Формирование и расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ

Бюджет ПФР и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а так же отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В Законе о бюджете Пенсионного фонда РФ утверждаются общая сумма доходов, в том числе по источникам, и общая сумма расходов – по направлениям. Отчет фонда об исполнении бюджета за каждый год также в виде федерального закона утверждается Государственной Думой РФ.

Средства ПФР формируются за счет:

страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов; страховых взносов иных категорий работающих граждан; ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий; средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным; средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений. Согласно ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на: выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

пенсий при потере кормильца;

пенсий по инвалидности;

пенсий военнослужащим;

компенсации пенсионерам;

материальной помощи престарелым и инвалидам;

пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей инфицированных вирусом иммунодефицита; пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС; доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов); иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Исходя из вышесказанного, видно, что за счет средств Пенсионного фонда финансируются программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты. Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты государственных пенсий и пособий на возвратной основе из федерального бюджета. Это расходы на собственно выплату пенсий, а также расходы по их доставке и пересылке. Часть средств Пенсионного фонда используется на капитальные вложения и проектные работы, разработку и ввод в эксплуатацию автоматизированной системы фонда, подготовку и переподготовку кадров, содержание органов Пенсионного фонда, возврат краткосрочных ссуд и полученных от коммерческих банков кредитов.

В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет Пенсионного фонда. Средства фонда идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги. Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке. Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке:

на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии; на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год. Порядок использования временных свободных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом.

Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации создается резерв. Размер этого резерва, а также порядок его формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.
2.2 Особенности использования бюджетных ассигнований по обеспечению деятельности Фонда
1. Установить, что в целях реализации Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и Федерального закона от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" в 2009 году и в плановый период 2010 и 2011 годов: 1) в расходы, связанные с ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, включаются затраты на обработку заявлений застрахованных лиц о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании), переходе из Фонда в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование, переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование, и переходе из негосударственного пенсионного фонда в Фонд; 2) в расходы, связанные с ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, включаются затраты на обработку заявлений застрахованных лиц о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и затраты на обработку копий платежных документов, подтверждающих уплату дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. 3) стоимость обработки одного заявления застрахованного лица и одной копии платежного документа составляет по 4 рубля без учета налога на добавленную стоимость.

2. Суммы средств, поступившие в бюджет Фонда на выплату страховой части трудовой пенсии, на которые страхователями по состоянию на 1 января 2009 года не представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета для отражения в общей части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, направляются Фондом на финансовое обеспечение выплаты страховой части трудовой пенсии.

3. Установить, что в составе остатка средств пенсионных накоплений, не переданных в доверительное управление управляющим компаниям, по состоянию на 1 января 2009 года учитываются страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, поступившие в бюджет Фонда и не учтенные в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в связи с непредставлением страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

4. Фонд в устанавливаемом им порядке вправе в 2009 году и в плановом периоде 2010 и 2011 годов в пределах ассигнований, предусмотренных приложением 4 к настоящему Федеральному закону по целевой статье "Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов" подраздела "Пенсионное обеспечение" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджета, осуществлять:

1) финансовое обеспечение оплаты услуг организациям по приему и составлению электронных заявлений граждан об отказе от получения социальных услуг (социальной услуги), исходя из стоимости обработки одного заявления в размере 4 рублей без учета налога на добавленную стоимость; 2) направление средств на оказание медицинских услуг работникам Фонда и его территориальных органов; 3) направление средств в сумме до 100 млн. рублей ежегодно на предоставление работникам Фонда и его территориальных органов единовременной субсидии на приобретение жилой площади

2.3 Источники доходов Пенсионного Фонда Российской Федерации .
Первоочередной задачей в ходе проведения пенсионной реформы становится финансовое обеспечение ее реализации. Актуальность данного вопроса в последнее время приобретает высшую степень, поскольку изменения в части применения единого социального налога, произошедшие с 1 января 2005 года нельзя оценивать как однозначно позитивные.Прежде чем делать выводы относительно новейших тенденций в области пенсионного обеспечения, необходимо определить достаточность финансовых средств пенсионной системы с самого начала реформ. С этой целью проанализируем доходы Пенсионного фонда России (табл. 2.1.1).

