Прочитайте текст. Укажите утверждение, которое не соответствует позиции автора
ЗАДАНИЯ ПО АРГУМЕНТАЦЦИ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ
1. Прочитайте текст. Выберите правильные формулировки проблемы текста.
Только во 2-ой половине 18 века личность человека начинает постепенно обретать силы, находить в себе чувство собственного достоинства и получать в жизни иные цели, кроме рептильного продвижения по служебной лестнице о четырнадцати ступенях.
Личность, личностное начало существовали в русской культуре всегда. Разве не личности митрополит Илларион, князь Владимир Мономах, Даниил Заточник, Афанасий Никитин, Максим Грек, Иван Грозный, а потом бесчисленное количество деятелей эпохи Смуты и последующего времени, а затем протопоп Аввакум, царь Пётр, Ломоносов, Державин, Новиков и многие другие.
Но только Пушкин осознал свою свободу от двора, своё истинное значение как человека, как поэта. Памятник ему в его представлении вознёсся выше Александрийского столпа, т.е. памятника Александру1. от двора он не принимал, в отличие от Державина, золотых табакерок. Именно поэтому для него было так оскорбительно получить звание камер-юнкера – получить свою ступень при императорском дворе. (Д.С. Лихачев)
1) В тексте поднимается проблема свободы.
2) Автор размышляет над проблемой исторической памяти.
3) В чём проявляется личностное начало человека?
4) В чём заключается чувство собственного достоинства человека?
5) Какова роль поэта в жизни общества?
2. Соотнесите формулировки проблем текста Д. Лихачева (цифры)с позицией автора, (буквы), запишите ответ
1. Что является важнейшим качеством сформировавшейся личности?
2. Какова истинная цель жизни?
3. Проблема свободы личности.
А. Человек должен прежде всего стать личностью, найти своё предназначение, которое не ограничивается карьерным ростом или заботой о материальном благополучии.
Б. Человек, осознавший свою свободу, находит в себе силы служить не власти, а идеалам истины и добра.
В. Личность немыслима без развитого чувства собственного достоинства
Прочитайте текст. Укажите утверждение, которое не соответствует позиции автора.
Сколько таких крикунов: "Я люблю Россию! Ужасно люблю!" Дело доходит до того, что в Думе один депутат, указывая пальцем на другого, вопит: "Он не любит Россию! Он - враг России!" И ничего, господ думцев этот эпизод не волнует, как будто так и надо.
Я Россию столько же люблю, сколько не люблю. При всем при том я привязан к России, никогда не отрекался от нее, не жалел о том, что я русский. Она - моя мать, любить собственную мать независимо от того, красивой она была женщиной или некрасивой, - это в природе человека. Это одно из главных отличий человека от животных, которые, едва став взрослыми, уже не узнают своих матерей. Недаром же у человека на много лет растягивается его детство, попечение его родителями, а в какой-то мере и обществом, и государством. Государством, в котором воспитался и я, и все мои друзья, воспитался, проникся его духом, даже и не заметив - как же это произошло. Из него мне нет выхода, никогда не было, да и никогда не было ощутимой необходимости выходить, на что-то его менять. Не у него за меня - у меня за него есть чувство гордости, я чувствую себя гражданином не только России, но и всего мира. ( По С. Залыгину)
1) Человек прежде всего должен чувствовать себя гражданином мира, а не какого-нибудь государства.
2) Любовь к родине сродни любви к родителям: мы любим свою родину несмотря на её недостатки.
3) Любовь к родине проявляется не в громких фразах, это чувство, заложенное в природе человека.
4) Чувство патриотизма не исключает объективного отношения к своей стране.
Прочитайте текст. Укажите утверждение, которое не соответствует позиции автора
Сказки Корнея Чуковского счастливым эхом отдаются в душах детей, они будят те добрые и чистые человеческие чувства, без которых немыслима, просто не нужна детская литература. И это редкий дар, потому что писать для взрослых несколько проще — здесь легче настроить волну чувств, легче мысленно ощутить ответную волну, здесь иногда читатель простит непростоту, лишнее слово, лишний абзац, простит во имя общего направления мысли.
