Наследственные права российских граждан за границей

В области наследственных отношений принято очень немного международных конвенций. Конвенция о коллизии законов, касающихся формы завещательных распоряжений 1961 г. И конвенция о единообразном законе о форме международного завещания 1973г. Россия в этих конвенциях не участвует.

В качестве примера унификации норм рассмотрим конвенцию о коллизии законов, касающихся формы завещательных распоряжений 1961 г..

Конвенция включает коллизионные нормы, устанавливающие выбор права для действительности завещания. В ст.1 сформулирована альтернативная коллизионная норма, подчиняющая регулирование формы завещания одному из следующих правопорядков:

· Праву государства, где было составлено завещание;

· Праву государства гражданства наследодателя (гражданства, которое он имел во время составления завещания или во время смерти);

· Праву государства, в котором наследодатель имел свой домициль (вопрос о том, имел ли наследодатель свой домициль в данном государстве, определяется по праву этого государства либо по закону суда);

· Праву государства, в котором наследодатель имел обычное место жительства;

· Праву государства, на территории которого находится недвижимое имущество в случае, если оно является предметом завещательного распоряжения.

За границей могут возникать отношения по наследованию после смерти гражданина РФ в иностранном государстве, когда наследода­телем был российский гражданин. Во всех случаях наследование с иностранным элементом будет определяться правом, подлежащим применению либо в силу коллизионных норм внутреннего законода­тельства того или иного государства, либо в силу правил международного соглашения.

В договорах о правовой помощи, заключенных с другими страна­ми, установлено, что право наследования движимого имущества регу­лируется законодательством той договаривающейся стороны, гражда­нином которой был наследодатель в момент своей смерти, а право на­следования недвижимого имущества — законодательством той сторо­ны, на территории которой находится имущество. В других договорах, в частности России с Латвией, Литвой и Эстонией, право наследова­ния движимого имущества определяется по закону страны, на терри­тории которой наследодатель имел последнее постоянное место жи­тельства.

Таким образом, по договорам о правовой помощи в отношении не­движимого имущества применяется закон места нахождения имуще­ства, в отношении движимого имущества — закон места жительства наследодателя или закон гражданства наследодателя. Если, например, российский гражданин умер на территории иностранного государства, то его движимое имущество, как правило, передается консулу РФ по его требованию, для того чтобы он мог с ним поступить по законам своей страны. Договоры тем самым устанавливают как бы расщепле­ние режима имущества, т.е. в зависимости от категории имущества используются разные принципы применения права. Из этого же принципа разделения движимого и недвижимого имущества исходит кон­сульская конвенция с Вьетнамом, а также ряд других консульских конвенций, заключенных с другими странами.

Что относится к недвижимому и к движимому имуществу? Обыч­но этот вопрос решается внутренним законодательством, а в некото­рых случаях и международным договором.

Под недвижимым имуществом по российскому закону (ст. 130 ГК РФ) понимаются земельные участки и все то, что прочно связано с землей (здания, сооружения и другие объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно). К категории недвижимости закон может отнести и иные объекты. Вещи, не отне­сенные к недвижимости, признаются движимым имуществом.

Движимое имущество — это вещи, денежные суммы и другое иму­щество. По договору с Вьетнамом этот вопрос решается по закону страны места нахождения такого имущества.

Правила о применении тех или иных правовых норм страны, на территории которой находится имущество, в отношении наследова­ния содержатся в договорах, заключенных с другими государствами. Так, консульские договоры с Австрией, Финляндией и ФРГ устанав­ливают, что при наследовании недвижимого имущества применяется закон того государства, где оно находится. Кроме того, в договорах с Австрией и Финляндией предусмотрено, что закон места нахождения может быть применен и при наследовании движимого имущества, если об этом просят наследники.

Как отмечалось выше, договоры о правовой помощи обычно уста­навливают, что производство по делам о наследовании движимого имущества осуществляют органы того государства, на территории ко­торого наследодатель имел последнее постоянное место жительства, или того государства, гражданином которого был наследодатель, а от­носительно недвижимого — органы страны, на территории которой это имущество находится (правила о компетенции органов).

