Функции управления методической работой образовательной организации
Как видно из материалов, представленных в пособии, вариантов построения структуры методической службы можно создать достаточно много. Учебное заведение, исходя из своих интересов, может варьировать звеньями любой модели и создавать на их основе свою структуру. Главным принципом выбора следует сделать то, насколько выбранная система будет способствовать решению стоящих перед образовательной организацией задач.
Однако при выборе любой структуры методической службы она не принесет желаемых результатов, если не соблюдать основных принципов и функций управления.
Методическая работа, как любая деятельность, не может протекать спонтанно и бессистемно. В основе любой деятельности лежит управление этим процессом. Что же такое «управление образовательным учреждением»?
Обратимся к понятию «управление образовательным учреждением», данному В.И. Дружининым. Управление образовательным учреждением - это «целенаправленный процесс взаимодействия совокупного субъекта управления и объекта управления для перевода объекта в новое качественное состояние, творчески используя социальные законы в конкретных условиях».
Весь процесс управления любой организацией носит цикличный замкнутый характер. Управленческий цикл состоит из трех основных этапов:
- предварительного управления;
- оперативного управления;
- заключительного управления;
Результатом данной цикличности является то, что управленческая деятельность разделяется на ряд взаимосвязанных, но обособленных видов деятельности - функции управления. Приведем два (из многих) определений данного понятия.
Функция управления (от лат.- совершение, исполнение) - это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности и (или) организованности управляемых объектов.
Функция управления - это определенный вид однородной, регулярно повторяющейся управленческой деятельности, требующей специализации труда в субъекте управления и применения специальных методов и приемов ее осуществления.
В современном образовательном менеджменте выделяют восемь функций: анализ; прогнозирование; планирование; организация; контроль; координация; регулирование; стимулирование.
Все эти функции управления полностью должны присутствовать в управлении методической работой образовательного учреждения.
А правильно их реализовать, подобрать соответствующие средства
и методы - это задача квалифицированного менеджера.
Прогнозирование - это сложный процесс, от правильной реализации которого будет зависеть весь дальнейший путь процесса.
Б.С. Гершунский дает следующее определение педагогического прогнозирования - это «специально организованное комплексное научное исследование, направленное на получение опережающей информации о перспективах развития педагогических объектов с целью оптимизации содержания, методов, средств и организационных форм воспитательно-образовательной деятельности на разных ступенях образования».
В данном определении четко сформулированы основные задачи прогнозирования:
- формирование и структуризация целей и задач;
- определение возможных траекторий развития;
- выявление динамики развития школы;
- примерный подбор методов и средств по решению конкретных задач. Для проведения корректного процесса прогнозирования необходимо владеть набором специальных научных методов:
- моделирование;
- экстраполяция;
- метод экспертных оценок;
- опрос субъектов деятельности;
- социометрия;
- причинно-следственный метод;
- метод мозгового штурма;
- генетический метод;
- метод исторических аналогий.
Моделирование - это процесс имитации будущих процессов в абстрактной форме. Позволяет просмотреть возможные результаты
и последствия деятельности.
Экстраполяция - распространение изученных ретроспективных тенденций, наблюдений, выборочных данных на перспективу.
Метод экспертных оценок - основан на достижении согласия
в группе экспертов по поводу будущего развития какого-либо объекта или процесса.
Причинно-следственный метод - основывается на большом количестве статистических данных.
Метод мозгового штурма - процесс нахождения лучшего решения поставленной проблемы, путем выбора из максимального большого количества предложенных вариантов.
Метод исторических аналогий - основывается на нахождении
в историческом прошлом объекта с похожими характеристиками
и изучение процесса его развития по определенной проблематике.
Выделяют три вида прогнозов по степени упреждения:
- краткосрочное (2-4 года)
- среднесрочное (5-10 лет)
- долгосрочное (10-20 лет)
В прогнозировании методической работы наиболее распространены краткосрочное и среднесрочное планирование. Долгосрочное планирование слабо применимо из-за высокой мобильности окружающей среды, в общем, и системы образования в частности.
Если задача прогнозирования наметить перспективные цели и задачи методической работы и указать пути их достижения, то планирование ставит конкретные цели и сроки, определяет исполнителей
и ответственных. Планирование призвано обеспечить структуризацию процесса работы, выстроить всю технологическую цепочку для достижения целей.
Процесс планирования должен быть строго систематизирован
и включать в себя следующие этапы.
