Государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление
Страна, общество, государство.Эти три явления существенно отличаются друг от друга (страна — понятие географическое, общество — социологическое, государство — политическое) и вместе с тем они взаимосвязаны. Государство — универсальная организация населения страны, возникающая на определенном этапе развития общества. Государства, существующие в современном мире, отличаются друг от друга по своим размерам (Россия почти в миллион раз больше Республики Науру, расположенной на островке площадью 20 кв. км), по численности населения (Китай с его 1,3 млрд населения более чем в 20 раз превосходит Великобританию и в 30 тыс. раз — небольшое островное государство Кирибати в Океании), по экономическому потенциалу (отдельные страны Тропической Африки фактически не имеют промышленности), по социальной природе (в некоторых странах мусульманского фундаментализма — Саудовской Аравии, Омане и других — сохранились полуфеодально-теократические монархии, США — капиталистическое государство, а Куба — социалистическое). Есть много других различий, но все государства, хотя и неодинаковыми способами, выполняют регулятивную роль в обществе.
Сущность государства как особого явления нельзя уяснить, не рассмотрев вопрос о возникновении государства и его судьбах. Возникновение государства имеет две стороны: первоначальное и производное возникновение. Первоначальное — это постепенное, на протяжении десятков, а то и сотен тысячелетий1 вызревание в человеческом сообществе (видимо, параллельно во многих родоплеменных объединениях) особого института в обществе — государства, составляющего неотъемлемую часть общества и в то же время отчуждающегося от него,
1 В ходе новейших археологических исследований в Африке найдены останки человекообразного существа, жившего около 7 млн лет назад.
приобретающего власть над обществом. В ходе этого процесса у разных народов складывались неодинаковые предгосударственные формы, возникали переходные образования, завершающиеся или не-завершившиеся (как во многих районах Африки и Океании, у других племен) образованием государства.
Существует множество доктрин, объясняющих возникновение государства. В Средние века господствовали взгляды о богоустановлен-ности государства. Оно рассматривалось как явление, дарованное людям «свыше». В Новое время, когда общество стало освобождаться от религиозных оков, появились личностные, индивидуалистические концепции возникновения государства. Некоторые из их приверженцев исходили из постулата о том, что человек по своей природе — существо злое, в обществе идет «война всех против всех», и, чтобы ограничить ее проявления, необходимо государство (Т. Гоббс). Иные считали, что, напротив, человек добр и люди заключают для общей пользы между собой общественный договор, который мыслился как фактическое состояние, а не юридический документ (Ж.Ж. Руссо). Позже появились коллективистские трактовки возникновения государства, связывающие этот процесс, в частности, с насилием одних групп общества над другими (внутреннее насилие — Л. Гумплович) или с необходимостью управления покоренными племенами (внешнее насилие — Ф. Оппенгеймер). Марксистская классовая теория связывала появление государства не с насилием, а с естественными процессами возникновения семьи, частной собственности, расколом на этой основе общества на классы и созданием экономически господствующим классом государства, ставшего с точки зрения марксизма-ленинизма органом насилия этого класса.
В настоящее время в западной литературе широко используется в разных вариантах олигархическая теория первоначального возникновения государства (греч. oligos — немногий, arche — власть; олигархия — власть немногих). Согласно ей, в любом человеческом коллективе (племени, сообществе) складывается-определенная иерархия (ранжировка) людей и их групп, возникающая в силу естественного неравенства людей, их неодинаковой физической силы, способностей и т.д. Выделяется элита, верхушка сообщества, которая становится во главе его. В связи с процессами разделения труда, в том числе необходимостью выделения функции управления, элита присваивает власть, становится олигархией, в результате чего возникает государство.
Первоначальное возникновение государства с позиций олигархической теории сводится к трем способам: военному (выделение элиты связано с войной и захватом добычи, как было у франков или монголов); аристократическому (аристократия — власть лучших, знатных, как это было в Древнем Риме); плутократическому (плутократия — власть богатства). Последний способ связан с выделением богатых людей, умело использовавших дары моря (реже — другие дары природы), и формировавшихся вокруг них группировок (этот редкий способ был характерен в основном для приморских и островных районов Востока).
В отечественной науке доминирует многофакторный подход к первоначальному возникновению государства. Этот процесс рассматривается как обусловленный различными причинами, в том числе необходимостью выполнения «общих дел», разделением труда и выделением управленческого труда (сначала на базе обособления от общества племенных вождей), возникновением частной собственности и классов, а также стремлением защитить территорию своего жизнеобеспечения от других племен, демографическими (в том числе в связи с переходом от кочевого к оседлому способу жизни), психологическими (страх перед враждебностью других людей, родов или племен), антропологическими (совместная жизнь, социальность — основополагающее для человека качество) и другими факторами. При этом в многофакторном подходе надо выделять основные и второстепенные, производные, факторы, видеть доминанту явления. В сложном процессе длительного возникновения государства основных факторов, видимо, четыре: сущность человека как социального существа и связанная с этим необходимость руководства коллективом, управления им; выполнение «общих дел»; социальная асимметрия и, наконец, связанная с этим необходимость в особом институте легитимного (законного, оправданного в представлениях людей) принуждения.
