Административно-территориальное устройство Китая, национальная автономия и местные органы власти.

Основное население страны составляет нация хань (собственно китайцы), это более 93 % населения. Национальные меньшинства составляют около 7 %, но это около 100 млн человек. В Китае административная форма национально-территориальной автономии в условиях унитарного государства. Компактно проживающие национальные меньшинства могут создавать 3 вида автономных образований: автономные районы, автономные округа, автономные уезды (перевод китайских названий). В Китае существуют 5 автономных районов, 30 автономных округов и более 120 автономных уездов. Основы правового статуса автономных образований регулируются особым разделом Конституции КНР, а более детально – специальным законом об автономных национальных образованиях. Кроме того, автономные образования принимают свои Положения об автономии, которые подлежат утверждению вышестоящими органами. Органы автономных образований на основе государственных планов самостоятельно ведут экономическое строительство, упорядочивают систему общественных отношений, обеспечивают рациональное использование природных богатств и охрану природы, пользуются преимуществами при разработке местных природных ресурсов, самостоятельно распоряжаются местными финансовыми средствами. Если акты вышестоящих государственных органов не соответствуют местным условиям, органы самоуправления автономий могут изменять или отменять их, но с разрешения вышестоящих государственных органов. Наряду с автономными образованиями в Китае существуют также так называемые национальные волости, не являющиеся формой автономии. Они не пользуются дополнительными полномочиями автономных образований. Это районы расселения сравнительно мелких народностей, но в управлении ими учитываются обычаи и традиции местного населения. Местные органы государственной власти и государственного управления. В Китае 23 провинции, 5 автономных районов, 3 города центрального подчинения. Местными органами государственной власти в Китае являются собрания народных представителей административно-территориальных единиц и постоянные комитеты этих собраний. Это не органы самоуправления, а органы государственной власти. Считается, что они выполняют не только местные, но и общегосударственные задачи. Полномочия собраний народных представителей определяются в соответствии с социалистической концепцией советов и их иерархией: они принимают местные народно-хозяйственные планы, бюджет, отчет о его исполнении, отменяют и изменяют постановления местного народного правительства соответствующей ступени и др. Постоянные комитеты – также местные органы государственной власти, но подчиненные собраниям народных представителей: проводят выборы в вышестоящие собрания народных представителей, решают вопросы политической, экономической, культурной жизни и др.

93.Конституция Украины: общая характеристика, порядок изменения.Все конституции стран СНГ являются жесткими, поскольку предусматривают усложненный порядок их принятия и изменения. Сравнительный анализ конституций государств Содружества показывает, что их принятие и внесение изменений возможны: 1) парламентским путем; 2) на основе референдума; 3) специально созданным органом. Возможно сочетание двух способов. Действующая Конституция Украины была принята 28 июня 1996 года на 5-й сессии Верховной Рады Украины 2-го созыва. Конституция Украины 1996 года как высший законодательный акт определила базовые принципы организации высших органов государства и местного самоуправления, их отношения и компетенцию, а также права, свободы и обязанности граждан. Утверждение Основного Закона государства создало юридическую основу для эффективной и рациональной перестройки политических структур, стабилизации экономики, формирования развитого гражданского общества, органичного вхождения Украины в мировое сообщество. Под юридическими свойствами Конституции понимают те ее признаки, характеризующие Конституцию как Основной Закон государства и общества. Среди юридических свойств Конституции Украины наиболее важными являются следующие: 1. Учредительный характер. В Конституции закрепляются важнейшие права, свободы и обязанности граждан, система и основные принципы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. 2. Высшая юридическая сила (юридическое верховенство). Все законы и другие нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции Украины. Акт, который не соответствует Конституции, является неконституционным и или отменяется, или приводится в соответствие с ней. Если есть необходимость иначе, чем по Конституции, урегулировать общественные отношения, необходимо сначала изменить или дополнить Конституцию. 3. Особая юридическая природа. Конституция имеет свой особый предмет правового регулирования, нормирует важнейшие общественные отношения, а именно: основы правового статуса человека и гражданина, территориальное устройство, избирательную систему, референдумы, систему и принципы деятельности органов государственной власти, их компетенцию и т.п. 4. Нормативность. Как Основной Закон государства Конституция Украины обязательна к исполнению всеми субъектами права и является актом постоянного и прямого действия. 5. Повышенная стабильность. Нестабильность Конституции приводит к необходимости значительных изменений и дополнений в действующее законодательство, отмена многих актов и принятия новых, не всегда целесообразно. Конституция - Основной закон, и она должна быть стабильной. 6. Особый порядок принятия и изменения Конституции. В отличие от проектов обычных законов, проект Конституции, как правило, публикуется и обсуждается заинтересованными субъектами, прежде всего гражданами Украины. Принимать и изменять Конституцию Украины имеют право Верховная Рада Украины, а также народ Украины через всеукраинский референдум. Парламент Украины принимает изменения в Конституцию не менее чем двумя третями от конституционного состава. 7. Повышенную степень охраны со стороны государства. Суть этой очень важной свойства Конституции состоит в том, что Конституция содержит нормы, с помощью которых обеспечивается незыблемости Основного Закона. В Украине функционирует Конституционный Суд Украины, на который возложено обеспечение, прежде всего, конституционности, законов и некоторых других нормативно-правовых актов. 8. Конституция является основой развития отраслевого законодательства, которое развивается в соответствии с конституционными положениями. 9. Итоговый характер Конституции. Конституция является выражением степени общественного развития, которого достигло государство, юридическим отражением объективного хода исторического развития общества и государства, правовой формой общественного прогресса, уровня правовой культуры социума. 10. Программный характер. Конституция определяет перспективы развития государства и общества, тенденции и направления развития, основные цели социального прогресса, содержит основные принципы осуществления власти, является ориентиром развития всей правовой системы государства. Юридические свойства Конституции Украины свидетельствуют о том, что она является специфическим нормативным актом в национальной правовой системе, основой государства и правообразования в Украине.

