БАТМ «Пулковский меридиан»
МИНИСТЕРСТВО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ УКРАИНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА
КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ТЕОРИЯ И УСТРОЙСТВО СУДНА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
НА ТЕМУ: «Расчёт посадки и остойчивости судна в
эксплуатационных условиях»,
ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 6.070104 «МОРСКОЙ И РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ» СПЕЦИАЛЬНОСТИ «Судовождение»
ДНЕВНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
КЕРЧЬ
2013 г.
УДК 629.5.015/.017
АВТОР:
Бендус Н.И., ассистент кафедры «Судовождение» Керченского
государственного морского технологического университета»
РЕЦЕНЗЕНТ:
Кузьмин В.Д., старший преподаватель кафедры «Судовождение»
Керченского государственного морского технологического университета»
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Судовождение» КГМТУ,
протокол № 3 от 11 ноября 2013 г.
Методические указания рассмотрены и рекомендованы к утверждению на заседании методической комиссии МФ КГМТУ,
протокол № 8 от 19.12. 2013 г.
©КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………..…4
Содержание работы………………………………………………………...5
Исходные данные к курсовой работе……………………………………..5
Часть 1. Основные технико-эксплуатационные характеристики судна. Класс судна Регистра Украины…………………………………………….6
Часть 2. Определение водоизмещения, координат центра тяжести и посадки судна. Контроль плавучести и остойчивости судна……….............8
Часть 3. Расчет и построение диаграмм статической и динамической остойчивости……………………………………………………………..……11
Часть 4. Определение посадки и остойчивости судна в различных эксплуатационных условиях………………………………………………..…12
Часть 5. Определение посадки и остойчивости судна с затопленными отсеками……………………………………………………………………......16
Приложение 1…………………………………………………………….....19
Приложение 2………………………………………………………….........30
Литература…………………………………………………………………..41
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программой курса «Теория и устройство судна» предусмотрено выполнение студентами курсовой работы «Расчёт посадки и остойчивости судна в эксплуатационных условиях».
Задания на курсовую работу сформулировано в разделах «Содержание работы» и «Исходные данные». Курсовая работа предусматривает расчёты плавучести и остойчивости судна, обязательные в судовых условиях, по нормативным требованиям органов, контролирующих работу флота.
По усмотрению преподавателя, осуществляющего руководство курсовой работой, объем, и содержание расчетов могут быть сокращены или расширены с учётом индивидуальных особенностей студента.
Законченную курсовую работу в виде пояснительной записки следует предоставить для проверки с последующей защитой.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
1. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДНА. КЛАСС СУДНА РЕГИСТРА УКРАИНЫ.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОДОИЗМЕЩЕНИЯ. КООРДИНАТ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ И ПОСАДКИ СУДНА. КОНТРОЛЬ ПЛАВУЧЕСТИ И ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА.
3. РАСЧЕТ И ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММЫ СТАТИЧЕСКОЙ И ДИНАМИЧЕСКОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ.
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСАДКИ И ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА В РАЗЛИЧНЫХ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
Студенты дневного отделения выбирают свой вариант курсовой работы по табл.1-3 в соответствии с кодом выдаваемым преподавателем. Студенты заочного отделения код задания находят в табл.4 по двум последним цифрам зачётной книжки.
Согласно коду студенту задаётся тип судна , водоизмещение и координаты центра тяжести судна порожнем и вариант эксплуатационной нагрузки.
Первой цифрой кода задаётся тип судна (1 – РТМС «ПРОМЕТЕЙ», 2 – БАТМ «ПУЛКОВСКИЙ МЕРИДИАН»), второй цифрой – вариант характеристик судна порожнем, третьей цифрой –случай нагрузки судна в эксплуатационных условиях согласно табл. 1÷ 3.
Например, код 2.2.5 означает, что студент выполняет расчёты для БАТМ «Пулковский меридиан» при Δ0 = 3800 т, Xgo -5,50 м, Zgo= 7,50 м, для случая нагрузки 100% груза и 10% судовых запасов.
ЧАСТЬ 1
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА.
КЛАСС СУДНА РЕГИСТРА УКРАИНЫ
Содержание задания
В этой части курсовой работы должны быть приведены и расшифрованы следующие характеристики судна:
- длина наибольшая;
- длина между перпендикулярами;
- ширина судна;
- высота борта;
-осадка по конструктивную ватерлинию;
- дедвейт;
- грузоподъёмность;
- грузовместимость;
- валовая и чистая регистровая вместимость;
- мощность двигателя;
- тип двигателя;
- частота вращения винта;
- паспортная скорость;
- класс судна Регистра Украины.
