Глава 2. виды личных прав и свобод
2.1. Нормативное содержание личных прав и свобод
В отличие от советских конституций на первое место в новой Конституции выдвинуты гражданские (личные) права и свободы, за ними следуют политические, а уже потом – экономические, социальные и культурные. Итак, рассмотрим основные права и свободы человека и их нормативное содержание.
Права человека - неотъемлемый элемент человеческой личности и человеческого бытия. Поэтому процесс формирования концепции прав человека прошел длительный путь, тесно связанный с историей развития общества.
Личные права - это право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, неприкосновенность жилища.[27]
1. Право на жизнь
Согласно ч. 1 ст. 20 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь. В научной литературе жизнь определяется как высшее нематериальное благо, возникающее с момента отделения жизнеспособного ребенка от организма матери и продолжающееся в течение функционирования головного мозга[28].
Конституционное право на жизнь образует первооснову всех других прав и свобод человека. Это связано с тем, что все остальные права, например, право на здоровье, социальное обеспечение, образование, частную собственность и другие – утрачивают смысл и значение в случае смерти человека. При этом право на жизнь является лишь констатацией со стороны государства в том смысле, что государство не сможет в полной мере обеспечить данное право, т.к. жизнь человека заканчивается в силу объективных, естественных причин[29].
Право на жизнь является самым важным в системе основных прав человека и гражданина, и не только потому, что жизнь неотчуждаема и принадлежит каждому от рождения, а в силу того, что она есть необходимое условие, предпосылка обладания человеком всех иных прав и свобод, предоставленных и гарантированных Конституцией, охраняемых законами и законодательными актами. Провозглашение в Конституции права на жизнь требует от государства создания действенного механизма как ее охраны, так и защиты. И но относится не только к правоохранительной деятельности в сфере борьбы с преступностью, но и к всемерному обеспечению сохранности человеческой Жизни в социальной сфере.[30]
Подход к человеческой жизни как высшей социальной ценности пронизывает все отраслевое законодательство, содержащее в этом отношении самые различные нормы: об ответственности за преступления против жизни, о необходимой обороне, о правилах использования оружия, о порядке признания лица умершим, об условиях констатации смерти человека и т.д.[31]
Право на жизнь складывается из правомочия на сохранение жизни и правомочия на распоряжение жизнью. Важной гарантией правомочия на сохранение жизни является упоминавшееся установление уголовной ответственности за преступления против жизни человека (ст. 105 – 110, ч. 4 ст. 111 и ряд других норм Уголовного кодекса РФ[32]). Кроме того, правомочие человека на сохранение жизнидолжно обеспечиваться комплексом активных действий всех государственных и общественных структур, каждого человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной сред обитания, условий жизни. К этим факторам относятся политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением оружия и т.д.[33]
Право на жизнь в аспекте распоряжения своей жизнью проявляется как возможность подвергать себя значительному риску и возможность решать вопрос о прекращении жизни.
Другим примером является ч. 2 ст. 21 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Из буквального толкования данной нормы следует вывод, что с добровольного согласия лица проведения таких опытов допустимо, несмотря на то, что они могут быть сопряжены с риском для жизни этого лица.
Правомочие на распоряжение своей жизнью включает также самоубийство. В настоящее время самоубийство лица не влечет отрицательных правовых последствий для родственников покойного, а при неудачной попытке – для самого лица, предпринявшего попытку самоубийства[34].
Правомочие человека по распоряжению своей жизнью связано также с проблемой эвтаназии. Эвтаназия представляет собой ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента. В настоящий момент законы, разрешающие эвтаназию в ее активной форме, действуют в Голландии, Швейцарии и Нидерландах. В России она запрещена в соответствии со ст. 45 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[35], однако дискуссия по проблеме эвтаназии остаётся в отечественной науке оживленной.
Положения, приводимые различными авторами в пользу признания запрета эвтаназии имманентным пределом права на жизнь и, соответственно, оправдывающие вторжение в автономию личности при осуществлении права на жизнь, можно условно разделить на рациональные и иррациональные. Иррациональные не относятся к числу собственно юридических и в целом научных аргументов: они апеллируют к ценностям морали или религии, которые принимаются на веру. Рациональным аргументом является утверждение, что легализация эвтаназии неминуемо вызовет конкуренцию прав.
Сторонники сохранения запрета эвтаназии, не отрицая вероятность следствия права на смерть из права на жизнь, указывают на невозможность обеспечения такого права государством, поскольку это противоречило бы функции защиты, осуществляемой государством, и государственной конституционной обязанности защищать, т.е. запрет эвтаназии рассматривается еще и как предел полномочий государства по обеспечению прав граждан.