94.Парламент Украины: порядок формирования, структура и внутренняя организация, компетенция.Верхо́вная ра́да Украи́ны — однопалатный парламент Украины, состоящий из 450 мест (список депутатов по итогам последних выборов. (пропорциональная система) сроком на 5 лет. В сентябре 2010 года Конституционный суд Украины вернул старый вариант конституции, согласно которому срок их полномочий сократился до 4 лет. Однако, уже 1 февраля 2011 года Конституция вновь была изменена, а срок полномочий парламента увеличен до 5 лет.Верховная Рада - общенациональный орган государственной власти, который действует на постоянной основе.Верховная Рада - высший, выборный, коллегиальный орган государства, который обладает единственными полномочиями в сфере законодательства в системе власти Украины. Формирование парламента Украины происходит по мажоритарно-пропорциональной системе. В этом случае избиратель обычно имеет два голоса (есть и иные варианты). Функции Верховной Рады Украины можно выделить по двум основным критериям: по формам деятельности и по объектам государственно-властного воздействия. По формам деятельности обычно различают законодательную, учредительную и контрольную функции парламента, а по объектам - политическую, экономическую и социальную. Прерогативных функцией Верховной Рады Украины является законодательная. Признание Верховной Рады единственным законодательным органом страны означает, что ни один закон Украины не может быть принят, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной компетенцией в сфере законодательства. Никакой другой орган государственной власти не вправе принимать нормативные правовые акты высшей юридической силы, выступая от имени украинского народа. Через законотворческую деятельность Верховной Рады реализуется принцип народного суверенитета. По объему законодательных полномочий Верховная Рада Украины относится к легислатур (от латин. Legis (lex) закон и latus установлен) с неограниченной сферой законодательных полномочий, то есть в парламенты, наделенных правом парламентского верховенства (суверенитета). По Конституции Украины парламент имеет право принимать законы по любым вопросам. Вместе с тем, Основной Закон (ст.92) предусматривает перечень вопросов, подлежащих исключительно законодательной регламентации: основы правового статуса личности, основы использования природных ресурсов, основы социальной защиты, правовой режим собственности, основы внешних сношений, территориальное устройство Украины, судоустройство, основы местного самоуправления , правовом режиме государственной границы, организация и порядок проведения выборов и референдумов, организация и порядке деятельности Верховной Рады Украины, Государственном бюджете Украины, единицы веса, меры и времени, государственные и др. Будучи законодательным органом, Верховная Рада Украины имеет и некоторые контрольные полномочия в отношении Президента Украины и органов исполнительной власти. Относительно Президента этот контроль осуществляется путем анализа и оценки конституционности и законности его решений и действий. В случае совершения Президентом государственной измены или другого преступления парламент уполномочен привлечь его к конституционно-правовой ответственности в виде импичмента (англ. impeachment - процедура привлечения к парламентскому суду высших должностных лиц государства), а при наличии сомнений в конституционности правовых актов главы государства парламентарии имеют право обратиться в Конституционный Суд Украины с конституционным представлением.