Согласно договорам о правовой помощи, способность лица состав­лять или отменять завещание определяется законодательством стра­ны гражданства наследодателя. Форма завещания также определяется этим законодательством. Однако для действительности завещания до­статочно, если оно будет соответствовать законодательству той стра­ны, на территории которой составляется.

По договору о правовой помощи между СССР и Грецией преду­смотрено, что завещание признается действительным с точки зрения формы, если при его составлении было соблюдено:

1) законодательст­во страны, на территории которой оно было составлено; 2) или зако­нодательство страны, гражданином которой был наследодатель в момент составления завещания либо в момент своей смерти;

3) или Зако­нодательство страны, на территории которой наследодатель имел в один из указанных выше моментов место жительства. Относительно недвижимого имущества требуется, чтобы было соблюдено законода­тельство страны, на территории которой оно находится.

Статья 34 Консульского устава СССР предусматривает, что консул принимает меры к охране оставшегося после смерти российского граж­данина его заграничного имущества. Последующие действия консула в отношении наследственной массы такого имущества определяются со­ответствующим соглашением РФ с государством пребывания консула или практикой, установившейся во взаимоотношениях РФ с этой стра­ной. Если вся наследственная масса или часть ее в соответствии с со­глашением или установившейся практикой передаются консулу, с тем чтобы он поступил с ней согласно законам его страны, то при распоря­жении имуществом он руководствуется действующим российским за­конодательством. Консульские конвенции, заключенные с другими странами, предусматривают обычно, что консул должен уведомляться о смерти гражданина своей страны. Тогда же ему и сообщают сведения о наследственном имуществе. В случае смерти гражданина на террито­рии консульского округа, если он находился там временно, консулу передаются деньги и вещи, которые умерший имел при себе.

Согласно Консульской конвенции, заключенной с КНР, в случае смерти гражданина представляемого государства, временно находя­щегося в государстве пребывания, а также если у умершего отсутству­ют родственники или его представители в государстве пребывания и к тому же оставленные умершим вещи не связаны с обязательствами, которые он взял на себя во время нахождения в государстве пребыва­ния, консул имеет право получать, сохранять и передавать по назначе­нию эти вещи.

Консульская конвенция, заключенная с США, предусматривает, в частности, что консул имеет право принимать временную опеку над собственностью, оставленной умершим гражданином представляемо­го государства, если умерший не оставил ни наследника, ни исполни­теля завещания, при условии, что такая временная опека должна быть передана должным образом назначенному администратору (ст. 10).

Российские граждане имеют право на получение наследственно­го имущества, если наследование открылось за рубежом. Права насле­дования, возникшие на основании соответствующих иностранных за­конов, полностью признаются в РФ. В практике было много случаев, когда наши граждане признавались наследниками по праву того госу­дарства, которое применялось к наследованию.

Например, гражданка Попова была признана наследницей по закону после смерти вдовствующей принцессы княжества Капуртала (Индия), умершей в Америке, поскольку она оказалась сестрой наследницы — русской по националь­ности, в свое время эмигрировавшей из России. Право российского гражданина быть наследником определенной очереди (при наследова­нии по закону) и получить соответствующую долю в наследуемом иму­ществе по правилам иностранной правовой системы не зависит и не может зависеть от того, как этот вопрос решается в российском законе. В ряде случаев имущество завещалось нашим гражданам и организа­циям различными лицами, проживающими за рубежом.

Например, гражданка США Г. Роджерс завещала свое имущество советским кос­монавтам Ю. Гагарину и Г. Титову.

Российское законодательство не устанавливает каких-либо огра­ничений в отношении получения российскими гражданами наследст­венных сумм из-за границы.

Сле­дует иметь в виду, что наши граждане ничем не ограничены в получе­нии наследственных сумм из-за границы. Эти суммы поступают в полное распоряжение наследников.

