Особенности законодательства субъектов Российской Федерации

Содержание правового пространства, то есть совокупность за­конов и нормативных правовых актов, образующих правовое про­странство каждого конкретного субъекта Российской Федерации, сугубо индивидуально и не совпадает с набором законов и иных нормативных правовых актов, образующих правовое пространс­тво другого субъекта Российской Федерации. Федеративное уст­ройство России, природно-климатические, экономические, соци­альные и иные различия ее отдельных субъектов обуславливают необходимость дифференцированного правового регулирования многих общественных отношений.

В субъектах Российской Федерации система нормативных пра­вовых актов устанавливается конституциями, уставами, иными законами субъектов Российской Федерации, нормативными пра­вовыми актами высших органов исполнительной власти.

Формирование правовых систем субъектов Российской Феде­рации должно происходить на следующих принципах:

1) закрепление и признание в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации положения о верховенстве федеральной конституции и федерального законодательства;

2) использование федеральных законов в качестве базовых при разработке и принятии региональных законов;

3) учет практики законотворчества других субъектов Россий­ской Федерации с целью сокращения случаев неоправданных и не обусловленных спецификой того или иного субъекта Российской Федерации различий между законами различных субъектов Российской Федерации;

4) соблюдение механизмов обеспечения соответствия норма­тивных правовых актов субъектов Российской Федерации феде­ральным законам;

5) безусловное исполнение решений соответствующих судеб­ных органов, признавших тот или ной нормативный правовой акт противоречащим федеральному законодательству.

Учет вышеуказанных принципов в правотворческой деятель­ности субъектов РФ является условием соблюдения технико-юри­дического качества нормативных правовых актов и прежде всего законов субъектов Российской Федерации.

Очевидно, что законодательство субъектов Российской Феде­рации является важнейшей составной частью системы россий­ского законодательства. Всем субъектам Российской Федерации Конституцией России предоставлены властные полномочия по принятию законов. Главное конституционное требование за­ключается в том, чтобы все законы, иные нормативные право­вые акты, принимаемые в Российской Федерации, не противо­речили Основному закону.

В свою очередь, нормативные правовые акты субъектов Рос­сийской Федерации не должны противоречить федеральным зако­нам; закону субъекта Российской Федерации отдается приоритет перед нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Российской Федерации; нормативные правовые акты ор­ганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить указам Президента России или поста­новлениям Правительства России.

Основополагающими нормативными правовыми актами субъ­ектов Российской Федерации являются их учредительные доку­менты. Для республик - это их конституции (исключение: в Рес­публике Калмыкия — Степное Уложение (Основной закон); для краев, областей, городов федерального значения, автономной об­ласти и автономных округов — их уставы.

Конституция той или иной республики является на ее терри­тории нормативным правовым актом высшей юридической силы после Конституции Российской Федерации и федеральных за­конов, изданных по предметам исключительного и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Все остальные нормативные правовые акты республик не могут противоречить их конституциям.

В свою очередь, устав, являясь законом области, края, города федерального значения, автономной области, автономных ок­ругов, имеет высшую юридическую силу и прямое действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. По своему регулятивному значению он равнозначен конституци­ям республик. Ему не должны противоречить все нормативные правовые акты, принимаемые на территории субъектов Россий­ской Федерации.

Следующую ступень после учредительных документов (конс­титуций и уставов) в правовой системе субъектов Российской Фе­дерации занимают нормативные правовые акты законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Для закона субъекта Российской Федерации как особого вида нормативного правового акта характерно, что он принимается в особом порядке законодательным органом, устанавливает, от­меняет или изменяет общие правила - нормы права; занимает в иерархии нормативных правовых актов главенствующее место, т.е. ему должны соответствовать все остальные нормативные право­вые акты, издаваемые на соответствующей территории.

С помощью законов субъекты Российской Федерации пыта­ются решать наиболее важные ключевые проблемы своей госу­дарственной и общественной жизни — организации власти, эко­номики, защиты прав и свобод граждан.

Можно дать следующее определение закону субъекта Россий­ской Федерации — это нормативный правовой акт, принятый в соответствии с установленной процедурой и обладающий высшей юридической силой в системе нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации.

Закон субъекта Российской Федерации должен быть актом пря­мого действия и непосредственно регулировать общественные отношения; иметь четкий, конкретный предмет регулирования. Чем конкретнее и обоснованнее закон, тем легче он применяет­ся на практике и эффективнее действует.

Подзаконные нормативные правовые акты (постановления, указы, распоряжения и др.) призваны осуществлять более опера­тивное и конкретное правовое регулирование в отличие от закона, который должен регулировать значимые, типичные и устойчивые отношения. Нормативные правовые акты органов исполнитель­ной власти позволяют охватить множество подробностей, которые не могут быть учтены в рамках закона. Кроме того, отличительной чертой таких нормативных правовых актов является широкий диапа­зон действия, динамичность.

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение закона. Это означает, что, конкретизируя закон, они не могут ему противоречить и выхо­дить за его рамки.

Нормотворчество в субъектах Российской Федерации должно быть творческим процессом, свободным от примитивного ме­ханического переписывания норм федеральных и нормативных правовых актов других субъектов Российской Федерации. Нор­мативные правовые акты того или иного субъекта Российской Федерации должны отражать их потребности в правовом регули­ровании экономических, социальных и иных вопросов.

Для того чтобы нормативный правовой акт субъекта Россий­ской Федерации был действительно совершенным и обеспечи­вал реальное достижение целей, поставленных законодателем, необходимо обеспечить надлежащее технико-юридическое ка­чество норм права, закрепленных законом. Полная ясность в от­граничении правовых актов, в том числе нормативных, друг от друга, знание признаков каждого из них, правильное использо­вание в законотворческой работе — таковы требования юриди­ческой техники.

Технико-юридические свойства нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации:

- нормативность;

- общеобязательность;

- полнота и конкретность нормативно-правового регулиро­вания;

- связность текста законодательного акта общим содержанием;

- ясность и доступность языка;

- формальная определенность;

- точность и определенность терминов и формулировок;

- логическая непротиворечивость нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным законода­тельным актам;

- логическая последовательность изложения;

- четкое разграничение внутри нормативного правового акта различных положений и норм;

- соответствие норм закономерностям и потребностям обще­ственного развития.

Единство законодательной системы Российской Федерации состоит в согласованности и иерархической зависимости зако­нодательства федерального и субъектов Российской Федерации, поэтому при нормотворчестве требуется применение правил юри­дической техники в единых форматах, согласования нормативных правовых актов по духу, целям и предметам ведения.

Наши рекомендации