Формы государственного устройства. Формы государственного устройства: унитарное государство; федерация; конфедерация
Формы государственного устройства: унитарное государство; федерация; конфедерация.
Унитарное государство (от лат. unitas — единство) — единое государство, частями которого являются административно-территориальные единицы, не обладающие суверенными правами (Болгария, Великобритания, Греция, Испания, Китай, Лаос, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Таиланд, Украина, Финляндия, Франция, Швеция, Япония и др.)
Основные признаки унитарного государства:
1) единая конституция (конституции приняты в большинстве стран
мира);
2) единая система высших органов государственной власти — глава государства, правительство, парламент (однопалатный или двухпалатный1), юрисдикция которых распространяется на территорию всей
страны;
3) единое гражданство и единая государственная символика;
4) единая система законодательства и единая судебная системы;
5) отсутствие политической самостоятельности у административно-территориальных единиц;
6) в международных отношениях выступает в единственном числе. Части унитарного государства имеют разные названия: в Украине —области, в Польше — воеводства, в Англии — графства, в Швеции — округа (лены), в Греции — области.
Федерация как форма государственного устройства: понятие, признаки, виды. Федерация (от лат. foederatio — союз, объединение) — союзное государство, частями которого являются государственные образования, обладающие политической автономией или признаками государственного суверенитета (Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, Россия, США, ФРГ, Швейцария, Эфиопия и др. — всего в мире существует 24 федеративных государства).
Основные признаки федерации:
1) наличие, кроме общей конституции федерации, конституций у ее субъектов, что означает наделение субъектов федерации учредительной властью (исключением является Индия, Пакистан, Нигерия, где субъекты федерации не имеют собственных конституций);
2) в политико-административном отношении территория не является единым целым, а состоит из территорий субъектов федерации (федерированных государств), которые, в свою очередь, имеют собственное административно-территориальное деление.
В состав современных федераций входит разное количество субъектов: в Российской Федерации — 83 (было 89), США — 50, Австралии — 6, Канаде — 10, ФРГ — 16, Бельгии — 3, Индии — 25. 3) наличие федерального двухпалатного парламента, одна из палат которого является органом представительства субъектов федерации, например, Федеральное собрание в РФ, Сенат — в США, Совет кантонов — в Швейцарии, Союзный Совет — в Австрии;
3) существование парламентов субъектов федерации, обладающих правом издавать законы, которые должны соответствовать общефедеральному законодательству и действовать в пределах своих территорий. И федерация, и субъекты федерации имеют право издавать законы об аналогичных вопросах (сфера совместных полномочий), при этом федеральные законы имеют верховенство над законами субъектов федерации;
4) наличие общефедерального правительства и самостоятельных органов управления субъектов федерации. В некоторых странах субъекты федерации имеют своих президентов (например, в РФ — Президент Татарстана и др.). Компетенция между федерацией и ее субъектом разграничивается федеральной конституцией;
5) наличие гражданства, как всей федерации, так и ее субъектов — у большинства федераций;
6) единство экономического пространства — наличие общефедеральной налоговой и денежной систем;
7) федерация, а не субъекты федерации, обладает суверенитетом и является субъектом международного права. Однако в договорных международных отношениях может выступать как федерация в целом, так и каждый из ее субъектов. В конституциях большинства федераций не предусмотрено право сецессии — право выхода из состава федерации.
В типичной федерации оборонная и внешняя политика принадлежат федеральному правительству, образование — регионам, а право налогообложения разделено между обоими.
Конфедерация представляет собой союз (объединение) государств, образованный, как правило, на основе договора для решения каких-либо определенных задач в экономической, политической или военной сферах. Конфедерация в отличие от федерации не образует нового государства.
Конфедерация образуется на добровольной основе и ее субъекты имеют право свободного выхода. Она не обладает признаками, присущими государству: не обладает суверенитетом; нет единого гражданства; нет единой территории; нет конституций и единого законодательства; нет единой налоговой и финансовой систем и т.д. Субъекты конфедерации не утрачивают своего суверенитета и остаются полностью самостоятельными государствами. В конфедерации для эффективного решения поставленных задач образуются соответствующие органы управления, которые могут принимать нормативно-правовые акты, рекомендательного характера. Финансирование ведения общих дел осуществляется государствами-участниками объединения из взносов в размерах, установленных соглашением сторон и др.
В современный период получили широкое распространение различные виды межгосударственных объединений. Например, Организация Объединенных наций, как универсальное объединение государств, Совет Европы, Юнеско, как функционально-целевые объединения и др[2].