Один из механизмов киотского протокола - Система европейского союза по торговле выбросами (EU ETS)

Схема\система Европейского Союза по Торговле Выбросами (СТВ ЕС) является крупнейшей многонациональной схемой по торговле выбросами в мире и основным элементом политики ЕС в области климата. В настоящее время СТВ охватывает более 10000 установок в энергетическом и промышленном секторах, которые вместе ответственны за почти половину выбросов CO2 в ЕС, и за 40% всех выбросов парниковых газов. СТВ ЕС вступила в третий этап в 2013г., который продлится до 2020г.

В рамках СТВ ЕС, крупные загрязнители атмосферы двуокисью углерода в ЕС должны проводить мониторинг и подготавливать ежегодный отчет о о своих выбросах. Они по закону обязаны каждый год аннулировать и передавать правительству определенное количество своих углеродных кредитов\квот на выбросы, эквивалентное объему их выбросов CO2 за соответствующий год. В целях нейтрализации ежегодных колебаний в уровнях выбросов CO2, вызванных экстремальными погодными условиями (такими как суровые зимы или очень жаркое лето), квоты на выбросы для заводов в рамках СТВ ЕС выделяются на период нескольких лет сразу. Каждый такой отрезок последовательных лет называется Торговым Периодом. Первый Торговый Период СТВ ЕС закончился в декабре 2007г; он охватывал все выбросы с января 2005г. По его окончании первый этап квот ЕС стал недействительным. С января 2008г. начался Второй Торговый Период, который продлился до декабря 2012г.

В настоящее время предприятия получают квоты от правительств государств ЕС бесплатно. Помимо получения этого первичного распределения по заводам, любой оператор может купить квоты ЕС у других предприятий (установок, торговых фирм, или у правительства). В том случае, если предприятие получило больше бесплатных квот, чем ему необходимо, оно может продать их. Значительное распределение, свыше необходимого, странам бывшего Советского Блока в 2005-2007гг. привело к массовым продажам и, в результате, значительному провалу цен на единицы в 2007г. Политические деятели и представители промышленности в целом стремятся избежать повторения подобной ситуации.

В январе 2008г. Европейская Комиссия предложила внести в схему ряд изменений, включая централизованное распределение (заменяющее национальные планы распределения) органом ЕС, переход к продаже большей доли (60%) квот на аукционе вместо бесплатного их распределения, и включение других парниковых газов, таких как закиси азота, перфторуглеродов и гфу, которые будут либо запрещены, либо регулированы отдельным договором – возможно расширением Монреальского протокола. Эти изменения все еще находятся в стадии разработки; указанные поправки скорее всего вступят в силу только с января 2013г, то есть в третий Торговый Период в рамках СТВ ЕС. Кроме того, предлагаемые лимиты для третьего Торгового Периода предусматривают сокращение выбросов парниковых газов всего сектора в размере 21% в 2020г. по сравнению с выбросами 2005г. СТВ ЕС недавно была расширена и включила авиационную промышленность, но эти изменения не вступят в силу до ноября 2013г.

По решению властей Евросоюза, с 2012 года авиаперевозчики, выполняющие рейсы в Европу, становятся участниками EU ETS, европейской системы торговли квотами на выбросы парниковых газов. С 1 января 2012 года авиакомпании должны будут получать квоты на выбросы парниковых газов пропорционально своему объему перевозок, а также вести мониторинг, отчетность и контроль выбросов. Планируется, что компании будут бесплатно приобретать квоты на эмиссию по расчетам 85% от выбросов базового 2010 года, а остальные 15% должны будут оплачивать.

В октябре 2009 года правительство РФ сделало Сбербанк России оператором углеродных единиц, а Минэкономразвития было уполномочено утверждать проекты. К настоящему моменту в Сбербанк поступило 156 заявок на проекты с общим объемом сокращений выбросов около 386 миллионов тонн CO2-эквивалента, из них утверждено 108 проектов на 311 миллионов тонн СО2-эквивалента.

Российские правила торговли углеродными квотами требуют, чтобы покупателями единиц сокращения от проектов совместного осуществления были иностранные компании. Российские юридические лица – авиакомпании – не могут покупать единицы у российских юридических лиц, получивших квоты в российских проектах.

В конечном итоге, желанием Комиссии было бы присоединить с 2012г. к СТВ все сектора, включая авиацию, морской транспорт, и лесное хозяйство.

«Э.ОН Россия» в 2010 году стала одним из пионеров рынка «киотских» квот. продала квоты на выбросы парниковых газов

ОАО «Э.OН Россия» сформирована в 2005 году на базе пяти электростанций. В состав компании входят Сургутская ГРЭС-2, Березовская ГРЭС, Шатурская ГРЭС, Смоленская ГРЭС и Яйвинская ГРЭС, суммарной мощностью 10345 МВт. Еще один филиал Э.OН Россия - «Тепловые сети Березовской ГРЭС», осуществляет поставку тепла потребителям в регионе деятельности Березовской ГРЭС.

«Э.ОН Россия» завершила перевод единиц сокращенных выбросов, полученных при работе энергоблока ПГУ мощностью 400 МВт Шатурской ГРЭС в 2011 году.

Факт перевода квот в объеме 381,9 тыс. единиц подтвержден отчетом о транзакции, выпущенным Российским реестром углеродных единиц, отмечают в компании. ЕСВ были приобретены компанией E.ON Carbon Sourcing.

Как комментируют в компании, энергоблоки, построенные на основе парогазового цикла, примерно на треть эффективнее, чем традиционные работающие в РФ энергомощности (КПД – 56-57%), поэтому при выработке 1 кВтч электроэнергии образуется меньше выбросов парниковых газов.

Наши рекомендации