- анализ и оценка исходного состояния системы;
- определение главных задач, которые необходимо решить в планируемом периоде;
- спроектировать ожидаемые результаты. Обязательно в количественных и диагностируемых характеристиках;
- подобрать комплекс мер для достижения задач;
- установить сроки и ответственных за реализацию данных мероприятий;
- определить объем и структуру ресурсов необходимых на разных этапах реализации плана.
Результатом планирования должен быть конкретный официальный документ школы, обязательный для выполнения всеми структурами и работниками школы - план. В процессе реализации все остальные действия совершаются в соответствии с этим документом.
В ходе планирования особое внимание рекомендуется уделять целям и результатам. Как было рассмотрено выше, методическая работа это очень многосубъектная, полиструктурная деятельность. Правильно поставив цель для всех объектов методической работы, мы сумеем обосновать и необходимость мероприятий по плану. Формальный подход к формированию целей и задач, приведет к непониманию всего процесса у педагогов, а, следовательно, небрежному и халатному отношению к осуществлению плана. Результаты работы обязательно должны быть измеряемыми. Выбор и определение диагностируемых параметров - залог успешности реализации плана. Планирование
в методической работе должно осуществляться не только в общих планах методической работы, но и в индивидуальном планировании самообразования.
Функции планирования и прогнозирования методической работы обязательно должны соответствовать следующим закономерностям:
· единство управления методической службой;
· сочетание централизации и децентрализации в управлении методической службой;
· соотношение управляющей и управляемой систем;
· воздействие общих функций управления на конечный результат.
Эти закономерности определяют требования во всей системе управления методической работой и находят свое отражение в ее принципах:
- принцип научности и аналитического основания. Он предполагает опору в управлении на достижения науки, прежде всего, педагогики, психологии, дидактики, менеджмента;
- принцип системности управления. Необходимо охватить управлением всю совокупность целостной системы методической деятельности в школе;
- принцип коллегиальности. Все решения принимаются коллегиальным совещательным органом;
- принцип горизонтальной координации. Предусматривает полное взаимодействие с основными, дополнительными учреждениями образования и другими заинтересованными службами;
- принцип гибкости и вариативности. Требует периодического пересмотра организационной структуры, содержания и технологий
в школьной системе методической работы в соответствии с потребностями и интересами кадров, региональной стратегией образования и т. д. Вариативность предусматривает наличие оптимального выбора и разнообразия структур, содержания, форм и технологий в совершенствовании профессиональной компетентности педагогов;
- принцип непрерывности и преемственности. Обеспечение непрерывности развития методической и общей культуры педагогических кадров, право выбора в течение всей их педагогической деятельности видов, темпов и сроков повышения квалификации.
Следующими функциями управления после создания плана является организация и контроль.
Самый замечательный план потерпит неудачу, если будет плохо организовано его выполнение. Что же мы понимаем под функцией «организация»?
Классический менеджмент дает следующее определение. Организационная функция - это совокупность действий и процедур, ведущих к упорядочению и согласованию взаимосвязей между компонентами системы. Организовать - это значит разделить на части и делегировать для выполнения какой-либо управленческой задачи, путем распределения ответственности, полномочий, а также сформировать устойчивые организационные структуры, процедуры и связи. Организационная функция состоит из 2 фаз:
- формирование управленческой задачи, принятие решения и ее реализации, доведение до исполнителей, выбор средств и способов действий, распределение поручений, создание для исполнителей стимулов и мотиваций, делегирование исполнителям некоторых властных полномочий;
- создание необходимых условий для исполнителей, приобретение ресурсов, обеспечение финансами, предоставление рабочих мест и их оснащение.
Принципами организационной функции является:
- безусловная ответственность руководителя за действия подчиненных;
- соразмерность ответственности и властных полномочий;
- прямая соподчиненность.
Следующей функцией управления является функция контроля. Контроль - это функция управления, которая служит средством обратной связи между субъектом и объектом управления и представляет собой осуществляемый субъектом комплекс мер по надзору за реализацией управленческих решений, проверки жизнедеятельности организации с целью выявить возможные отклонения и осуществить коррекцию. Целью контроля является сбор, накопление, обработка
и подготовка к анализу информации о состоянии управляемого процесса или объекта, фиксация отклонений в жизнедеятельности ОО
от установленных планов, стандартов и норм для принятия регулирующих мер.
Объектами внутреннего контроля в образовательном учреждении являются:
1. Процессы, протекающие в ОО (образовательный, управленческий, инновационный, обеспечивающий).
2. Деятельность педагогических, руководящих и иных работников ОО.