97.Административно-территориальное устройство и местное самоуправление Украины.Украина — унитарное государство, административно-территориальными единицами первого уровня которой являются Автономная Республика Крым, 24 области и 2 города, имеющие специальный статус: Киев и Севастополь. Автономная республика и области разделены на 490 районов и 176 городов республиканского (автономной республики) и областного подчинения (административно-территориальные единицы второго, базового уровня). Третий, первичный уровень административно-территориальных единиц образуют сельские, поселковые и городские Советы. Крупные города Украины разделены на городские районы. В настоящий момент в системе административно-территориального устройства Украины представлены: Первый уровень: — автономная республика; — области; — города со специальным статусом. Второй (базовый) уровень:— районы; — города областного подчинения; и города республиканского подчинения. Третий (первичный) уровень: — города районного значения, многие из которых подчинены городским советам городов областного значения; — посёлки городского типа; — посёлки; — сёла. Районы в городах являются территориальными единицами, не формирующими собственных органов управления. МСУ является правом территориальной громады – жителей села или добровольного объединения в сельскую громаду жителей нескольких сел, поселка и города – самостоятельно решать вопросы местного значения в рамках Конституции и законов Украины. Особенности осуществления местного самоуправления в городах Киеве и Севастополе определяются отдельными законами Украины. Местное самоуправление осуществляется территориальной громадой в порядке, установленном законом, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы. Органами местного самоуправления, представляющими общие интересы территориальных громад сел, поселков и городов, являются районные и областные советы. Вопрос организации управления районами в городах относится к компетенции городских советов. Сельские, поселковые, городские советы могут разрешать по инициативе жителей создавать домовые, уличные, квартальные и другие органы самоорганизации населения и наделять их частью собственной компетенции, финансов, имущества.

95.Правительство Украины: порядок формирования, компетенция, ответственность. Конституционно-правовой статус Президента Украины.Исполнительную власть в стране осуществляют: Президент Украины — глава украинского государства, и Кабинет Министров Украины — правительство. Премьер-министр Украины является главой Кабинета министров — высшего органа исполнительной власти. Согласно поправкам к Конституции, с 2006 года власть Президента ограничена, ряд его полномочий были разделены между Правительством и Парламентом — Верховной Радой. Кабинет Министров Украины — официальное название высшего органа исполнительной власти на Украине. Главой Кабинета Министров является Премьер-министр, который назначается Президентом Украины с согласия большинства голосов депутатов Верховной Рады. Заместителями Премьер-министра являются Первый вице-премьер-министр и три вице-премьер-министра. Также в Кабинет входят министры, возглавляющие соответствующие министерства, а также министры «без портфеля» — не возглавляющие министерства. Согласно Конституции Украины Кабинет Министров Украины: - обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, реализацию внутренней и внешней политики государства, выполнение Конституции и законов, актов Президента Украины; - принимает меры по обеспечению прав и свобод человека и гражданина; - обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; политики в сфере труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования; - проводит мероприятия по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности Украины, общественного порядка, борьбы с преступностьюи т.д Cогласно Конституции, Президент Украины является главой государства и выступает от его имени. Президент Украины является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина. Президент Украины не может иметь какого-либо иного представительского мандата, занимать должность в органах государственной власти или в объединениях граждан, а также заниматься иной оплачиваемой либо предпринимательской деятельностью или входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия, что имеет целью получение прибыли. Президент Украины пользуется правом неприкосновенности на время исполнения полномочий. За посягательство на честь и достоинство Президента Украины виновные лица привлекаются к ответственности на основании закона. Звание Президента Украины охраняется законом и сохраняется за ним пожизненно, если только Президент Украины не был смещён с поста в порядке импичмента. Президент Украины имеет свои отличительные символы.