На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение. Видимо, это объясняется тем, что сюжет, строфы его сказок, образы их, даже ритм (о ритме Чуковского можно говорить особо) являются настолько органичными для детского восприятия, что трудно представить себе ребенка, который не запомнил бы на всю жизнь и не полюбил храброго комара, или бесстрашного Ваню Васильчикова, или милого доктора Айболита, готового всегда прийти на помощь. ( По Ю, Бондареву)
1) Сказки Корнея Чуковского будят добрые и чистые человеческие чувства.
2) Сказки Чуковского запоминаются на всю жизнь, так как их сюжеты и образы соответствуют детскому восприятию мира.
3) Писать для детей проще, чем для взрослых, так как для детей эмоциональное восприятие текста важнее его языкового оформления.
4) Основная задача детской литературы – формирование нравственных основ личности.
5. Прочитайте текст. Укажите утверждение, которое не соответствует позиции автора. К богатым и богатству у нас отношение всегда было очень сложное, одним словом не выразишь. Тут и ненависть, и зависть, и подобострастие, и презрение… Но в основе – ничего не попишешь! – лежит неприязнь. В русских народных сказках богачи и жадины – среди злодеев. Вспомним общеизвестную сказку о золотой рыбке (её больше знают в переложении Пушкина). Неуёмная жажда всё большего обогащения и власти воспринимается анонимным сказителем как нечто греховное, а потому заслуживающее кары – разбитого корыта. И совершенно противоположная идея заложена в популярнейшей сказке про Кота в сапогах. Здесь жажда обогащения не только не наказывается, а возводится в ранг добродетели. Более того, Кот в сапогах выглядит настоящим героем! А вот герой русской сказки Никита Кожемяка, «сделавши святое дело, не взял за работу ничего, пошёл опять кожи мять». (По материалам журнала «Спутник») 1) В русской культуре богатство не является главной ценностью жизни. 2) Неуёмная жажда обогащения осуждается в русских народных сказках. 3) Стремление к обогащению получает заслуженное наказание в сказке про Кота в сапогах. 4) Богачи – типичные отрицательные персонажи русских сказок. 6. Прочитайте текст. В каком утверждении выражена позиция автора? Создание коллектива в школе или других учебных заведениях было неотъемлемой частью российской системы образования, тесно связанной с её целями и задачами, а также национальными особенностями. Безусловно явление яркое и положительное, оно диктовало во многом и свои законы, влиявшие на систему в целом. Сейчас нередко приходится слышать о том, что среди российских студентов распространено такое явление, как списывание. Особенно негодуют сталкивающиеся с этим американские педагоги. В американских университетах плагиат является одним из самых страшных нарушений, за которое студент подлежит немедленному исключению. В России же на это смотрят сквозь пальцы, а на того, кто сообщит о подобном нарушении, ещё и посмотрят косо. Часто подобного рода явления ошибочно приписывают только советской системе и «тоталитарному» режиму. Однако корни его гораздо глубже. (А. Павловская) 1) Списывание всегда строго наказывается в российских учебных заведениях. 2) Опора на коллектив является недостатком российской системы образования. 3) В американских университетах списывание не рассматривается как серьезное нарушение. 4) В российских учебных заведениях необходимо строже относиться к списыванию. 5) Автор считает, что списывание – явление, возникшее в советское время как реакция на тоталитарное общество. 7. Используя выделенные опорные элементы текста, сформулируйте и запишите позицию автора. Ах, как спешат мои кони! Я не гоню их, но и не удерживаю; дни мелькают, как верстовые столбы, и мне неведом их конечные счёт. И это прекрасно, и надо каждый день начинать так, будто он – последний , а ложась спать, с ликованием ощущать, что впереди – целая жизнь. Да ещё и непочатая. Я всю жизнь мечтал передохнуть. Долго-долго – с мая по октябрь – бродить по сёлам и рекам, встречаться с людьми, собирать грибы, ловить рыбу, с уютной думаю глядеть в ночной костер и просыпаться от капель росы. А вместо этого я всё бегу и бегу, неизвестно куда, бегу, задыхаясь и падая, и всё никак не могу добежать. Ах, как быстро летят мои кони! (По Б. Васильеву) |