Политическая система в 1930-е гг. Причины и последствия «большого террора»
Политический режим в 30-е гг.Ради достижения намеченной цели происходит максимальная централизация власти. Политической «надстройкой» мобилизационной модели развития становится сталинская автократия, которую можно рассматривать как особый политический институт, основанный на системе неформального управления партией и государством. Все шире Сталин обращается к практике устных директив, роль и влияние Политбюро снижаются. С 1931 г. получает распространение практика принятия совместных партийно-государственных нормативных актов-постановлений ЦК ВКП (б) и Совнаркома СССР, имевших силу закона.
Назначение Сталина главой правительства в мае 1941 г. повысило значение Совнаркома и его аппарата в руководстве страной и выработке государственных решений, а Политбюро превратилось в совещательно-регистрационную инстанцию. Компартия из ведущей властной вертикали превратилась в резервуар управленцев. Членство в партии становится формализованным признаком, позволявшим делать служебную карьеру даже при наличии сомнительных биографических фактов. В 30-е годы возобладал принцип укомплектования ЦК партии по функционально-должостному принципу, согласно которому успехи по службе в любой сфере считались достаточным основанием для того, чтобы быть делегированным в руководство партии.
В целом советская политическая история 30-х годов имеет парадоксальный характер: ко второй половине 30-х годов политическая система СССР стала де-юре более демократичной, однако сам механизм и методы управления страной на протяжении всей сталинской революции сверху оставались откровенно не демократичными. Отражением первой тенденции стала Конституционная реформа 1936 года, второй – массовые репрессии 1937-1938 годов.
В СССР еще в преддверии принятия новой Конституции был свернут институт лишенцев (граждан, пораженных в политических правах, как правило, на пятилетний срок), установлен порядок возвращения избирательных прав тем, кто ранее был их лишен. В 1935 г. сняты ограничения с казачества и судимости с колхозников, что позволило сократить институт лишенцев.
В декабре 1936 г. новая Конституция СССР была утверждена. Декларировались республиканское, федеративное устройство СССР, социалистический характер государства с обязательной диктатурой пролетариата и общественной собственностью на средства производства. Юридически был зафиксирован однопартийный характер политической системы, оправдываемый тем, что советское общество состоит из дружественных классов (пролетариата, колхозного крестьянства, трудовой интеллигенции), интересы которых представляла единственная коммунистическая партия. Коммунистическая партия в Конституции была представлена как «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных», которая старается «руководить деятельностью Советов, но не подменять их». Конституция упорядочила государственное устройство, продекларировав идею разделения законодательной и исполнительной властей.
Конституция ликвидировала институт Съезда Советов. Предусматривалось, что законодательная власть осуществляется исключительно Верховным Советом СССР – высшим органом власти. Верховный Совет СССР имел двухпалатную структуру: Совет Национальностей и Совет Союза. На совместном заседании обеих палат избирался Президиум Верховного Совета СССР, указы которого на практике имели силу закона. Исполнительная власть осуществляется Советами народных комиссаров СССР, союзных и автономных республик. Совнарком был выведен из непосредственного подчинения Верховному Совету, но был перед ним ответственен и подотчетен. Совнарком осуществлял управление различными отраслями хозяйства. Суд был объявлен независимым и подчинявшимся только закону. Высшее правосудие принадлежало Верховному суду СССР и союзных республик. Самые существенные инновации коснулись избирательной системы. Конституция покончила с дискриминацией по классовому признаку в избирательном вопросе. До середины 1937 г. советское руководство планировало провести первые выборы в Верховный Совет СССР как альтернативные и состязательные.
После принятия новой Конституции Советский Союз вошел в очередную полосу массовых политических репрессий. Мобилизационная модель развития сопровождалась, с одной стороны, репрессиями против крестьянства, технической интеллигенции и управленцев. С другой стороны, мобилизационная модель развития с ее неизбежными просчетами в планировании и нарастанием экономических проблем вызвала недовольство части партийной номенклатуры сталинским курсом. Ситуацию дополняет несдержанность Л.Д. Троцкого в оценке сил и влияния антисталинской фронды внутри СССР. Для перестраховки объявили о партийной чистке и кампании по обмену партдокументов, благодаря чему из ВКП (б) были изгнаны бывшие сторонники оппозиций.