3. Работа структурных подразделений ОО, в том числе методических.
4. Связи образовательного учреждения с внешней средой.
5. Направления деятельности ОО – методическая работа, инновационная деятельность, воспитательная работа, учебная работа, работа с персоналом.
6. Учебные занятия, методические мероприятия.
7. Документальные материалы, в том числе методического характера.
Направления внутреннего контроля, их методические цели представлены в таблице 7.
Таблица 7. Направления внутреннего контроля и их методические цели
Направления внутреннего контроля | Методические цели | Итоговый документ |
Посещение уроков (занятий) в порядке наблюдения | Изучение качества педагогической деятельности | Бланк протокола с анализом |
Проведение уроков контроля, контрольно-зачетных занятий, итоговой аттестации | Изучение учебных, внеучебных достижений обучающихся (выпускников) ОО | Бланк протокола с анализом |
Посещение воспитательных мероприятий, занятий | Исследование качества воспитательной работы педагогов | Бланк протокола с анализом |
Посещение методических мероприятий | Изучение качества методической работы | Бланк протокола с анализом |
Посещение родительских и общественных мероприятий | Изучение взаимодействия педагогов ОО с социумом | Бланк протокола с анализом |
В ходе осуществления внутреннего контроля администрация ОО должна регулярно, в плановом порядке посещать и анализировать различные методические мероприятия: заседания методических объединений, педагогические чтения, семинары, методические консультации, информационно-методические совещания, конференции, конкурсы педагогического мастерства, творческие отчеты. Для успешного осуществления методической работы в школе контроль целесообразно осуществлять в течение всего учебного года. Он выявляет степень реализации задач, поставленных перед коллективом, помогает своевременно регулировать и корректировать уровень профессионального мастерства учителя, а также отслеживает динамику развития педагогического коллектива.
Направления контроля организации методической работы в школе: состояние и результативность методической работы в школе; эффективность и действенность управления методической работы; уровень профессиональной компетентности учителя; состояние и эффективность инновационной работы; раскрытие творческого потенциала учителей; создание материальной базы учебных кабинетов.
Данные собираются и классифицируются по определенной системе, созданной руководителем методической службы. Таблицы, сетевые графики, диаграммы по контролю процесса развития педагогического коллектива представляют собой базу данных, которая поможет сделать глубокий анализ и своевременно осуществить коррекционную работу, направленную на устранение недочетов. Педагогический мониторинг может стать не только делом одной администрации.
В организации сбора, хранения, обработки информации о деятельности педагогического коллектива могут участвовать руководители методических объединений и сами учителя. Поэтому можно постараться обучить каждого учителя самодиагностике успешности своей педагогической деятельности. Учитель сам должен научиться видеть наиболее уязвимые участки в своей работе, требующие пристального внимания и активных действий.
Любая школа как объект управления представляет собой очень сложный многокомпонентный комплекс. В ее состав входит множество уровней и подуровней, индивидуальных и коллективных, постоянных и временных субъектов, связей и отношений между ними.
В задачу менеджера образования входит создание оптимальной системы взаимоотношений между ними для этого и существует функция координации. Координация - это процесс согласования, приведения
в соответствие всех связей организации с внешней средой.
В тесном контакте с координацией находится функция коммуникации. Коммуникация - это обмен информацией в процессе подготовки, реализации управленческой деятельности. Одной из задач коммуникации является распределение информационных потоков по каналам для их оптимального использования. В методической работе функция коммуникации должна реализовываться в ходе обмена передовым педагогическим опытом, ознакомление с передовыми научно-педагогическими тенденциями, изучения затруднений педагогов
в определенном вопросе. Эта функция целиком сосредотачивается
в руках заместителя директора по методической работе. Для максимально эффективного выполнения этих функций необходимо выполнить ряд условий:
- постоянно иметь в своем распоряжении свежую информацию
о состоянии субъектов (получение информации о затруднениях, полученных результатах на основе педагогической диагностики);
- создавать открытую для внешнего опыта систему работы и распределять поступающую информацию по конкретным точкам применения (точкам роста);
- не допускать дублирования процессов получения, поиска информации в целях экономии времени и средств.
Функция анализа - это процедура мысленного или реального расчленения процесса, объекта или явления на свойства, признаки или составные части. Методами анализа является - синтез, сравнение, обобщение, сопоставление, абстрагирование. Главной задачей анализа является выделение первопричины появления положительных или отрицательных моментов в реализации плана методической работы. В случае успешного вычленения данных причин это позволяет
в дальнейшей деятельности избежать ненужных ошибок или с успехом повторить полученный результат.