96.Судебная система Украины.Судебная система — это совокупность действующих в Украине судов, которые функционируют на единых конституционных принципах. Создание чрезвычайных и особых судов, согласно ч. 5 ст. 125 Конституции, запрещается. Система судов общей юрисдикции в нашем государстве строится по принципам территориальности и специализации. Наивысшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции есть Верховный Суд Украины, а высшими судебными органами специализированных судов есть соответствующие высшие суды. Согласно закону, действуют апелляционные и местные суды. Так, по Закону « О судоустройстве Украины» систему судов общей юрисдикции представляют: местные суды, Апелляционный суд Украины, высшие специализированные суды, Верховный Суд Украины. Военные суды принадлежат к общим судам и осуществляют на основе Конституции и законов Украины правосудие в Вооруженных Силах Украины и других военных формированиях, образованных согласно закону. Специализированными в Украине есть хозяйственные, административные и другие суды, которые определены как специализированы суды. Закон « О судоустройстве Украины» не дает исключительного перечня специализированных судов. Судебная система Украины составляет совокупность всех судов государства, основанных на единых принципах организации и деятельности, осуществляющих судебную власть. Судебную систему Украины составляют суды общей юрисдикции и Конституционный Суд Украины , который является единственным органом конституционной юрисдикции. Суды общей юрисдикции образуют единую систему судов, состоящая из общих и специальных судов. Третейские суды не входят в судебную систему Украины. Характерными признаками судебной системы Украины является ее приспособленность к административно-территориального устройства, различные уровни производства, стабильность и единство.

98.Конституция Индии: общая характеристика, порядок изменения.Конституция Индии была принята Учредительным собранием в 1949 г. и полностью вступила в силу в 1950 г. (до этого в Индии существовали колониальные конституции, дарованные метрополией). Конституция Индии – самая объемная конституция в мире. С учетом последующих изменений она включает 465 статей, 12 крупных приложений, а также более 70 поправок. Одни поправки вносятся в текст Конституции, изменяя его, другие прилагаются к ней. Индийский национальный конгресс добился закрепления в Конституции тех целей, которые он выдвигал: свободы от колониализма, равных прав, политической и экономической справедливости, содействия миру между народами и др. К основным чертам содержания Конституции могут быть отнесены: 1) закрепление народного и государственного суверенитета, завоеванного в результате антиколониального движения. Основная доля политической власти в Индии принадлежит национальной буржуазии; 2) отрицательное отношение к социальному неравенству. Конституция говорит о цели государства обеспечить такой социальный порядок, для которого характерна экономическая и социальная справедливость, о справедливом распределении материальных ресурсов, о предотвращении концентрации богатств и средств производства; 3) провозглашение широкого круга прав, свобод и обязанностей граждан с учетом индийской специфики, кастовой системы, сохраняющегося большого разрыва в уровне развития различных этнических групп; 4) закрепление принципа смешанной экономики, где государственный сектор играет важную роль; 5) сочетание некоторых традиционных индийских институтов с институтами, порожденными глобальным развитием конституционного права; 6) политика поддержания всеобщего мира и международной безопасности при выдвижении на первый план приоритетных интересов Индии, особенно в последние годы. Конституция предусматривает комбинированную систему принятия поправок. Проект поправки может быть внесен любым членом Парламента в любую из двух палат (на деле поправки предлагаются правительством). Если проект получит одобрение палат (2/3 присутствующих), он передается Президенту, который должен подписать и опубликовать закон. Многие поправки принимаются по процедуре принятия обычного закона: простым большинством присутствующих в каждой палате. Если поправка невелика, она включается в текст Конституции как дополнение или замена соответствующей статьи. Пространные поправки (некоторые из них насчитывают множество страниц) прилагаются к тексту Конституции, хотя и не всегда публикуются как приложение к ней. Хотя в штатах Индии (за исключением одного штата – Джамму и Кашмир) нет своих конституций, конституционный контроль осуществляет не только Верховный суд Индии, но и высокие (верховные, высшие) суды штатов (местные суды решений о неконституционности не принимают). Окончательное решение остается за Верховным судом Индии. Верховный суд имеет право толковать Конституцию. Осуществляя конституционный контроль, он может признать федеральные законы, законы штатов, иные правовые акты неконституционными, т. е. фактически аннулировать их действие.

