Тема 5. Идеология избирательных кампаний

В современных обществах демократического типа выборы являются неотъемлемой частью политического процесса, одной из форм непосредственной демократии. Они выступают средством формирования органов государственной власти, а также способом поддержания ее легитимности и обеспечения контроля над ней. Государство обязано обеспечивать условия для того, чтобы властные амбиции различных субъектов политики удовлетворялись в ходе равной, честной, открытой и ненасильственной политической борьбы за доверие избирателей. Отсутствие свободного волеизъявления народа или дискредитация выборов приводят к отчуждению людей от власти и созреванию в обществе с одной стороны, апатии, с другой стороны – различных проявлений радикализма. Только свободные, справедливые и регулярные выборы могут обеспечить ситуацию, в которой смена руководство страны не угрожает обществу расколом и не разрушает механизм государственного управления, а, наоборот, повышает эффективность и устойчивость всей политической системы и укрепляет согласие в обществе.

Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Политические выборы – это способ формирования высших и местных органов государственной власти и управления обществом с помощью выражения политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Характеристики выборов во многом определяют специфику основных государственных (в частности форму правления) и негосударственных институтов (партий и партийных систем). Выборы могут быть парламентскими и президентскими, общегосударственными и местными, очередными и досрочными, альтернативными и безальтернативными, прямыми и многоступенчатыми (косвенными). Они являются инструментом совершенствования политической системы общества; каналом, посредством которого выявляется воля народа; способом смены политических элит, формой общения граждан с властными структурами; средством политической социализации личности.

Выборы представляют собой действенный элемент политической системы и выполняют ряд общественно-значимых функций:

§ смена власти мирным путем;

§ легитимация и совершенствование политической системы общества;

§ коммуникация граждан с властью;

§ политическая социализация граждан;

§ рекрутирование политической элиты.

Для демократических режимов, где осуществляется активное взаимодействие государства и гражданского общества, выборы являются реальным механизмом формирования системы политического представительства. Они позволяют индивидам и социальным группам воздействовать на официальный политический курс, координируя его в соответствии со своими потребностями. Здесь выборы в органы власти представляют собой легитимные каналы взаимодействия официальных и неофициальных социально-политических субъектов, в ходе чего достигается политическая стабильность и общественный порядок. Выборы являются также одним из способов разрешения социального конфликта, который происходит открыто, публично. Общество в этом случае выступает судьей, разрешающим конфликт, отдавая предпочтение одной из сторон. В отличие от насильственных способов разрешения конфликтов в обществе выборы более эффективны, поскольку позволяют снять социально-политическую напряженность и приемлемых для общества формах. С позиций права выборы – это наиболее действенный легитимный способ формирования государственных институтов, они позволяют осуществить в соответствии с законами трансформацию политической системы в направлении поиска оптимального политического курса.

Политические выборы должны осуществляться на основе следующих принципов:

§ принципа всеобщности, который означает, что все граждане имеют право на активное участие в выборах, как в качестве избирателей, так и в качестве кандидатов (исключения определяются избирательными цензами, характерными для каждого конкретного государства);

§ принципа равенства, практическое воплощение которого заключается в том, что в законодательные органы власти избираются депутаты, представляющие одинаковое количество граждан, а каждый избиратель в одинаковой степени влияет на общее электоральное поведение. Кроме этого, равенство выборов предполагает и равенство возможностей в предвыборной борьбе, которое обеспечивается созданием условий, при которых различия материальных возможностей не может предоставить кому-либо из кандидатов преимуществ;

§ принципа непосредственности, который предполагает, что избиратели прямо (без посредников) избирают депутатов представительных органов власти, высших должностных лиц государства и т.д.;

§ принципа состязательности, означающего участие в выборах конкурирующих политических сил, партий, движений, политиков, представляющих интересы различных социальных групп;

§ принципа тайного голосования, предполагающего уменьшение вероятности внешнего влияния на избирателя при помощи различных способов технического характера;

§ принцип общественного контроля за выборами, который означает присутствие при голосовании и подсчете голосов наблюдателей как внутренних, так и внешних;

§ принцип периодичности (недопущение отмены или переноса сроков выборов, зависимости выборов от произвола властей).