Функция регулирования вступает в действие в случае выявленных в ходе контроля отклонений, ведущих к снижению заданных темпов роста, показателей. С латинского «геgulо» - приводить в порядок. Если эта функция не отработана, то результаты любой работы очень редко будут совпадать с поставленными целями. Методами реализации этой функции служат:
- совещания при директоре;
- оперативные совещания в организационной структуре;
- издание локальных нормативных актов;
- внесение изменений в локальные акты;
- изменение установленных сроков, режимов, нормативов работы.
«Надо ли учителям учиться, готовы ли работать над выявленными проблемами?» - большинство учителей ответит положительно. Однако это абсолютно не означает последующего за ним желания учиться, готовности постоянно повышать свою квалификацию, то есть проявлять какую-то активность в этом направлении. Именно как сделать, чтобы слова не расходились с делом - задача функций делегирования и стимулирования.
В основе реализации этих функций лежит необходимость мотивирования педагогических кадров к инновационно-методической работе. Под мотивацией мы будем понимать - совокупность внутренних
и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности
и придающих ей определенный смысл.
Делегирование - это передача задач и властных полномочий сверху вниз лицу или группе лиц, которые принимают на себя ответственность за их выполнение. Целями делегирования являются:
- освобождение руководителей от решения текущих вопросов, чтобы освободить время для решения стратегических задач;
- повышение дееспособности нижестоящих звеньев управления;
- активизация деятельности объектов методической работы.
Примером делегирования полномочий в методической службе может служить поручение подготовить мероприятие по определенной проблеме (выступление на педсовете, доклад, разработка предложений для коллектива и т.п.). При делегировании определенных полномочий обязательно нужна точная формулировка поручения, указание конкретных сроков исполнения. Кроме выше перечисленных целей, делегирование является и серьезным стимулом в работе. Не зря пословица говорит: «Доверие окрыляет». Но всех невозможно наделить властными полномочиями, да и, наверное, и нет такой необходимости, однако, любой человек при совершении любой деятельности задает себе вопрос: «зачем я это делаю?». Ответ на этот вопрос дает функция стимулирования (мотивации).
Стимулирование - процесс побуждения себя и других к деятельности. Вопросы мотивирования персонала рассматриваются во многих научных работах. Перечислим основные теории мотивации:
- иерархия потребностей Маслоу.
- теория потребностей Макклелланда;
- двухфакторная теория Герцберга;
- теория ожидания Врума;
- теория справедливости;
- модель Портера-Лоулера(комплексная).
Все эти модели, на наш взгляд, имеют право на существование, так как рассматривают процесс мотивирования с разных точек зрения. Изучение данных теорий позволит менеджеру образования расширить количественный набор возможных стимулов в своей работе.
Помимо теоретических знаний обязательно знание методов правильного стимулирования. Стимулирование бывает двух видов материальное и моральное. Зачастую возможно использование морального стимулирования с вторичным материальным фактором (присвоение категории, памятный подарок).
Стимулирование должно быть комплексным, дифференцированным, гибким, оперативным. Комплексность реализуется в сочетании материальных и моральных стимулов, преследование стимуляцией целого комплекса задач.
Дифференцированность заключается в учете особенностей конкретного работника, его опыта, роли, значимости, материального положения.
Гибкость и оперативность определяются как своевременное изменение стимулов, из-за изменившихся условий среды. Помимо методов существуют принципы стимулирования:
- доступность - условия стимулирования должны быть прозрачными и понятными для всех категорий. Стимул должен быть достигаемым;
- ощутимость стимула - результат стимуляции должен оказать ощутимое влияние на состояние учителя;
- постепенность - степень (важность) стимуляции должна быть пропорциональна затраченным усилиям для ее достижения;
- сочетание материальных и моральных стимулов;
- сочетание положительных и отрицательных стимулов (стимулы и антистимулы). В науке применение антистимулов (страх, принуждение, штрафы) не приветствуется из-за отрицательного морального воздействия. К сожалению, возможно возникновение ситуации, когда без подобного действия не обойтись.
Интернет-сайт: http://www.pandia.ru/text/77/385/26492.php
Вопросы и задания
1. Заполните таблицу:
№ п/п | Функция управления | Краткая характеристика |
2. Чем должен владеть педагог для проведения корректного процесса прогнозирования? В чем сущность данных методик? Закончите перечень их характеристик. Сделайте развернутое сообщение, подкрепите его примерами из своего или чужого опыта.
