Муниципальные правовые акты в системе источников российского права
По вопросам местного значения населением муниципальных образований в городе Москве непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальный правовой акт – это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами города Москвы, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.
В систему муниципальных правовых актов в городе Москве входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования – муниципального Собрания;
3) правовые акты высшего должностного лица муниципального образования – Руководителя муниципального образования, постановления и распоряжения Руководителя муниципалитета, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Особое место среди муниципальных правовых актов занимают устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме. Они являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме.
Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования и действующим законодательством. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено: органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт; судом; в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, – уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти города Москвы).
13. Понятие, задачи, предмет и методология государствоведения.
В науке государствоведения не вызывает сомнения утверждение о том, что от понятия конституционного права как отрасли права следует отличать понятия одноименных науки и учебной дисциплины.
В этой связи представляется, что наука конституционного (государственного) права – это отрасль правоведения (государствоведения), которая представляет собой совокупность всех знаний об общественных отношениях, составляющих предмет конституционного права. В отличие от отрасли права предметом науки конституционного права является изучение практики реализации государственно-правовых норм и институтов, анализ закономерности их развития.. На основе изучения практики государственно- правовых норм и институтов наука призвана осуществлять теоретическое прогнозирование и обоснование рекомендаций по совершенствованию конституционного законодательства.
Наука конституционного права представляет собой единую систему знаний, включающую следующие разделы:
1. Исследование понятийного аппарата, определение понятий государственного права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины.
2. Учение о конституции в ее историческом развитии. Сущность и структура, принципы и юридические свойства действующей Конституции Российской Федерации.
3. Системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя государства, суверенитет народа и формы его осуществления.
4. Изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений государства и личности, основ правового статуса иностранцев и лиц без гражданства, проблем закрепления и реализации прав и свобод человека и гражданина.
5. Исследование вопросов национально- государственного устройства Российской Федерации, правового статуса федерации и ее субъектов, разработка предложений по учету национального вопроса в государственном строительстве.
6. Комплексный анализ регулирования формирования и деятельности системы государственных органов Российской Федерации, органов власти ее субъектов, местного самоуправления.
7. Анализ основ организации и осуществления судебной власти в Российской Федерации, а также органов прокуратуры.
Методологию науки
Наука государственного (конституционного) права в своих исследованиях использует как общенаучные методы (материалистической диалектики, формально- логического анализа, социологический, статистический и др.), так и следующие специальные государственно- правовые методы научного исследования:
- системно- правового анализа - позволяет правильно определить структуру исследования; выявить наиболее существенные и единые для всех элементов системы конституционные (уставные) принципы и основы организации и деятельности; внутрисистемные связи и правовые механизмы взаимодействия, определяющие закономерности и тенденции развития всей системы; глубже понять механизмы воздействия права на общественные отношения, возникающие внутри системы; охватить все объективно необходимые и взаимосвязанные внутрисистемные связи, влияющие на содержание и эффективное функционирование системы;
- историко- правового анализа, позволяющего на основе исследования истории становления и развития важнейших отечественных государственно- правовых институтов в дореволюционной России, в советское время и в современной России выявить определенные закономерности и тенденции такого рода процессов;
- сравнительно- правового анализа, применяемого в целях использования передового зарубежного опыта государственно- правового регулирования общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.
Следует отметить, что государственно- правовая наука тесно связана c рядом юридических и общественных наук. Она основывается и развивается на данных исторической науки, политической экономии, философии, которые носят методологический характер. Конституционное право тесно связано c историей государства и права России, наукой, изучающей процесс исторического становления и развития институтов государственного права. Наука конституционного права связана и c наукой международного права.
В связи c тем, что общепризнанные принципы и нормы международного права согласно Конституции 1993 г. включены в национальную правовую систему, имеют приоритетный характер над внутренним законодательством, государственно- правовые нормы и институты должны быть согласованы c нормами международного права.
Источники науки конституционного права могут быть разделены на две большие группы.
Первую группу составляют теоретические источники: доктринальные взгляды выдающихся отечественных и зарубежных исследователей; работы ведущих российских и зарубежных ученых- государствоведов и др.
Вторую группу составляют правовые источники. Основным источником науки государственного (конституционного) права является обобщение практики государственно- правового строительства как объективного критерия истины. На основе изучения и обобщения практики наука конституционного права определяет оптимальность действия норм и институтов, их эффективность, разрабатывает пути и способы совершенствования конституционного законодательства.