Выборы ограничены сроком их проведения, состоят из определенных процедур и включают в себя следующие основные этапы: объявление выборов, официальное опубликование списков избирательных округов, формирование избирательных комиссий, выдвижение кандидатов, сбор подписей в поддержку их выдвижения, регистрация кандидатов, предвыборная агитация, составление списков избирателей, подготовка к голосованию, голосование, наблюдение за голосованием, подсчет голосов, установление результатов голосования, определение результатов выборов, объявление о результатах выборов и их опубликование. Выборы могут быть признаны недействительными или несостоявшимися при констатации наступления оговоренных законом условий.

Проведение выборов в органы государственной власти связано с осуществлением особого вида политической деятельности, когда претенденты вступают в конкурентную борьбу и предпринимают разные шаги для привлечения на свою сторону избирателей. На политической сцене проходят митинги, собрания, встречи кандидатов с гражданами, выступления политических лидеров, на улицах появляются рекламные плакаты, распространяются листовки. Все это многообразие событий, которое инициируется и создается людьми в преддверии и во время выборов в государственные органы называется избирательным процессом. В ходе избирательного процесса реализовываются нормы электорального законодательства, политическое поведение групп и отдельных граждан, политические структуры и культурные ценности.

Структура избирательного процесса может быть представлена следующей схемой[13]:

Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru

Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru

Остановимся на характеристике отдельных элементов избирательного процесса.

Основой любого избирательного процесса является избирательное право. Оно представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних. Существует активное и пассивное избирательное право. Активное – право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц. Осуществление активного избирательного права может быть прямым (когда депутаты избираются гражданами непосредственно) или косвенным (граждане избирают выборщиков, которые затем осуществляют выбор). Пассивное – право быть избранным, быть кандидатом в представительные органы власти или на выборную должность.

Следует отметить, что избирательное право, как активное, так и пассивное имеет ряд ограничений (ограничительных цензов). В законодательствах различных стран существует свои собственные ограничения, в частности, по возрасту, полу, гражданству и др. Так, например, чтобы баллотироваться на пост президента Республики Беларусь, необходимо достичь 35-летнего возраста, обладать избирательным правом и проживать в стране не менее 10 лет. Депутатом Национального собрания Республики Беларусь может быть любой гражданин Беларуси, достигший 21 года.

Каждый кандидат или избирательный блок во время выборной компании пытаются решить свои собственные задачи и для этого используют различные методы и средства. Данная совокупность методов, средств, действий, предпринимаемых политическими партиями, избирательными блоками или отдельными кандидатами для достижения предвыборных целей принято называть избирательной кампанией. Кроме этого, избирательная кампания – это еще и особый вид политического управления. Субъектом управления в ней выступает команда - группа единомышленников – во главе с кандидатом, а объектом управления являются потенциальные избиратели. При этом цель управления ставит кандидат, соотнося ее со своими собственными целями и задачами.

Практически каждая избирательная кампания ведется в условиях жесткой конкуренции с политическими соперниками, что предполагает наличие определенных технологий для получения влияния на умонастроения и предпочтения населения. Совокупность способов воздействия на людей с целью повлиять на их электоральное поведение называется избирательной технологией. Избирательные технологии направлены на включение определенного рода механизмов социального и психологического характера, которые регулируют поведение людей, апеллируют к убеждениям избирателей, их ценностным ориентациям, настроениям. Сложность подобных механизмов в современном мире вынуждает организаторов избирательных кампаний пользоваться услугами профессионалов – специалистов в области политических технологий. Это люди, которые обладают соответствующими знаниями, умениями и навыками и используют их для привлечения на сторону обслуживаемого ими кандидата определенную часть электората.

Важным элементом избирательного процесса является электоральная культура. Она включает в себя совокупность ориентаций, которые определяют позиции граждан в избирательном процессе. Это: отношение к выборам как форме политического поведения; идентификация по отношению к лидерам, кандидатам и партиям; исходные или тематические ориентации (оценка политических событий). Электоральная культура является частью политической культуры. Она актуализируется в периоды выборов и избирательных кампаний и оказывает существенное влияние на итог избирательного процесса. Электоральная культура граждан Беларуси имеет свои особенности. Большинство белорусских избирателей при принятия решения о том, как голосовать на выборах, полагается, прежде всего, на центральные телевизионные каналы, далее (по нисходящей) – на разговоры с родственниками, коллегами, друзьями, затем – на центральные печатные органы, центральное радио и только затем - на личные встречи с кандидатами, а также их плакаты и листовки. При этом люди ориентируются скорее на личность кандидата, нежели на объективную информацию о его программе или программе политических партий. Многие граждане Беларуси рассматривают голосование на выборах в качестве единственного способа выражения своего участия в политике, отношения к политическим деятелям и партиям, политике властей. В этом смысле сам уровень активности белорусов на общенациональных выборах и референдумах сопоставим с показателями, зафиксированными в западных странах, а в отдельных случаях и превосходит их.