3. Опишите этапы планирования, охарактеризуйте каждый этап.
4. Раскройте сущность функций и закономерностей планирования и прогнозирования методической работы.
5. Составьте таблицу: «Направления внутреннего контроля, их методические цели, результат».
6. Составьте таблицы, сетевые графики, диаграммы по контролю процесса развития педагогического коллектива базовой школы, или
в которой вы были на практике.
7. Сформулируйте условия для реализации функции коммуникации.
8. Что относится к методам анализа? Охарактеризуйте методы
с точки зрения педагогики.
9. Что служит методами реализации функции регулирования? Что лежит в основе реализации этих функций?
10. Сущность и цели делегирования?
11. Раскройте понятие «стимулирование», методы и принципы.
12. Составьте таблицу:
№ п/п | Основные теории мотивации | Краткая характеристика |
13. Подготовьте выступление на тему: «Стимулы профессионального развития учителей».
§ 15. Реализация функций управления методической работой
в образовательной организации
Обновление образования требует и от педагогов, и от руководителей знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной обучающих систем и технологий; знания интерактивных форм и методов обучения; владения технологией целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной методической системы; развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной инновационной, педагогической и методической деятельности в целом. В современной российской реальности оформляется новая концепция отношения к человеку – концепция «управления человеческими ресурсами». В отличие от прежней концепции «учета человеческого фактора», она предполагает раскрытие возможностей
и закономерностей развития человека как целостного существа.
Все это требует от руководителя умений организовывать и совершенствовать инновационно-методическую и экспериментальную работу педагогов на основе дифференцированного и индивидуального подходов, постепенного приобщения учителей к выполнению посильных для них заданий и поручений. Руководитель обязан вооружить педагогов комплексной методикой научного поиска, формировать умения и культуру педагогического исследования, научить отслеживать и описывать процесс и результаты эксперимента по освоению инноваций, умело их использовать в дальнейшей работе.
Как уже отмечалось, управление методической работой в образовательной организации включает в себя реализацию следующих функций:
а) анализ осуществления методической и инновационной работы в ОО;
б) прогнозирование и планирование методической и инновационной работы;
в) организация методической и инновационной деятельности в ОО;
г) контроль за осуществлением методической и инновационной работы;
д) стимулирование участия работников ОО в методической и инновационной деятельности;
е) коррекция и координация процесса осуществления методической и инновационной деятельности в образовательной организации
.
Внутришкольная методическая работа – одно из важнейших звеньев единой системы непрерывного образования педагогов, повышения их профессиональной квалификации. Но как построить оптимальную систему общешкольной методической работы, способствующей повышению профессионального уровня развития педагогов без их перегрузки, «профессионального сгорания», различных «кризисов» и других проблем? Как перевести систему методической работы из режима функционирования в режим развития?
Чтобы ответить на эти вопросы руководителю нужно понять назначение методической службы в своей образовательной организации. Как известно, любая ОО проходит три этапа своего восхождения:
1) становления (при создании новой школы или нового коллектива);
2) функционирование (учебно-воспитательный процесс организован на основе традиционных стабильных программ, педагогических технологий);
3) развитие (прежнее содержание образования, педагогические технологии обучения и воспитания приходят в противоречие с новыми целями, условиями школы, потребностями ученика и общества).
Развивающаяся школа, работающая в поисковом режиме, значительно отличается от тех школ, целью которых является стабильное традиционное поддержание раз и навсегда заведенного порядка функционирования. Эти отличия накладывают определенный отпечаток на всю целостную систему школьного управления. Педагогические технологии, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учебного заведения, не позволяют достичь новых желаемых целей при работе в инновационном режиме. Объектом управления в школе является не только учебно-воспитательный процесс, но и методический. В развивающейся школе его цели, содержания, методы и формы становятся предметом управления. Конструирование оптимальной методической системы образовательной организации требует знания руководителями реализации инновационных подходов в управлении, в первую очередь, внутришкольной методической работой. В условиях изменения парадигмы образования методическую работу в школе нужно рассматривать как процесс изменения внутренних условий развития ОО в соответствии с изменением внешних условий развития системы образования. Основная цель методической работы в этих условиях – постоянное обновление набора качественных услуг в зависимости от запроса государства, социума.
Следовательно, методическую работу можно представить как деятельность, с помощью которой педагогический коллектив имеет возможность привести систему своих образовательных услуг в соответствии с запросами общества. Таким образом, деятельностный подход в методической работе определяет одну из основных идей – распространение педагогического опыта, показателем которой являются высокие результаты качества образовательных услуг.