Таблица 2. Доходы Пенсионного фонда России в 2001-2006 гг. [17] (млн.руб.)

Показатель 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. (план)
Переходящий остаток 98321,9 115604,7 - - -  
Страховые взносы в Фонд: - на страховую часть - на накопит. часть 259848,0 - - 246130,0 35100,0 320240,0 48370,0 379440,0 76420,0 558440,0 80170,0 617040,0 96490,0
Страховые взносы в виде фиксированного платежа - 19200,0 18100,0 1400,4 4500,0 6050,0
Мобилизация просроченной задолженности 25300,0 35000,0 12450,0 11162,1 12000,0 5780,7
Средства ЕСН, поступающего из федерального бюджета 239772,0 281230,0 365640,0 438210,0 266500,0 485850,0
Средства фед. бюджета, передаваемые в фонд 34039,0 49491,7 50321,9 65499,2 243133,5 347393,8
Доходы от размещения временно свободных средств фонда - - 7050,0 27041,6 10780,0 4641,3
Прочие доходы 7027,1 1721,3 669,5 1143,3 1851,5 7838,6
Всего доходов 564208,0 783477,7 822841,4 1000316,6 1177375,0 1566443,1

На основе данных, представленных в таблице, можно сделать вывод относительно финансовых возможностей Пенсионного фонда по финансированию возложенных на него функций и задач. Прежде всего, необходимо отметить, что доходы фонда постоянно увеличиваются. Общий прирост за период составил 177,6%, то есть доходы увеличились более чем в 2,7 раза. Вместе с тем, анализ цепных темпов роста свидетельствует о том, что интенсивность их увеличения постепенно снижается – если в 2002 году доходы возросли по сравнению с 2001 на 38%, то в 2005 по сравнению с 2004 – только на 17%. Указанное положение связано с замедлением темпов роста пенсий российских пенсионеров, что, как теперь можно видеть, обусловлено невысокими темпами роста доходов ПФР.

Если обратиться к динамике выплат по пенсионному обеспечению, вышеуказанный вывод также можно подтвердить (рис.2.1.1).

Формирование и расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ - student2.ru

Рис. 1 Динамика страховых взносов в Пенсионный фонд России в 2001-2006 гг. (млн.руб.)

Данные рисунка также свидетельствуют о замедлении темпов роста взносов в пенсионный фонд, несмотря на неизменную на протяжении всего периода ставку ЕСН, зачисляемого в Фонд – 14%. Исключение составляет 2005 год, но ситуация от этого лучше не становится, поскольку средства ЕСН, поступающие в Пенсионный фонд в меньшей мере касаются существующих пенсионеров, чьи пенсии финансируются за счет средств федерального бюджета. Кроме того, на основании данных таблицы 2.1.1 также можно увидеть, что наиболее динамичным является показатель взносов на накопительную часть пенсии, что в определенной степени оправдывает введение накопительного механизма финансирования пенсий. За пять лет его существования средства, поступающие ежегодно по данному направлению, увеличились в 2,7 раза. При этом общая сумма накоплений Пенсионного фонда с учетом доходов от размещения средств пенсионных накоплений к концу 2005 года составила 206 206,5 млн.руб., что фактически составляет пятую часть годового бюджета Фонда

Таким образом, анализ финансового обеспечения пенсионной системы в последние годы свидетельствует о том, что формирование нового механизма пенсионного обеспечения невозможно в том объеме, который обеспечил бы приемлемый уровень пенсий. Низкий уровень жизни пенсионеров, а также снижение налогового бремени, и по сути, его перекладывание на федеральный бюджет не может принести позитивных результатов Пенсионному фонду, поскольку в рыночных условиях формирование дотационного механизма финансирования пенсий неприемлемо. Следовательно, необходимо нахождение компромисса между требованиями представителей бизнеса по снижению налогового бремени и потребностями финансовой системы страны по финансированию крупнейших социальных расходов.

Наши рекомендации