Однако более верным представляется мнение, согласно которому распоряжение собственной жизнью в виде причинения смерти самому себе – одна из тех ситуаций, которая находится вне пределов государственно-правового регулирования в принципе, поскольку здесь нет общественного отношения, нет социального взаимодействия, есть фактический односторонний добровольный, осознанный акт человеческого поведения. В любой ситуации здоровый человек имеет возможность лишить себя жизни и никто, включая государство, не обладает правовыми средствами для исключения такого варианта поведения.
В научной литературе высказывалось мнение, согласно которому в содержание права на жизнь входит правомочие будущих родителей на искусственное оплодотворение, имплантацию эмбриона, искусственное прерывание беременности, стерилизацию. Однако более верной представляется точка зрения, в соответствии с которой в содержание права на жизнь могут входить только те правомочия, которые принадлежат уже существующему субъекту права, т.е. уже родившемуся человеку. Перечисленные же правомочия эмбриону не принадлежат, а закреплены за будущими родителями, но не как составляющие права на жизнь, а как правомочия права на здоровье[36].
Завершая рассмотрение права на жизнь, необходимо затронуть проблему смертной казни. Согласно ч. 2 ст. 20 Конституции РФ, смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Данный вид наказания предусмотрен и в уголовном законе (ст. 59 УК РФ). Однако подписание Россией Протокола№ 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни[37] привело к введению моратория на смертную казнь.
Таким образом, могут быть сформулированы следующие выводы:
1) Жизнь – это высшее нематериальное благо, возникающее с момента отделения жизнеспособного ребенка от организма матери и продолжающееся в течение функционирования головного мозга. Конституционное право на жизнь образует первооснову всех других прав и свобод человека;
2) Право на жизнь складывается из правомочия на сохранение жизни и правомочия на распоряжение жизнью;
3) Право на эвтаназию должно быть признано одним из правомочий, составляющих право человека на жизнь, что должно повлечь соответствующий пересмотр норм отраслевого законодательства, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с эвтаназией.
2. Право на свободу и личную неприкосновенность.
Право на свободу и личную неприкосновенность является одним из основных личных прав человека, закрепленных в Конституции РФ (ст. 20). Оно воплощается в возможности личности фактически располагать собой, использовать различные формы выражения своей индивидуальности, а также существовать в условиях безопасности[38].
Право на свободу и личную неприкосновенность, являясь одним из важнейших личных конституционных прав человека, приобретаемых с момента рождения, предоставляет каждому возможность совершать те поступки и избирать такое поведение, которые индивидуально его устраивают, не ущемляют его личную свободу. Однако, следует иметь в виду, что свобода личности должна осуществляться в рамках общепринятых в обществе норм поведения и на основе закона, Т.е. лицо может совершать любые деяния при условии, что это не противоречит правовым предписаниям и запретам, содержащимся в законах или законодательных актах. Следовательно, индивидуальная свобода неприкосновенна и неприкосновенность личности должна пониматься как гарантия личной свободы, которую обеспечивает государство и его властные структуры. Нарушение личной свободы и неприкосновенности личности порождает у каждого право на обращение с жалобой в суд ДЛЯ восстановления его нарушенного права и удовлетворения требований гражданина.[39]
В самом общем смысле свободой называется возможность поступать согласно своей воле, своим целям, а не по внешнему принуждению или ограничению. Личная свобода заключается в сознательном выборе человеком желаемой и отвечающей его интересам цели, в определении путей и средств ее осуществления, в интенсивности и характере той деятельности, которая направлена на реализацию избранной цели. Свобода личности предполагает избирательную активность индивида, его личное участие в различных областях общественной жизни. Необходимым условием свободы личности является ее неприкосновенность, возможность не опасаться физического или психического насилия, посягательства на жизнь, здоровье, право свободного выбора форм поведения с учетом их соответствия установленному в обществе правопорядку[40].
Право на свободу включает, в частности, политическую свободу, профессиональную свободу. Неприкосновенность может быть как физическая (жизнь, здоровье человека), так и моральная, духовная (честь, достоинство личности). Право на личную неприкосновенность предполагает недопустимость вмешательства извне в область индивидуальной жизнедеятельности личности и включает в себя физическую(телесную) неприкосновенность и психическую неприкосновенность[41].
В то же время наличие права на свободу и личную неприкосновенность не следует понимать как полное отсутствие ограничивающих воздействий на поведение человека. Свобода и личная неприкосновенность не могут быть абсолютными, в связи с чем государство устанавливает формы, основания и меры их ограничения[42].
В частности, ч. 2 ст. 22 Конституции РФ впервые предоставляет суду право принимать решение об аресте, заключении под стражу, содержании под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Таким образом, право на свободу и личную неприкосновенность входит в число важнейших прав личности. В то же время действующее законодательство предусматривает случаи, в которых данное право может быть ограничено.