101.Судебная система Индии.1)Верховный суд индии 2) высокий суд штата (18 судов) 3) Окружной и Сессионный суд. Окружной суд (Гражданские дела): – Суда панчаята( в деревнях): 1)Дополнительный старший гражданский судья, 2) старший гражданский судия, 3) младший гражданский судья. Сессионный суд (уголовные дела):- Народный суд ( В городах): 1) Дополнительный главный судебный магистрат, 2) главный судебный магистрат, 3) Судебный магистрат. Индия является федеративным государством, однако, согласно Конституции, она имеет единую судебную систему и общие основы законодательства. Создание и организация высших судов отнесены к компетенции Союза; президент назначает и может переводить судей из одного высшего суда в другой. Верховный суд Индии.На вершине судебной системы страны находится Верховный суд Индии. Это единственный судебный орган союза: остальные суды, включая и высшие суды, являются судами штатов. Верховный суд состоит из главного судьи и 17 судей, если только парламент специальным законом не увеличит это число. Апелляции на решения высших судов поступают в Верховный суд, юрисдикция которого распространяется на всю территорию Индии. Судам штатов разрешено разбирать и выносить решения по делам, подпадающим под действие законов Союза или связанным с толкованием конституции Союза. Верховный суд по своему усмотрению может дать специальное разрешение на подачу апелляции на любое решение, распоряжение или приказ любого суда или трибунала на всей территории Индии, за исключением военного суда. Кандидат на пост судьи Верховного суда должен быть гражданином Индии и быть либо судьей Высшего суда на протяжении по крайней мере 5 лет, либо адвокатом при Высшем суде не менее 10 лет, или быть, по мнению президента, выдающимся юристом. Каждый судья Верховного суда назначается президентом из числа виднейших юристов страны после консультации с теми судьями Верховного и высших судов, с которыми он сочтет нужным консультироваться, и министрами Кабинета. При назначении любого судьи Верховного суда (кроме главного) президент всегда консультируется с главным судьей Индии.

99.Парламент Индии: порядок формирования, структура и внутренняя организация, компетенция.По форме правления Индия — парламен­тарная республика. Индийский Парламент, подобно британскому, состоит из трех частей: Президента, Совета штатов и Народной палаты. Предполагается, что Народная (нижняя) палата выражает интересы федерации в целом, а верхняя палата — Совет штатов представляет в Парламенте субъектов федерации. Компетенция Парламента в Конституции целостным образом не описана. Лишь в ряде статей содержатся указания на более подробное регулирование соответствующего вопроса законом Парламента. Это вообще типично для вестминстер­ской модели, которая исходит из того, что Парламент может рассматривать и разрешать любой вопрос государственной жизни. В то же время Конституция предусматривает, что ряд вопросов может решаться лишь путем издания Парламентом закона или на основе такого закона. Совокупность конституци­онных норм, содержащих такие положения, можно считать компетенцией Парламента, но она не исчерпывается этими нормами. Естественно, индийский Парламент, как и любой другой парламент, достойный этого имени, осуществляет функции нормотворчества, прежде всего законодательства, верховного распоряжения государственными финансами и конт­роля за исполнительной властью. Соответственно вопросы го­сударственной жизни он решает путем реализации указанных функций. Формирование. Обе палаты состоят в основном из срав­нительно богатых, образованных людей, обычно принадлежа­щих к высшим кастам. Общее число депутатов Народной па­латы не должно превышать 530 представителей, избираемых прямыми выборами по территориальным избирательным ок­ругам в штатах, плюс 20 представителей, избираемых в соот­ветствии с союзным законом в союзных территориях. Кроме того, Президент может назначить в состав палаты двух представителей англо-индийской общины, если сочтет, что их представительство недостаточно. Причем из общего числа мест в палате за наиболее отсталыми слоями населе­ния, известными в Индии как списочные, или зарегистриро­ванные, племена и касты, резервируются соответственно 38 и 78 мест. Срок полномочий Народной палаты составляет пять лет и течет со дня ее первого заседания. Истечение срока равно­значно роспуску палаты. Если же срок полномочий палаты истекает во время действия прокламации о чрезвычайном по­ложении, он продлевается законом не более чем на один год каждый раз и в любом случае должен завершиться не по­зднее чем через 6 месяцев по прекращении действия прокла­мации. Палата может быть распущена Президентом досрочно с назначением новых выборов. В отличие от Народной палаты Совет штатов не может быть распущен. Организация. Двухпалатная структура индийского Парламента характеризуется слабым типом верхней палаты. Круг ведения обеих палат в принципе одинаков. Каждая палата имеет своих должностных лиц. Председателем Совета штатов является по должности Вице-президент Индии. Из своего состава палата выбирает заместителя председателя, которого может после предупреж­дения не менее чем за 14 дней сместить решением большин­ства своего фактического состава. Вице-президент или заме­ститель председателя Совета штатов не могут председатель­ствовать на заседании палаты, на котором рассматривается вопрос об их смещении с должности. Вице-президент может в таком случае выступать на заседании палаты, но не может голосовать. Народная палата избирает из своего состава спикера и его заместителя. Смещение их производится в том же порядке, что и смещение руководящих должностных лиц Совета шта­тов, с той лишь разницей, что спикер вправе голосовать по первой инстанции по вопросу о своем смещении. Если Народ­ная палата распущена, спикер сохраняет полномочия до пер­вого заседания новоизбранной палаты. Каждая палата имеет свой секретариат, причем палаты могут учреждать должности, носители которых обслуживают обе палаты. Статус аппарата палат и его должностных лиц регулируется законом, однако Президент может после кон­сультации с председателями палат издавать по этому вопросу правила, имеющие ту же силу, что и закон. Хотя такое пол­номочие Президента и выглядит несколько странно, приходится вспомнить, что индийский Президент — не только орган исполнительной власти, но и часть Парламента.

