Политико-правовое учение К. Маркса и Ф. Энгельса
К. Маркс – немецкий социальный мыслитель, философ, социолог, экономист, основоположник философского и политического направления – марксизм. Родился в семье адвоката. Получил юридическое образование в университетах Бонна и Берлина. Основные сочинения: «К критике гегелевской философии права. Введение», «Манифест Коммунистической партии», «К критике политической экономики. Предисловие» и ряд других. Многие работы написаны совместно с Ф. Энгельсом.
Маркс – рационалист и систематик, стремившийся вместить весь материал своих рассуждений в строгие формулы мыслящего разума. Его теоретические, в частности, политико-правовые воззрения базируются на ряде принципов
Принцип экономического детерминизма. Характер экономической детерминации всепроникающ и определяет тип общества, его культуру и все стороны социальной и духовной жизни. Существует пять исторических разновидностей социальных отношений и столько же типов общественных систем или общественно-экономических формаций. Они связаны между собой логикой прогресса. Поскольку современное общество устроено несправедливо, социальный мир должен быть объектом не созерцания, а преобразования при помощи радикальных революционных средств. Самый революционный класс, пролетариат, установив в ходе революцию собственную диктатуру, начнёт продвигаться к бесклассовому обществу – коммунизму.
В работе «К критике политической экономии» (1859) Карл Маркс выделил «прогрессивные эпохи экономической общественной формации», которые определялись по общественным способам производства, в числе которых были названы азиатский, античный (рабовладельческий), феодальный и капиталистический. Хотя завершённой теории общественно-экономических формаций Маркс не сформулировал, обобщение его высказываний позволило советским историкам (В. В. Струве и др.) сделать вывод, что он выделял пять формаций, в соответствии с господствующими производственными отношениями (или формами собственности): первобытно-общинную; рабовладельческую; феодальную; капиталистическую; коммунистическую.
Признание первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию составляет основу материалистического понимания истории. Без диалектики понимание истории тоже бессмысленно, поскольку только она позволяет рассматривать историю как процесс противоречивый, обязывает исследовать объективные закономерности как законы движения, выявляет социальные противоречия как источник развития. Диалектика также проявляется в форме исторического подхода, определённого как принцип историзма.
Марксизм немыслим и без принципа деятельности. История, как полагал Маркс, есть не что иное, как процесс становления человека человеческим трудом, то есть его собственной деятельностью. Вне деятельности нет ни человека, ни общества, ни истории. Следовательно, понять историю – это значит объяснить, почему люди делают её так, а не иначе.
Особое значение Маркс придавал пониманию права и государства как классовых феноменов. Государство возникает в результате раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами, и само является защитником господствующего класса. Право также носит классовый характер. Право есть возведение в закон волю господствующего класса.
Социалистическая революция неизбежна. В результате революции рабочий класс возьмёт власть в свои руки и имя этой власти – диктатура пролетариата. В работе «Критика Готской программы (1875)» он впервые сформулировал идею о двух фазах развития коммунистического общества – низшей и высшей. На первой действует принцип распределения по труду, на второй – по потребностям. Он не абсолютизировал революцию, признавал возможность реформистского пути. Точно так же переход власти возможен мирным путём, не обязательно насильственным.
Маркс проанализировал опыт Парижской коммуны 1871 года и пришёл к выводу, сто именно такой должна быть власть рабочего класса, при условиях соблюдения принципа выборности, соединения в Совете коммуны законодательных и исполнительных функций, рабочего характера её деятельности и т.д.
Доктрина мыслителя содержит идею отмирания государства в коммунистическом обществе. Логика здесь проста: коммунистическое общество не знает классов – государство есть следствие и результат классовой структуры общества и борьбы классов, интересов, с отмиранием классов отомрёт и государство. Его идею развил и конкретизировал Ленин в работе «Государство и революция».
Марксизмвозник в 40-х гг. XIX века. Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) пытались выяснить условия и указать пути реального освобождения трудящихся от какой бы то ни было эксплуатации, от всяких форм социального угнетения, бесправия, неравенства. Они поставили перед собой задачу наметить контуры строя, который сможет преодолеть отчуждение труженика от собственности и власти, наиболее разумно организует общественную жизнь, обеспечит свободное гармоничное развитие личности.
Увлеченные прежде всего и главным образом этой проблематикой, К. Маркс и Ф. Энгельс, естественно, обратились к широкому кругу прямо связанных с нею вопросов государства, права, законодательства, политики. Плодом такого обращения и явилась марксистская историко-материалистическая концепция государства и права.
Специфика марксистского подхода к изучению государства и права – анализ явлений политической и правовой жизни в первую очередь как органических составных частей (моментов) классовой общественно-исторической формации, отказ от усмотрения в политико-юридических институтах феноменов религиозного, психологического, этнического и тому подобного порядка. Упомянутый подход зиждется на идее зависимости государства и права прежде всего и главным образом от уровня общественного разделения труда, классовой структуры и соотношения классовых сил в обществе.