Определенное влияние на ход избирательного процесса оказывают политические ценности, доминирующие в обществе. Под ними понимаются сущностные, ключевые, значимые, долговременные элементы политики; предпочтительное признание индивидами, социальными группами, общностями значимости тех или иных явлений, процессов и норм политической жизни, закрепленные их социально-политическим опытом. Политические ценности мотивируют, направляют и обосновывают действия субъектов политики, отражают состояние, потребности и перспективы общественного развития. В различных социально-политических, экономических и иных условиях система политических ценностей может отличаться как по набору и структуре ценностей, так и по их нравственной направленности. Политические ценности могут быть общечеловеческими, общенациональными, но могут отражать и преимущественные интересы отдельных социальных групп или индивидов. К числу основных политических ценностей, доминирующих в Республике Беларусь, относятся: человек как высшая ценность государства и общества, его права и свободы, демократические принципы организации и функционирования политических институтов и организаций, активное участие граждан в политике и др.

Современное протекание избирательного процесса не мыслимо без политического маркетинга. Это совокупность теоретических подходов и практических методов, основанных на представлениях и принципах экономических концепций исследования рынка и направленных на изучение социально-политических процессов с целью управления ими в интересах тех или иных субъектов политики. Объектом политического маркетинга является социально-политическая среда, которая рассматривается в качестве специфического рынка возможностей, где имеют хождение свои особые товары – потенциальные выгоды, связанные с тем или иным политическим решением. «Продавцом» на этом рынке выступают как действительные, так и возможные носители политической власти, а «покупателями» - избиратели, учет мнения которых, а также возможностей его изменения кладется в основу стратегии продвижения того или иного «политического товара». Сбор, систематизация и обобщение сведений о предпочтениях избирателей и конкурентах осуществляются в форме мониторинга общественного мнения. Он предполагает проведение опросов, которые направлены не только на выявление позиций, но и придание определенной направленности настроениям различных социальных групп по тем или иным проблемам как политического, так и не политического характера.

Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Порядок проведения выборов и способы подсчета голосов в каждой стране имеют свои особенности. Они определены действующими в данном государстве правовыми нормами, правилами, традициями. В правовых нормах формулируются основные требования к кандидатам, избираемым в представительные органы или на выборные государственные должности; регулируется деятельность органов власти, которые проводят выборы; определяется статут избирателей и избирательных блоков; устанавливаются процедуры предвыборной агитации и голосования, порядок определения результатов голосования и способы их обжалования. Совокупность данных норм задает направленность действий всех участников предвыборной борьбы, заставляет их действовать в рамках единого избирательного порядка и носит название избирательной системы общества. Избирательная система – это система общественных отношений, связанная с выборами органов публичной власти; это порядок организации и проведения выборов, закрепленных в юридических нормах, способы определения результатов голосования и порядок распределения депутатских мандатов. Избирательная система регулируется нормами избирательного права, корпоративными правовыми актами (уставами политических общественных объединений), а также обычаями и традициями данного общества. Избирательное право обычно закрепляется в общем виде в Конституции и конкретизируется в избирательных законах. Оно основывается на неотъемлемом праве граждан участвовать в формировании выборных органов государства. Избирательная система является составной частью политической системы.

Несмотря на то, что в каждом государстве избирательная система имеет свою специфику, обусловленную историческими, культурными, политическими, социальными особенностями развития этих стран, существуют некоторые общие принципы, которые позволяют выделять различные типы избирательных систем.

Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru

Мажоритарная избирательная система (от франц. majorite – большинство) – это такой порядок проведения выборов и подсчета голосов, при котором победителем признается тот кандидат или список кандидатов, получивший установленное законом большинство голосов в избирательном округе. В зависимости от характера большинства мажоритарная система бывает: относительного большинства, когда кандидату для получения мандата достаточно собрать голосов больше, чем его соперники по предвыборной борьбе (Англия, Канада); абсолютного большинства, когда кандидату для победы нужно набрать более 50% голосов. В случае, когда этого не происходит, назначается перебаллотировка или второй тур выборов. Чаще всего можно встретить перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре для избрания достаточно относительное большинство голосов (Австралия, Франция, Беларусь); квалифицированного большинства, когда кандидату следует получить квалифицированное большинство, ну, скажем ¾ голосов избирателей (Чили).