Важную роль в охране наследственных прав российских граждан за рубежом призваны играть консульские представители РФ. Если кон­сулу станет известно об открывшемся наследстве в пользу проживаю­щих в РФ российских граждан, то он незамедлительно сообщает все известные ему сведения о наследстве и возможных наследниках в Ми­нистерство иностранных дел РФ (ст. 52 Консульского устава СССР). Согласно ряду консульских конвенций, заключенных с другими странами, компетентные власти государства его пребывания должны извещать консула об открытии наследства в государстве его пребывания, когда наследником является гражданин представляемого государства. На практике в этих случаях часто возникает необходимость незамедли­тельно принять меры по охране наследственных прав. В этом отноше­нии важную роль могут сыграть действия российского консула, который в соответствии с положениями ряда консульских конвенций, заключенных Россией, может представлять интересы российских граждан. Так, консульские конвенции, заключенные с Великобританией и Швецией, предусматривают, что в случае, если не находящейся в государстве пребывания консула гражданин представляемого государства имеет право или претендует на долю в имуществе, оставшемся в государстве пребывания после смерти лица любого государства, консул имеет право представлять интересы такого гражданина.

В Консульской конвенции, заключенной СССР с КНР, указывает­ся, что в подобных обстоятельствах консул без особой доверенности может представлять этого гражданина в судах и других органах госу­дарства пребывания. В общей форме такое представительство консула в отношении имущества своих граждан предусмотрено в консульской конвенции, заключенной между СССР и США (см. гл. 17). Представи­тельство консула продолжается до тех пор, пока сам наследник не возь­мет на себя защиту своих прав или не назначит своего представителя. Российские граждане обычно поручают ведение своих наследственных дел за границей Инюрколлегии. Они могут обращаться и к любым дру­гим адвокатам, в том числе в стране, где открылось наследство.

Право консула представлять граждан своей страны без особой до­веренности, в том числе и по наследственным делам, в стране пребы­вания, если граждане отсутствуют и не поручали ведения своего дела какому-либо лицу, предусмотрено ст. 29 Консульского устава СССР (см. гл. 17).

Согласно Консульскому уставу, консул выполняет и ряд других функций, касающихся наследования. Он принимает меры к охране на­следственного имущества, выдает свидетельства о праве наследова­ния, принимает наследственное имущество для передачи находящим­ся в РФ наследникам.

Имущество, которое остается после смерти лица при отсутствии наследников, называется выморочным. Оно признается таковым, если у умершего гражданина нет наследников по закону и по каким-либо причинам не было составлено завещание или завещание составлено, но оно было признано недействительным.

По российским законам в этих случаях имущество переходит к государству как наследнику (ст. 552 ГК РСФСР). В некоторых странах, в частности в США, Франции, Австрии, существует другой под­ход: государство получает это имущество по так называемому праву оккупации, т.е., поскольку это имущество является бесхозным, оно должно перейти к государству.

Различия в обосновании права государства на выморочное имуще­ство имеют существенное практическое значение. Представим себе, что российский гражданин умер за границей и у него нет никаких наследников. Если считать, что имущество должно перейти к государ­ству как к наследнику, то имущество должно перейти к российскому государству. Если же считать, что это имущество должно перейти по праву оккупации, то оно должно перейти к тому государству, на тер­ритории которого этот гражданин умер или осталось его имущество.

Вопрос о судьбе выморочного имущества решается в договорах о правовой помощи, заключенных с рядом государств. Согласно этим договорам, выморочное движимое имущество передается государству, гражданином которого к моменту смерти являлся наследодатель, а выморочное недвижимое имущество переходит в собственность госу­дарства, на территории которого оно находится.

Согласно договорам РФ с Грузией (ст. 43), с рядом других стран — участниц СНГ, а также с Латвией, Литвой и Эстонией, движимое иму­щество передается в собственность государства, гражданства наследователя, если по законодательству сторон," заключивших договор, на­следственное имущество как выморочное (наследуемое государством по закону) переходит в собственность государства.