После гибели С.М. Кирова внутрипартийная чистка перерастает в кампанию по дискредитации и нейтрализации бывших оппозиционеров, с которыми ассоциировался Троцкий. В 1936 г. советская разведка активизировала работу по троцкистским организациям за границей. С учетом полученных материалов обеспокоенный Сталин санкционировал проведение по стране масштабной антитроцкистской кампании. Партийная чистка и обмен партийных документов трансформировались в политические репрессии 1936-1939 гг. Бывшие оппозиционеры, становятся первыми жертвами «Большого террора»,
Постепенно вмешиваются другие факторы: 1) желание партийного аппарата отвести удар от себя и перевести террор на общество, 2) намерение Сталина провести состязательные альтернативные выборы (согласно новой Конституции 1936 г.), и поиск «антисоветских элементов», связанный с желанием избежать неожиданностей при голосовании, 3) борьба с происками капиталистического окружения, необходимость обеспечить безопасный тыл СССР в случае войны, 4) поддержка политики репрессий частью общества, 5) масштабы террора объясняются низким профессионализмом сотрудников правоохранительных органов, что проявилось в неквалифицированном следствии и неправедных судебных приговорах. В итоге репрессии охватили сотни тысяч рядовых советских граждан, в том числе иностранных подданных. «Перегибы» политики репрессий власть предпочла объяснить современникам как происки замаскировавшихся врагов.
Таким образом, сталинская революция сверху сопровождалась серьезным регрессом в политической области. Советская однопартийная система и мобилизационный вариант развития привели к утверждению чрезвычайного варианта государственности, юридически обставленного демократическими нормами.
Итоги и последствия сталинской революции сверху. В ходе индустриализации и коллективизации в СССР была ликвидирована многоукладная экономика. Директивная экономика мобилизационного типа имела свои достоинства: она была приспособлена к максимальной концентрации всех ресурсов страны для осуществления долгосрочных планов по наращиванию объемов промышленного производства и освоению огромных территорий, позволяла оперативно финансировать приоритетные научно-исследовательские программы и внедрять передовые технологии в важнейшие отрасли экономики. Определенная эффективность достигалась с помощью стандартизации продукции. Директивная экономическая модель имела также целый ряд существенных недостатков и пороков, позволяющих говорить о её затратности.
На базе директивной экономики СССР совершил колоссальный индустриальный рывок. В 1939 г. по объёму промышленного производства СССР уступал лишь США. Доля СССР в мировом промышленном производстве достигла почти 10%. В течение 1928-1940 гг. в СССР было построено 9 тысяч крупных промышленных предприятий. Пятилетки, породившие полумилитаризированную экономику, внушительно укрепили оборонную мощь страны. За пятилетки в 2,5 разавыросла численность промышленных кадров, хотя их квалификация зачастую не отвечала требованиям современного производства.
За первые пятилетки СССР превратился в индустриально-аграрную державу. Однако, накануне Великой Отечественной войны доход страны в большей мере формировался не промышленностью, а сельским хозяйством, которое являлось ахиллесовой пятой советской экономики. Сталинский вариант коллективизации привел к длительной дезорганизации аграрного производства. Раскулачивание обернулось уничтожением самой предприимчивой части крестьянства. Ситуация улучшилась в течение второй и третьих пятилеток, но – не кардинально. Лишь дважды в предвоенный период – в 1937 и 1940 годах – удалось превысить уровень производства продукции нэповского периода.
Индустриализация и коллективизация в значительной мере видоизменили облик советского общества. Сельское население составляло 2/3 и имело тенденцию к сокращению. Численность горожан увеличилась в 2 раза. В ходе первых пятилеток страна пережила период беспрецедентной урбанизации. Появилось 250 новых городов. В крупных городах развиваются транспортные коммуникации, электрифицируется городской быт и радиофицируются здания, появляются центральные водопровод, канализация и отопление. Необходимость самостоятельно развивать научно-технический прогресс стали фактором значительного развития сферы среднего и высшего образования. Грамотность населения, особенно в городах, повысилась. На 1939 г., по официальным данным, по стране было более 18% неграмотного населения.
Сталинская революция сверху, вернее методы, которыми она осуществлялась – коллективизация и раскулачивание, репрессии, мссовый голод, спровоцировала резкое ухудшение демографической ситуации в стране. Согласно официальным данным, по политическим мотивам было расстреляно более 680 тыс. человек. Совокупные потери советского общества на несколько порядков превзошли потери Российской империи в годы Первой мировой войны.