Главным достоинством мажоритарной избирательной системы является ее универсальность. Такую систему можно применять не только при избрании парламентариев, но и высших государственных должностных лиц, в частности президента. Кроме этого, мажоритарная система позволяет избирателю оценивать личные достоинства кандидата, она гарантирует устойчивость взаимосвязей депутатов с избирателями. При такой системе действует сильная оппозиция, которая вырабатывает четкую альтернативу курсу правительства. Главный недостаток мажоритарной избирательной системы заключается в том, что она резко сужает возможности небольших партий и объединений провести своих представителей в государственные органы. Партия может получить абсолютное большинство мест в парламенте, набрав меньшее количество от общего числа поданных голосов. Иными словами, у власти может находиться правительство, которое не устраивает большинство избирателей.

Пропорциональная избирательная система- это такой порядок проведения выборов и подсчета голосов, при котором распределение депутатских мандатов осуществляется на основе принципа пропорциональности между поданными за партию голосами избирателей и полученными ею мандатами. Такая избирательная система предполагает проведение выборов только в многомандатных общегосударственных округах. При этом выборы при такой системе строго партийные, избиратели голосуют за целый партийный список, значит, за программу какой-то определенной партии. Эта система делится на три подвида – пропорциональная система жестких списков(Греция, Израиль), полужестких списков(Австрия)и свободных списков(Бельгия).

Одним из главных достоинств такой системы является возможность вхождения в представительные органы власти представителей избирательных блоков. Это означает, что пропорциональная система более адекватно, нежели мажоритарная система, отражает политическую волю избирателей и расстановку политических сил в стране. Среди недостатков данной системы нужно выделить следующие: депутаты зависимы от своих партий, а не от избирателей; в парламент избираются представители различных партий, что приводит к формированию коалиционных правительств; такая система выгодна партийной верхушке, она отчуждает от политики рядовых членов партии и партийный электорат. Кроме этого, неограниченное использование пропорциональной системы может привести к появлению в парламенте множества мелких фракций, объединенных вокруг маловлиятельных, но амбициозных лидеров, которые, не будучи способными к сотрудничеству, будут препятствовать принятию политических решений. Чтобы избежать нежелательной политической дробности парламента, в ряде стран мира введен так называемый заградительный пункт, т.е. установлен минимальный процент голосов, который должен собрать партийный список кандидатов для участия в пропорциональном распределении мандатов. Одной из первых заградительный пункт в виде 5%-ой оговорки установила ФРГ.

Смешанная избирательная система - это такой порядок проведения выборов и подсчета голосов, который сочетает в себе элементы пропорциональной и мажоритарной систем с целью минимизации их недостатков. Такое комбинирование может состоять, например, в том, что одна часть депутатских мандатов распределяется на основе принципов мажоритарной системы, другая – на основе пропорциональной.

Среди смешанных систем выделяют параллельные смешанные и связанные смешанные. В параллельных смешанных системах выборы проводятся одновременно по партийным спискам в многомандатных округах и в одномандатных округах по правилам относительного или абсолютного большинства. При таких выборах результаты, полученные с использованием пропорциональной системы, и результаты, полученные с использованием мажоритарной системы, являются независимыми. Такая система действует в России, где 225 депутатов Государственной думы избираются по партийным спискам в едином федеральном округе и 225 депутатов избираются в одномандатных округах по правилу относительного большинства. В связанных смешанных избирательных системах часть депутатов избирается по партийным спискам в многомандатных округах. При этом при распределении мест по пропорциональному принципу учитывается число мест, занятых партией или избирательным блоком по результатам выборов в одномандатных округах. Общее количество мест для каждой партии подсчитывается на основе процента голосов, полученных по пропорциональной системе, и из него вычитается число мест, полученных в одномандатных округах. Подобная система действует Германии, Новой Зеландии, Венесуэле.

Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Выборы Президента, депутатов Национального собрания и других лиц, избираемых в Беларуси на государственные должности народом, регулируются Конституцией РБ и Избирательным кодексом РБ[14]. Согласно им избирательная система Республики Беларусь – это мажоритарная система абсолютного большинства. При чем, это большинство неодинаково при избрании Президента страны, депутатов нижней палаты Национального собрания и депутатов местных Советов. Президентские выборы считаются состоявшимися, если в них участвовало более 50% граждан, включенных в списки для голосования. Победа признается за кандидатом, который набрал более ½ голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если этого не произошло, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Избранным считается тот кандидат, который при повторном голосовании набрал больше ½ голосов выборщиков, принявших участие в голосовании. Выборы в Палату представителей и местные Советы признаются состоявшимися, если в них приняло не менее 25% граждан, включенных в списки избирателей. Избранным считается кандидат, набравший 25% + 1 голос избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не получает требуемого числа голосов, то назначается второй тур выборов. В нем принимают участие два кандидата, набравшие больше всего голосов в первом туре.

Выборы в Беларуси являются всеобщими. Это значит, что правом избирать обладают все граждане, достигшие 18 лет. Прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии и т.д. является недопустимым и наказывается по закону. В выборах не могут принимать участие только те граждане, которые признаны судом недееспособными; содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы; и лица, в отношении которых избрана мера пресечения – содержание под стражей. Конституция Республики Беларусь устанавливает, что выборы являются свободными. Белорусские избиратели самостоятельно решают вопрос о том принимать ли им участие в выборах и в пользу кого сделать свой выбор. При этом Конституция РБ гарантирует избирателям и кандидатам на государственные посты свободу мнений, убеждений и их беспрепятственное выражение, свободу информации. Выборы являются равными. Избиратели имеют равное количество голосов, а кандидаты, избираемые на государственные должности, принимают участие в выборах на равных основаниях. Для соблюдения данных принципов проведения выборов создаются равные по численности избирателей округа. Отклонение от средних показателей, при этом, не должно превышать 10%. Каждый избиратель Республики Беларусь имеет только один голос, включается в один список для голосования, получает бюллетень для голосования только по предъявлению паспорта или документа, заменяющего его. Бюллетень заполняется в кабинке для тайного голосования, где запрещается присутствие посторонних лиц. Это обеспечивает свободу волеизъявления граждан и свидетельствует о том, что голосование в Беларуси является тайным. Выборы являются прямыми. Депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, а также Глава государства избираются непосредственно гражданами путем прямых выборов. Наряду с прямыми выборами Конституция предусматривает формирование Совета Республики Национального собрания путем косвенных выборов.

Правом выдвижения кандидатов обладают общественные объединения, политические партии, трудовые коллективы и рядовые граждане в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Кандидатов в депутаты Палаты представителей от политических партий выдвигают республиканские органы, которые имеют организационные структуры в соответствующем избирательном округе. Партийных кандидатов в депутаты областных, районных, городских, поселковых и сельских Советов депутатов выдвигают руководящие органы партий соответствующего уровня, а также собрания их организационных структур на территории местных Советов депутатов. Партия может выдвигать только по одному кандидату-партийцу в Палату представителей и соответствующий местный Совет депутатов. Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей от трудовых коллективов происходит на собраниях либо конференциях избирателей этих трудовых коллективов. Так же как и политическая партия, трудовой коллектив может выдвинуть одного кандидата в депутаты Палаты представителей и по одному кандидату в депутаты местных Советов различных уровней. Выдвижение кандидатов может происходить также и путем сбора подписей избирателей. Этим занимаются инициативные группы в количестве не менее 10 человек (для выдвижения кандидатов в депутаты Палаты Представителей) и не менее 3 человек (для выдвижения кандидатов в депутаты местных Советов). Предложенную такой инициативной группой кандидатуру в Палату представителей по избирательному округу должно поддержать не менее тысячи избирателей, проживающих непосредственно на территории данного избирательного округа. Кандидата в областной и Минский городской Совет должны поддержать не менее ста пятидесяти избирателей, в местные Советы более низкого ранга еще меньшее количество выборщиков. Сбор подписей должен быть проведен в установленном законом порядке. Расходы на подготовку и проведение выборов берут на себя государство, общественные объединения, политические партии, предприятия, учреждения, организации, отдельные граждане в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии. При выборах депутатов Палаты представителей – это центральная, окружные, участковые избирательные комиссии. При выборах в местные Советы – территориальные (областные, районные, городские, поселковые, сельские); окружные (при выборах депутатов областных Советов); участковые избирательные комиссии. Голосование об отзыве депутата производится в порядке, предусмотренном для избрания депутата, по инициативе не менее 20% граждан, которые обладают избирательным правом и проживают на данном избирательном участке. Отзыв означает досрочное лишение избирателями депутата его мандата.