3. Право определять и указывать национальную принадлежность.
Впервые в действующей Конституции РФ в группе личных прав получило закрепление право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность. Национальность – это принадлежность лица к этнической группе, характеризуемая родным языком, особенностями быта, традиций, обычаями, культурой, религией, родством и другими признаками, позволяющими лицу идентифицировать себя[43].
По смыслу ст. 26 Конституции РФ человек вправе определить свою национальную принадлежность независимо от этнонационального происхождения, хотя национальность родителей – доминирующий фактор в этом вопросе[44].
Право каждого определять свою национальную принадлежность рассматривают как элемент самоидентификации личности. Данное право дополняется конституционным правом не указывать свою национальную принадлежность и запретом на принуждение к ее указанию. Данная норма является дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности[45]. Необходимо отметить, что в советский период в соответствии с Положением о паспортной системе в СССР[46] 1974 года национальная принадлежность человека определялась по национальности родителей, указанной в их паспортах.
В настоящее время графа «Национальность» изъята из анкет, других документов учета и регистрации личности[47]. Такая графа не предусматривается и в новом паспорте гражданина РФ[48].
4. Неприкосновенность частной жизни и неприкосновенность жилища.
Право на неприкосновенность жилища закреплено в ст. 25 Конституции РФ, согласно которой никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (так, согласно ч. 3 ст. 182 УПК РФ обыск в жилищепроизводится на основании судебного решения).
Необходимо отметить, что право на неприкосновенность жилища не следует отождествлять с правом на жилище, поскольку такой взгляд требует следующего шага – признания за государством обязанности попредоставлению конкретных жилых помещений. Вместе с тем, провозглашение права на неприкосновенность жилища не требует от государства никаких дополнительных финансовых затрат, не нужно и принятиекаких-либо нормативно-правовых актов отраслевого законодательства. Данное право ценно в силу факта его констатации. Содержание права на неприкосновенность жилища выражается в правомочии ограничивать доступ к своему (на любом законном основании занимаемому) жилому помещению. При этом все иные лица обязаны воздерживаться от проникновения в него. В этом случае не должен иметь значения временный характер проживания в жилом помещении или даже фактическое непроживание в нем (а лишь наличие определенного права). Право на неприкосновенность жилища тесно связано с правом на охрану частной жизни. Это связано с тем, что в жилище есть личные вещи, корреспонденция и т.д., составляющие часть личной жизни[49].
Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. В основе этих субъективных прав лежит такое важнейшее благо, как личная жизнь каждого человека – физическая и духовная сфера, которую он контролирует самостоятельно и неприкосновенность которой должна быть ограждена от любых незаконных посягательств со стороны государства и третьих лиц.
Ненарушение частной жизни человека обеспечивается предусмотренным ч. 2 ст. 23 правом на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также установлением конституционно-правового запрета на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ) и, как уже упоминалось, правом на неприкосновенность жилища[50].
Личную тайну составляют сведения о состоянии здоровья; любовные связи; дурные привычки, пристрастия, врождённые, наследственные и приобретённые пороки; скрытые физические недостатки; порочное социальное прошлое гражданина (например, погашенная судимость); порочащие человека дружеские связи.
Семейную тайну составляют сведения, которые касаются семьи и по моральным соображениям скрываются от постороннего глаза.
Понятия личной и семейной тайны тесно связаны между собой и во многом совпадают. Различия же между ними усматриваются в одном: если личная тайна непосредственно касается интересов лишь конкретного лица, то семейная тайна затрагивает интересы нескольких лиц, находящихся в отношениях, регулируемых семейным законодательством[51].
5. Право личности на достойную жизнь.
Конституция РФ (ст.21, ч.1) провозглашает: ничто не может быть основанием для ее (личности) умаления. В российском праве аккумулирован определенный набор правовых гарантий, направленных на защиту достоинства личности.
В Конституции РФ (ст.21, п. 2) предусматривается: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».
На защиту достоинства личности направлены многие нормы уголовного права и процесса, гражданского права, административного, финансового, налогового, экологического, таможенного, других правовых отраслей.
Это, в первую очередь, жизнь, здоровье, достоинство, личная неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя и авторство и другие.
6. Свобода мысли и слова
Это одна из самых демократических конституционных свобод. Она закреплена в ст. 29 Конституции РФ и выглядит следующим образом:
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Таким образом, следует подвести итог и сделать вывод о том, что каждое из перечисленных прав и свобод личности, закрепленных непосредственно в Конституции РФ, имеет свое специфическое назначение, значение и конкретное, относительно самостоятельное содержание, хотя все части взаимосвязаны, дополняют и развивают друг друга.