102.Индийский федерализм и местное самоуправление.Индийская федерация строится на базе автономии штатов. В каждом штате создаются свои высшие органы: выборная легислатура (законодательный орган штата), назначаемый Президентом Индии губернатор, формируемое партией большинства в местном Парламенте правительство, назначаемый Президентом высокий (высший) суд штата. Но штаты не имеют своих конституций (за исключением штата Джамму и Кашмир). Административные органы (исполнительная власть), а также судебные органы федерации и штатов образуют единую систему. Правительство федерации может давать правительствам штатов обязательные указания, касающиеся исполнения ФЗ. Индийская федерация не только централизованная, но и в определенной мере асимметричная федерация. В составе федерации имеется 3 рода штатов: 1) штаты, которые пользуются наибольшими правами (упомянутый штат Джамму и Кашмир); 2) штаты, занимающие обычное правовое положение (подавляющее большинство); 3) некоторые мелкие штаты (Мегхалая, Нагаленд и др.), права которых, с одной стороны, ограничены, а с другой – расширены: им разрешается отступать от федеральных законов в отношениях, касающиеся местных дел. В основе управления лежит парламентская система. Правительство штата (совет министров штата) во главе с главным министром насчитывает обычно 6-12 членов. Судебную систему в штате возглавляет высокий (высший) суд штата. Размежевание полномочий (предметов ведения) между федерацией и штатами урегулировано специальным (седьмым) приложением Конституции. В отдельных штатах выделяются особые районы, имеющие статус автономных округов (штаты Ассам, Мизорам, Мегхалая и др.). В них создаются племенные советы, играющие совещательную роль при губернаторе и имеющие право с согласия последнего принимать нормативные акты, регулирующие некоторые вопросы (брак, наследование и др.) с учетом местных обычаев. Губернаторы таких штатов могут принимать решения о неприменении некоторых федеральных законов и законов штатов в районах автономии. Помимо штатов, в состав федерации входят 6 союзных территорий. Обычно (кроме столицы Индии Дели) это мелкие острова в Индийском океане, другие небольшие районы в континентальной Индии. Рядом союзных территорий единолично управляют назначенные федеральным правительством администраторы (управляющие, главные комиссары). Местное самоуправление и управление. Территория каждого штата разделена на округа, всего их около 400. Округом управляет окружной магистрат («коллектор», комиссар), назначаемый губернатором по указанию правительства штата. Комиссару подчинена полиция, сам же он подчиняется правительству штата. Представительного органа в округе нет. Округ разделен на сельские единицы: талуки, так-силы, объединяющие группы деревень, отдельные крупные деревни. Столица Индии Дели имеет статус союзной территории и управляется назначенным Президентом по указанию правительства лейтенант-губернатором, при котором действует в основном в качестве совещательного органа избираемый населением совет.