По отношению к учителю в этом случае методическая служба выполняет ряд функций:
1. Приобретение и закрепление статуса учителя.
2. Профессиональное самосохранение.
3. Повышение конкурентоспособности.
4. Профессиональное развитие.
5. Самореализация.
6. Решение профессиональных и личных проблем.
7. Удовлетворение от работы.
Задачи методической работы:
1. Повышение профессионализма и культурного уровня.
2. Стимулирование служебной и общественной активности.
3. Обновление и совершенствование знаний в области учебных дисциплин.
4. Совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов-новаторов.
5. Совершенствование методов и стиля взаимодействия с учащимися.
6. Совершенствование деятельности по организации и содействию творческой, активной, самостоятельной работы учащихся.
7. Формирование умений и навыков анализа и самооценки собственной деятельности.
8. Приобщение к исследовательской деятельности.
Элементами методической работы являются:
1. Диагностика затруднений.
2. Обучение.
3. Внедрение.
4. Обобщение и тиражирование.
5. Изучение эффективности курсовой подготовки.
Для решения целей и задач методической службы в школе руководителем должен быть создан ряд условий:
1. Составление учебного плана, позволяющего заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень усвоения стандарта образования.
2. Создание структуры методической службы.
3. Работа методических объединений по четким планам в соответствии с методической темой школы.
4. Разнообразие форм и оперативность ВШК (внутришкольный контроль), как одно из условий эффективности работы.
5. Система работы по обеспечению здоровья и здорового образа жизни.
6. Работа по улучшению материально-технической базы кабинетов.
7. Научно-методический и диагностический характер учебно-воспитательного процесса в школе.
В соответствии с целями и задачами методической службы
в школе можно выделить следующие направления деятельности:
- повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров;
- работа с молодыми и вновь прибывшими специалистами;
- научно-исследовательская работа;
- методическая работа.
Отметим, что качественно новый этап в формировании личности педагога представляет появление потребности в причастности и принадлежности. На уровне методической работы данный сдвиг выражается в согласовании темы собственного исследования с основными направлениями развития школы, то есть методические интересы учителя находятся в области инновационной или экспериментальной деятельности всего педагогического коллектива. Вполне логично, что педагог ожидает признания коллегами своих идей и подходов. Таким образом, проявляется потребность в признании и самоутверждении.
В сфере методической работы она будет реализовываться через проекты, выполненные с учетом приоритетных направлений развития школы и содержащие в себе оригинальные идеи, способные обогатить педагогический опыт коллег. В процессе собственного профессионального развития учитель выступает в роли субъекта, активно действующего в двух направлениях: поиск новых идей, приобретение новых знаний и генерирование собственных идей, проверка их действенности. Средствами профессионального развития являются обучение, общение, самообразование и практика. Эти источники повышения квалификации педагога представляют собой замкнутый цикл («Цикл Колба»).
Систематическое образование. Курсы |
Общение |
Самообразование. |
Эксперимент. Практика. |
Рисунок 8. Замкнутый цикл («Цикл Колба»).
Призванная обеспечить оптимальное использование данных источников, методическая служба школы предлагает педагогам разнообразные виды и формы работы, оставляя право выбора за учителем.
В структуре методической работы педагогов, рассмотренной как деятельность, можно достаточно четко определить цели, средства
и мотивы. Однако характер данного типа деятельности отчасти парадоксален. Исходная цель - повышение качества обучения - достигается средствами саморазвития педагога, а в итоге мы наблюдаем прогрессирующую мотивацию учителя, формирование у него потребности самовыражения. Педагогический процесс становится действительно субъект-субъектным, при котором происходит перераспределение не только обучающей функции учителя, но и функции ученика.
Подход к организации саморазвития учителей может быть только дифференцированным. В зависимости от темперамента, круга социальных и семейных обстоятельств, состояния здоровья, отношения к труду вообще и к профессиональной деятельности в частности, опыта работы, мотива исследовательской деятельности педагог создает индивидуальную программу саморазвития.
Интернет-сайт: http://www.pandia.ru/text/77/385/26492.php
Вопросы и задания
1. Выполните контрольную работу по проблеме: «Как перевести систему методической работы из режима функционирования в режим развития?»
2. Раскройте содержание замкнутого цикла («Цикл Колба»).
3. Подготовьте выступление на тему: «Субъект-субъектный педагогический процесс».