Иные процессы присущи производному возникновению государства. Нередко оно возникает в результате революции, которая коренным образом изменяет сущность и форму государства, означает принципиальный разрыв с прежней государственностью, создает новое государство (например, во Франции в 1789 г., в России в 1917 г., в Китае в 1949 г.). Новое государство возникает также в результате организационных изменений: объединения нескольких государств в федерацию (создание СССР в 1922 г., Танзании путем объединения Танганьики и Занзибара в 1964 г.), при разделении государства (разделение Чехо-Словакии с января 1993 г. на Чешскую и Словацкую республики), при сецессии мирным или вооруженным путем части территории из состава государства и провозглашения на ней самостоятельного государства (мирный выход Сингапура из Малайзии, вооруженная сецессия Бенгалии из Пакистана в 70-х гг., Эритреи из Эфиопии в 90-х гг. XX в., Восточного Тимора из Индонезии в 2000-х гг.).
Особый способ — создание новых государств на месте прежних колоний (а после Второй мировой войны, особенно в 60—70-х гг., таким путем возникло более 100 новых государств), что осуществлялось по-разному. В ряде случаев народы колоний вели вооруженную национально-освободительную борьбу за независимость (Ангола, Вьетнам, Малайя, Зимбабве и др.), но иногда метрополии предоставляли независимость на основе референдума (голосования избирателей колонии), переговоров и соглашений с лидерами колоний («круглые столы»). В некоторых странах имело место и то, и другое (например, Гвинея-Бисау).
Понятие государства.В истории общественной мысли предпринято немало попыток сформулировать понятие государства, выделить его из других общественных явлений, указать его наиболее характерные черты. Многие из предложенных концепций (например, органические теории, которые пытались объяснить природу государства по аналогии с человеческим организмом, анималистические (лат. animal — животное) идеи, сторонники которых сравнивали государство с колониями пчел, муравьев) почти целиком относятся к прошлому и не оказывают влияния на современную науку, другие, хотя и были сформулированы столетия, а то и тысячелетия тому назад, продолжают использоваться и сегодня.
В современном государствоведении можно выделить пять основных подходов к понятию государства: теологический, классический (арифметический), юридический, социологический и новейший — технико(информационно)-кибернетический.
Теологический подход безраздельно господствовал в средние века; ныне он представлен во взглядах сторонников исламского фундаментализма. Они полагают, что государство создано Аллахом через его посланника — пророка Мухаммеда. С этой точки зрения государство должно строиться и действовать по типу халифата, оно — эманация (воплощение) воли Аллаха.
Сторонники классического подхода рассматривают государство как соединение трех элементов: власти, территории и населения. Этот подход характерен для западных политологов, занимающихся вопросами международного права. Однако он скорее указывает на условия существования государства (оно невозможно без населения и вне территории, хотя бы «подвижной», как в государстве кочевников). Что же касается власти, то она существует не только в государстве — есть родительская, корпоративная и т.д. власть, власть территориального коллектива (местное самоуправление).
Юридический подход к понятию государства господствовал в науке до Первой мировой войны (1914—1918), хотя есть приверженцы такого подхода и сейчас, в частности, во французской юридической литературе (М. Тропе, Д. Бешайон). Его сторонники рассматривают государство прежде всего как систему правоотношений, специфическое нормативное единство (правда, многие из них не отрицали значение социологических трактовок государства, но, будучи юристами, отказывались заниматься этим). Они правы в том, что государство может выступать (и выступает) как юридическое лицо, но такой подход не раскрывает его особых качеств как управляющей системы.
Наиболее широкое распространение" получил социологический (с политологическим акцентом) подход к понятию государства. В нем, как и по вопросу о возникновении государства, существует марксистское и множество немарксистских направлений, школ. С точки зрения марксизма-ленинизма государство есть орган диктатуры определенного класса (демократической диктатуры народа в современном Китае; в СССР в последние десятилетия его существования было заявлено о прекращении диктатуры пролетариата, об общенародном государстве, но и при этом, как говорилось, оно остается классовым).
Среди немарксистских социологических школ наиболее распространена трактовка, объединяющая юридические, экономические и политические признаки. Государство определяется как юридическая персонификация нации (в данном случае под нацией понимается население страны), а эта персонификация (государство) коренится в централизации экономической жизни нации. Оно — не орган диктатуры какого-либо класса (установление диктаторских режимов извращает его природу), а официальный представитель общества, выступающий в качестве арбитра в отношениях между социальными слоями, партиями, общественными объединениями и даже личностями. В толковании некоторых западных авторов, на которых марксизм оказал определенное влияние, государство не является абсолютно беспристрастным арбитром, представителем общества (на него оказывают влияние «группы давления», «заинтересованные группы»), у него имеются черты и внеклассовое™, и классовости.
Некоторые немарксистские социологические школы, суммируя доминирующие подходы в западной науке (подходы М. Вебера, Г. Кельзена, А. Грамши, регуляционной школы Дж. Джессепа), называют следующие признаки государства:
1) государство — одновременно институциональное и нормативное явление. Как первое, оно включает совокупность органов (аппаратов) законного, административного и принудительного характера. Как нормативный порядок, оно основано на легитимации, а последняя — на признании фундаментальных ценностей, которые государство должно осуществлять;
2) современное государство играет ключевую роль в обеспечении успешного функционирования экономики, а форма государства тесно связана с конкретной системой производства;
3) ключевое значение для деятельности государства имеет административная (т.е. управленческая) система, ее органы являются связующим звеном между государством и экономическими институтами.