Рекомендации к выполнению задания
Характеристики судна выбираются по справочной литературе и Регистровой книге морских судов.
Таблица 1
Характеристики судна порожнем
№ | Тип судна | |||||||||
Δ0, т | Xgo, м | Zgo ,м | Δ0 ,т | Xgo, м | Zgo, м | Δ0 ,т | Xgo,м | Zgo, м | ||
1. | РТМС «Прометей» | 42,01 | 6,88 | 42,3 | 6,92 | 42,5 | 6,94 | |||
2. | БАТМ «Пулковский меридиан» | -5,36 | 7,47 | -5,5 | 7,50 | -5,1 | 7,57 |
Таблица 2
Типовые варианты эксплуатационной нагрузки РТМС «Прометей»
№ п/п | Варианты эксплуатационной нагрузки судна |
Выход на промысел со 100% запасов и 0% груза в трюмах | |
Судно на промысле с 50 % груза в трюмах и 50% запасов | |
Возвращение с промысла со 100% груза в трюмах и 50% запасов | |
Судно на промысле с 20% груза в трюмах и 25% запасов | |
Судно на промысле с 50% груза в трюмах и 25% запасов | |
Судно на промысле с 96% груза в трюмах и 25 % запасов | |
Судно на промысле с 20% груза в трюмах и 10% запасов | |
Судно на промысле с 35% груза в трюмах и 10% запасов | |
Судно на промысле с 50% груза в трюмах и 10% запасов | |
Судно на промысле с 75% груза в трюмах и 10% запасов | |
Судно на промысле с 96% груза в трюмах и 10% запасов |
Таблица 3
Типовые варианты эксплуатационной нагрузки
БАТМ «Пулковский меридиан»
№ п/п | Варианты эксплуатационной нагрузки судна |
Выход на промысел со 100% запасов и 0% груза в трюмах | |
Судно на промысле с 20 % груза в трюмах и 10% запасов | |
Судно на промысле с 20% груза в трюмах и 10% запасов в условиях обледенения | |
Судно на промысле без груза в трюмах и с 25% запасов | |
Возвращение с промысла со 100% груза в трюмах и 10% запасов | |
Возвращение с промысла со 100% груза в трюмах и 10% запасов в условиях обледенения | |
Судно на 34-е сутки промысла | |
Судно на 36-е сутки промысла | |
Судно на 54-е сутки промысла | |
Судно на 97-е сутки промысла | |
Судно на 102-е сутки промысла |
Таблица 4
Варианты заданий для студентов заочного отделения
Предпоследняя цифра шифра | Последняя цифра шифра | |||||||||
1.1.1 | 1.1.2 | 1.1.3 | 1.1.4 | 1.1.5 | 1.1.6 | 1.1.7 | 1.1.8 | 1.1.9 | 1.1.10 | |
1.1.11 | 1.2.1 | 1.2.2 | 1.2.3 | 1.2.4 | 1.2.5 | 1.2.6 | 1.2.7 | 1.2.8 | 1.2.9 | |
1.2.10 | 1.2.11 | 1.3.1 | 1.3.2 | 1.3.3 | 1.3.4 | 1.3.5 | 1.3.6 | 1.3.7 | 1.3.8 | |
1.3.9 | 1.3.10 | 1.3.11 | 2.1.1 | 2.1.2 | 2.1.11 | 2.1.4 | 2.1.5 | 2.1.6 | 2.1.7 | |
2.1.8 | 2.1.9 | 2.1.10 | 2.1.11 | 2.2.1 | 2.2.2 | 2.2.3 | 2.2.4 | 2.2.5 | 2.2.6 | |
2.2.7 | 2.2.8 | 2.2.9 | 2.2.10 | 2.2.11 | 2.3.1 | 2.3.2 | 2.3.9 | 2.3.4 | 2.3.5 | |
2.3.1 | 2.3.7 | 2.3.8 | 2.3.9 | 2.3.10 | 2.3.11 | 1.2.10 | 1.3.9 | 2.1.8 | 2.2.7 | |
1.1.2 | 1.2.1 | 1.2.11 | 1.3.10 | 2.1.9 | 2.2.8 | 2.3.7 | 1.1.3 | 1.2.2 | 1.3.1 | |
1.3.11 | 2.1.10 | 2.2.9 | 2.3.8 | 1.2.11 | 1.1.4 | 1.2.3 | 1.3.2 | 2.1.1 | 2.1.11 | |
2.2.10 | 2.3.9 | 1.1.5 | 1.2.4 | 1.2.5 | 1.3.4 | 2.1.5 | 2.2.2 | 2.3.1 | 2.3.11 |
ЧАСТЬ 2