Значительным звеном избирательной системы Республики Беларусь являются референдумы, которые проводятся для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни. Они могут быть республиканскими и местными. Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по его собственной инициативе или по предложению Палаты представителей и Совета Республики, принятому на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой из палат, или по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом. Указом Президента определяется дата проведения референдума, юридическая сила принятого им решения, формулировка вынесенного на референдум вопроса или вопросов. Президент может отклонить предложение о проведении референдума, если оно не соответствует требованиям Избирательного кодекса и других законодательных актов. Решения, принятые республиканским референдумом подписываются Главой государства. Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по их инициативе или по предложению не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории. Принятые на референдуме решения могут быть отменены только путем нового референдума, если иное не определено самим референдумом.

Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru Участие в избирательных кампаниях и их проведение являются одним из проявлений политической деятельности, т.е. последовательности действий субъектов политики, организованной в соответствии с их идеологическими ориентациями. Идеология избирательной кампании – это способ восприятия проблем, связанных с реализацией избирательного права, характером, а также с содержанием и направленностью избирательного процесса. Идеология избирательных кампаний включает сценарии и стратегии участников избирательного процесса, а также правовые нормы, регулирующие выборы и отражение этих норм и принципов в сознании всего населения.

Идеология избирательных кампаний имеет два основных среза – внешний и внутренний. Внешний срез представляет собой совокупность признанных страной международных норм проведения выборов, т.е. международные избирательные стандарты, выработанные человечеством после Второй мировой войны. Среди них: Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека и гражданина (1948); Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979); Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950); Декларация о критериях свободных и справедливых выборов Межпарламентского союза в Париже (1994) и др. В последнем указанном здесь документе закреплены семь основных элементов демократической идеологии избирательной кампании: выборы должны быть: всеобщими, равными, справедливыми, тайными, свободными, открытыми, ответственными.

Содержание внутреннего среза идеологии избирательных кампаний обусловлено особенностями политического процесса в каждом отдельно взятом государстве. Внутренний срез идеологии избирательных кампаний в современной Беларуси имеет три структурных уровня:

· высший уровень представлен общенациональной государственной идеологией избирательных кампаний, которая изложена в соответствующих статьях Конституции РБ, Избирательном кодексе и различных законах. На этом уровне не может быть идеологического плюрализма, так как он не является правовым основанием функционирования избирательной системы в стране. Поскольку Конституция РБ и Избирательный кодекс устанавливают, что в стране действует мажоритарная система абсолютного большинства, то базовый идеологией избирательных кампаний в Беларуси является идеология выбора абсолютного большинства;

· средний уровень представлен Постановлениями Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, а также практическим осуществлением каждого из шести элементов избирательного процесса, от назначения выборов до определения результатов голосования и проведения в случае необходимости повторного голосования и повторных выборов по отдельным избирательных округам;

· прикладной уровень; на этом уровне идеология избирательной кампании воплощается в программных документах политических партий и избирательных объединений, в программах отдельных кандидатов. Компонентом идеологии избирательной кампании прикладного уровня выступают также идеологии избирателей в той мере, в какой они определяют их голосование.

 
  Тема 5. Идеология избирательных кампаний - student2.ru

Существуют различные модели идеологии избирательных кампаний, среди которых можно назвать следующие:

· неструктурированная идеология; особенность такой избирательной кампании состоит в том, что кандидаты используют имидж независимых кандидатов, которые предлагают избирателям не идеологию, а решение конкретных проблем;

· рыночная идеология; ее сущность состоит в том, что кандидат или избирательное объединение организуют общение с избирателями в соответствии с технологиями политического маркетинга, как поставщики товаров и услуг;

· административная идеология; ориентирована на обеспечение кандидатам победы путем использования властно-распорядительных ресурсов, т.е. в обход воздействия на мнения и убеждения избирателей;

· партийная идеология; представляет избирателям адаптированный к предвыборной ситуации вариант программы партии;

· комплексная идеология; сочетает в себе элементы различных моделей идеологии избирательной кампании.

Наши рекомендации