100.Правительство Индии: порядок формирования, компетенция, ответственность.Высшая исполнительная власть в Индии сосредоточена в руках Совета Министров, состоящего из 40-60 членов и персонально Премьер-министра. По конституционному обычаю Президент назначает Премьер-министром лидера парламентского большинства, который и формирует правительство. Члены правительства должны быть обязательно членами парламента. После назначения президентом министров, правительство представляется парламенту и просит о доверии. Совет министров в полном составе собирается крайне редко. Все вопросы руководства страной решаются на заседаниях Кабинета состоящего из премьер-министра и 17-19 министров. Конституция Индии не определяет функции и полномочия Совета министров. Политическая практика в Индии состоит в том, что правительство осуществляет полномочия, принадлежащие по Конституции Президенту республики. В правительстве чрезвычайно велика роль Премьер-министра, который с формального одобрения Президента может изменять состав правительства, увольнять министров, руководит заседаниями Совета министров и Кабинета, решения на которых принимаются не голосованием, а на основе общего согласия. Правительство фактически направляет законодательную деятельность парламента, издает нормативные акты в форме Президентских указов или в порядке делегированного законодательства. В связи с персонализацией власти в руках Премьер-министра в Индии по мнению известных государствоведов (Х. Радж и др.) сложилась «премьер-министерская форма правления». Большая часть работы Кабинета осу­ществляется через создаваемые внутри него специализирован­ные комитеты: по политическим вопросам, обороне, бюдже­ту, законодательству, экономической политике и интеграции, занятости, парламентским делам, новым назначениям и т. д. Весьма существенную роль в деятельности Правительства играет секретариат — аппарат советников и помощников при главе Правительства. Руководители менее важных ведомств, не являющиеся членами Кабинета, имеют ранг Государственных министров, Министры, не имеющие закрепленных за ними министерств и выполняющие отдельные важные поручения, называются министрами без портфеля. Они могут быть членами Кабинета. В Совет министров входят также заместители министров. Министерства контактируют с Парламентом через парламент­ских секретарей (специально уполномоченных заместителей министров — парламентариев). Конституция не определяет конкретные функции и пол­номочия Правительства, но из обязанности Президента сле­довать советам последнего вытекает, что почти все, кроме чисто представительских, полномочия Президента осуществ­ляются Советом министров. Следовательно, исполнительная власть формально закрепленная за Президентом, на деле осу­ществляется Правительством. Почти всеми основными полно­мочиями Президента на практике пользуется Кабинет. Будучи сравнительно узким, оперативным и постоянно работающим органом, Кабинет во главе с Премьер-министром на деле осу­ществляет управление страной. Правительство превратилось в главный источник законодательной инициативы и оказывает определяющее влияние на весь законодательный процесс.

1.Предмет, методы и функции науки КПЗС.

2.КП как отрасль права заруб-х стран: понятие, предмет, метод.

3.Система конституционного права зарубежных стран.

4.Источники конституционного права зарубежных стран.

5.Понятие, виды, юридические свойства конституции.

6.Способы разработки и принятия конституции. Структура

7.Конституционно-правовые характеристики государства.

8.Констит-правовое регулирование политических отношений.

9.Констит-правовое регулирование экономических отношений.

10.Констит-правовое регулирование социальных отношений.

11.Конституционно-правовой статус политических партий.

12.Конституционно-правовой статус общественных объединений.

13.Понятие и основания приобретения гражданства (подданства).

14.Прекращение гражданства (подданства).

15.Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

16.Понятие конст. прав, свобод и обяз-ей человека и гражд-а, их юридические свойства и система.

17.Гарантии конституционных прав и свобод чел-ка и гражданина.

18.Унитарное государство: понятие, признаки, виды.

19.Федеративное государство: понятие, признаки, виды.

20.Автономия: понятие и виды.

21.Конфедерация и иные межгосударственные объединения.

22.Понятие и основные принципы избирательного права.

23.Избирательный процесс: понятие и стадии.

24.Мажоритарная изб. система: понятие, разновидности, оценка.

25.Пропорционал. изб. система: понятие, разновидности, оценка.

26.Смешанные избирательные системы: понятие, оценка.

27.Референдум: понятие, виды, порядок и условия проведения.

28.Место и роль главы государства в государственном механизме.

29.Президент: способы, порядок и условия избрания.

30.Полномочия президента и его акты.

31.Основания и порядок прекращения полномочий президента.

32.Место парламента в государственном механизме.

33.Структура и внутренняя организация парламента.

34.Правовой статус депутата парламента.

35.Компетенция парламента.

36.Законодательный процесс.

37.Роспуск парламента: осно<

Наши рекомендации