Минская конвенция о правовой помощи стран СНГ от 22 января 1993 г. предусматривает следующее правило: если по законодательст­ву страны, подлежащему применению при наследовании, наследни­ком является государство, то движимое наследственное имущество переходит государству, гражданином которого является наследода­тель в момент смерти, а недвижимое наследственное имущество пере­ходит государству, на территории которого оно находится (ст. 46).

Практика по наследственным делам наглядно показывает, какие трудности могут быть на пути наследников, стремящихся получить наследственное имущество. Необходим сбор соответствующих доку­ментов, доказательств. Существенное значение играет фактор време­ни.

Заключение

В фондовой лекции была рассмотрена тема, посвященная исследованию наследственных прав иностранцев в Российской Федерации и наследственных прав российских граждан за границей. Была поставлена цель – исследовать теоретические и практические аспекты наследственных прав иностранцев в Российской Федерации и наследственных прав российских граждан за границей, с точки зрения современного международного права. В соответствии с целью в лекции были решены следующие задачи:

1. Исследованы основные аспекты наследования в международном праве

2. Изучены наследственные права иностранцев в Российской Федерации.

3. Рассмотрены наследственные права российских граждан за границей

В процессе выполнения контрольной работы цель была достигнута, поставленные задачи решены. По итогам можно сделать следующие выводы.

Наследование – это переход имущества и имущественных прав непосредственно от умершего гражданина к наследникам. В настоящее время существуют две системы наследования: по закону и по завещанию. Наследование по завещанию базируется на принципе свободы завещания, то есть на праве наследодателя завещать свое имущество любому лицу - физическому или юридическому, государству или муниципальному образованию. Завещание является односторонней сделкой, оно считается совершенным, если наследодатель в надлежащей форме выразил свою последнюю волю, оно должно быть составлено письменно с указанием места и времени его составления, собственноручно подписано завещателем и нотариально удостоверено.

Что касается второго вида наследования – это наследование по закону – то есть наследование на условиях и в порядке, строго указанных в законе и не измененных наследодателем по своей воле. При наследовании по закону воля наследодателя в распределении наследства между наследниками не участвует, а права и обязанности наследодателя переходят к перечисленным в законе наследникам в соответствии с установленной в нем же очередностью.

В России иностранцам в области наследственного права предоставляются одинаковые права с российскими гражданами. Так, иностранные граждане могут в соответствии с законодательством РФ наследовать и завещать имущество, следовательно, они могут быть и наследниками на равных основаниях с российскими гражданами. В отношении наследования иностранцами в России тоже никаких ограничений не установлено; им предоставляется в области наследования национальный режим независимо от того, проживают они в Российской Федерации или нет. Предоставляя иностранцам национальный режим в области наследования, наше право не ставит условия о взаимности – именно из этого принципа исходят и договоры о правовой помощи, предусматривающие, что граждане одной страны в отношении наследования полностью приравниваются к гражданам другой страны. В этих договорах идет речь о признании за иностранцами способности наследовать по закону и по завещанию наравне с собственными гражданами, переходе наследственного имущества к наследникам-иностранцам на таких же условиях, что и к собственным гражданам; в отношении способности к составлению и отмене завещания на имущество, находящееся на территории этой страны

Во всех случаях наследование с иностранным элементом будет определяться правом, подлежащим применению либо в силу коллизионных норм внутреннего законодательства того или иного государства, либо в силу правил международного соглашения. Так, в договорах о правовой помощи, заключенных между иностранными государствами, странами, установлено, что право наследования движимого имущества регулируется законодательством той договаривающейся стороны, гражданином которой был наследодатель в момент своей смерти, а право наследования недвижимого имущества — законодательством той стороны, на территории которой находится имущество.

Но следует отметить, что в данной сфере международного права все еще существуют сложности и неясности, возникающие при разрешении наследственных дел, которые объясняются значительными различиями, которые есть во внутреннем законодательстве в области наследственного.

Наши рекомендации