Семинары и семинары-практикумы

Теоретические семинары являются формой занятий, необходимой для ознакомления учителей с новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта. Она требует в первую очередь, от ученых – кураторов кафедр доступно освещать в сообщениях, докладах актуальные вопросы учебно-воспитательного процесса, раскрывать содержание новых технологий, методов, приемов обучения. Но
к выступлениям и докладам должны привлекаться и высококвалифицированные учителя – члены проблемных микрогрупп, методических объединений, кафедр. Для этого требуются: большая подготовка учителей, планирующих выступления перед коллективом, индивидуальные беседы, консультации опытных учителей.

Проведение теоретических семинаров следует планировать 2-3 раза в течение учебного года во избежание перегрузок учителей, т.к. наряду с этой формой занятий не следует забывать и о других формах методической работы.

Особую ценность для педагогов представляют семинары психолого-педагогической направленности. Каждый участник такого семинара получает возможность ознакомиться с новейшими достижениями психологии и педагогики, передовым педагогическим опытом, заявить о своей позиции, что является хорошей формой приобщения учителей к творческой, научно-исследовательской деятельности. При проведении психолого-педагогических семинаров важно обеспечить обстановку творчества, неформального общения, которая побуждает к коллективному решению актуальных учебно-педагогических задач. Проведение таких семинаров в течение ряда лет заметно повышает общую и педагогическую культуру учительского коллектива.

Семинары-практикумы требуют более серьёзной подготовки.
В центре внимания присутствующих на семинарах-практикумах – не только теоретические вопросы учебно-воспитательного процесса, но и практические умения и навыки, что особенно важно для роста профессионального мастерства учителей.

Интерес у педагогического коллектива вызывают и практические занятия, в ходе которых развиваются умения применять теоретические положения к конкретным педагогическим ситуациям и процессам. Практические занятия (или практикумы) могут быть тренировочного и творческого характера, постоянно действующими или разовыми в зависимости от потребностей педагогов.

Подход к их организации такой же, как и к семинарам. Их проводят для всего педагогического коллектива или для его части по конкретной теме, требующей реализации.

На основе диагностики и собеседования, анализа деятельности педагогов практикумы могут быть организованы по следующим темам:

ü Отбор, систематизация и методика применения дидактического материала.

ü Повышение роли учебных кабинетов в методическом обеспечении учебного процесса.

ü Повышение качества урока.

ü Овладение техническими средствами и методика их использования.

ü Анализ и разработка конкретных планов, их разделов.

ü Анализ и разработка конкретных педагогических ситуаций.

ü Умение обобщать опыт и др.

Практикумы могут быть проведены в форме деловой (ролевой) игры (например, «Анализ урока или внеклассного мероприятия»; «Модель системы воспитательной работы в школе, классе»), педагогического КВНа, тренинга, нацеленного на отработку определенных навыков, доведение сформированных умений до автоматизма и др.

Интернет-сайт: http://www.menobr.ru/materials/46/47141/

Вопросы и задания

1. Составьте таблицу по образцу:

№ п/п Вид семинара Особенности содержания и организации Примерные темы  
       

2. Составьте план проведения семинара по выбранной вами теме.

3. Проанализируйте любой из семинаров, на котором вы присутствовали.

Методическая неделя

Методическая неделя проводится только тогда, когда накопилось достаточно значительных достижений и педагоги проявили желание показать их своим коллегам. При этом демонстрируются деятельность, процесс, методы, приемы, находки и результат.

Неделю проводят администрация, педагоги, родители и учащиеся. Для этого создаются оргкомитет, творческие группы, в том числе пресс-группа (каждый день недели отражает все интересное), лаборатория форма и методов обучения, микрогруппы учителей для подготовки интегрированных уроков, внеклассных предметных мероприятий группы планирования, консультирования, поддержки, оценивания и стимулирования.

Методическая неделя включает многие формы методической учебы и может проводиться в начале учебного года с тем, чтобы нацелить педагогический коллектива на решение какой-то важной проблемы, или во втором полугодии, когда есть возможность подвести некоторые итоги, обобщить наработанный опыт. Именно в заранее определенную неделю проводятся занятия методических объединений, творческих групп. Организуются посещение, анализ и самоанализ уроков, педагогические выставки, проводятся семинары, практикумы, творческие отчеты о самообразовании, «круглые столы», дискуссии, представляется «в деле» передовой педагогический опыт, выпускаются методические бюллетени, разрабатываются рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Целесообразно для проведения методических недель использовать помощь районного методического кабинета и других методических центров, полезным будет также общение с более опытными коллегами из других школ. Они могли бы организовать консультации по интересующим вопросам методики, дидактики, психологии, провести психологические практикумы, выступать в качестве консультантов, экспертов, оказать помощь в составлении научно обоснованных рекомендаций.

Интернет-сайт:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/02/23/provedenie-metodicheskoy-nedeli-v-nachalnoy-shkole-po-teme

Вопросы и задания

1. Составьте план методической недели, укажите мероприятия, должности ответственных.

2. Раскройте роль ШМО в подготовке и проведении методической недели.

3. Определите функции администрации школы в проведении методической недели.

Наши рекомендации