единой бизнес-среды
Правовое регулирование налогов и сборов в ЕС обусловлено наличием нескольких факторов.
Во-первых, можно выделить принципиальное различие между сферами прямого и косвенного налогообложения в ЕС, каждая из которых имеет свою специфику регулирования на наднациональном уровне.
Во-вторых, администрирование в сферах прямого и косвенного налогообложения в государствах - членах ЕС регулируется на уровне ЕС исходя из целей и задач, актуальных для интеграции государств - членов ЕС.
Применительно к первому фактору следует отметить, что если в случае косвенного налогообложения существует гармонизация налоговых систем государств - членов ЕС, то в области прямого налогообложения осуществляется процесс координации.
При осуществлении координации налоговых систем Комиссия ЕС издает Сообщения, которые посвящены конкретным проблемам налогообложения и относится к так называемым нормам "мягкого права". И поскольку "мягкое право" является индикатором правового убеждения, постольку его правовое качество выражается в рамках традиционных, признанных сообществом государств источников права. Зачастую оно может быть использовано для толкования традиционных источников права. Кроме того, его действие обусловлено значением для правоприменения
Еще в 1967 году была принята Программа Комиссии ЕЭС по гармонизации прямых налогов, в которой определялся следующий перечень задач:
- устранение всех налоговых барьеров для перемещения капитала, единого рынка и расширения инвестиций;
- обеспечение налогового нейтралитета корпоративных операций по реструктуризации и трансграничным слияниям;
- обеспечение условий для реализации принципа равной конкуренции в сфере инвестиций с помощью выравнивания налоговых стимулов и методов исчисления налогов;
- устранение различий между налогами, взимаемыми с активов компаний, инкорпорированных в государствах-членах;
- создание единообразной налоговой базы налога на корпорации и метода исчисления прибыли;
- сближение ставок налога на корпорации государств-членов;
- координация способов проведения налоговых проверок и взимания налогов;
- устранение двойного налогообложения, которое не может быть достигнуто в процессе гармонизации
Вместе с тем этим инициативам не суждено было сбыться, поскольку государства - члены ЕС неоднократно выражали свою позицию сохранения фискального суверенитета в сфере прямого налогообложения. Таким образом, вместо гармонизации прямого налогообложения в ЕС в настоящее время осуществляется координация налоговых систем государств - членов ЕС, что, с одной стороны, позволяет сохранить фискальный суверенитет государств, с другой - посредством норм мягкого права воздействовать на формирование налоговых политик государств-членов.
В частности, общая стратегия налоговой политики ЕС содержится в Сообщении Комиссии ЕС от 23 мая 2001 года о "Налоговой политике в ЕС - приоритеты на будущие годы". В этом сообщении Комиссия ЕС указала, что не существует необходимости в гармонизации национальных налоговых систем государств - членов ЕС. Право выбирать ту или иную систему налогообложения оставлено за государствами - членами ЕС, при условии соблюдения права ЕС.
Налоговая политика ЕС состоит из системы мер, проводимых не только институтами и органами ЕС, но и государствами-членами в целях гармонизации и координации налогового законодательства государств-членов для устранения налоговых барьеров на внутреннем рынке, обеспечения реализации основных свобод, закрепленных учредительным актом ЕС, недопущения недобросовестной и пагубной налоговой конкуренции, дискриминации на внутреннем рынке, создании норм об избежании двойного налогообложения. Однако в учредительном акте ЕС налоговая политика не определяется в качестве отдельного вида политики ЕС (ст. 3 Договора о функционировании ЕС) <3>. Вместе с тем в учредительном акте ЕС закреплено, что в компетенцию ЕС входит сближение (гармонизация), которое необходимо с целью обеспечить создание или функционирование внутреннего рынка и не допустить искажений конкуренции (ст. 113 Договора о функционировании ЕС).
Институты ЕС осуществляют свою деятельность по налоговым вопросам только в том случае, если государство - член ЕС не может эффективно решить возникшие проблемы. По сути, проблемы возникают из-за отсутствия должного уровня координации между налоговыми политиками государств - членов ЕС. В Договоре о функционировании ЕС содержится следующее положение: "В отдельных сферах и согласно условиям, предусмотренным Договорами, Союз располагает компетенцией осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию или дополнение деятельности государств-членов, не подменяя при этом их компетенцию в данных сферах" (ст. 5(2) Договора о функционировании ЕС).
В связи с процессом координации национальных налоговых систем Комиссия ЕС выразила мнение, согласно которому сохранение единогласия в голосовании по налоговым вопросам не способствует данному процессу <4>. Соответственно, было предложено заменить такое голосование на голосование посредством квалифицированного большинства, однако государства - члены ЕС не поддержали мнение Комиссии по этому вопросу. Таким образом, фискальный суверенитет является не простой декларацией, а выражает реалии функционирования ЕС.
С целью улучшения международного налогового сотрудничества между государствами - членами ЕС и решения проблем, требующих совместных усилий в налоговой сфере, на максимально широкой географической основе Европейской комиссией разработан ряд директив и регламентов на основе принципов прозрачности, обмена информацией и справедливой налоговой конкуренции для более эффективного реагирования ЕС в борьбе с уклонением от уплаты налогов, содержащих рекомендации к применению конкретных действий, например -
ДИРЕКТИВА N 2011/96/ЕС СОВЕТА ЕС ОБ ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАТЕРИНСКИХ И ДОЧЕРНИХ КОМПАНИЙ В РАЗНЫХ ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕС (Брюссель, 30 ноября 2011 года)