ВОПРОС 4. Роль гражданской инициативы в местном самоуправлении
Народная правотворческая инициатива – это новый демократический институт, который не знало наше прежнее законодательство о местных органах власти[112]
Впервые законодательное закрепление понятия «народная правотворческая инициатива» получило в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в статье 25 которого записано: «население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения – официальному опубликованию (обнародованию)».
Необходимо выделить ряд важных моментов:
· население муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу только в том случае, если оно закреплено в уставе соответствующего муниципального образования;
· предмет народной правотворческой инициативы составляют вопросы местного значения, закрепленные в статье 6 вышеупомянутого федерального закона, по которым могут быть внесены проекты правовых актов;
· формой реализации народной правотворческой инициативы выступает внесение конкретных проектов правовых актов, а не правотворческих предложений с идеей принятия какого – либо акта, внесения в него изменений и дополнений;
· гарантиями субъекта народной правотворческой инициативы являются обязательность рассмотрения правового акта на открытом заседании; гласность рассмотрения внесенного в порядке народной правотворческой инициативы проекта с участием представителей населения; обязательность официального опубликования (обнародование) результатов рассмотрения[113].
В литературе приводятся различные типы правотворческих инициатив. Отмечается существование прямой (реализуемой путем референдума) и косвенной (в случае осуществления соответствующего права через представительный орган) инициативы. Возможно наличие сформированной (гражданами выдвинут готовый проект правового акта) и несформированный (от граждан поступило предложение о разработке проекта правового документа) инициативы[114].
Анализ Закона 2003 г. показывает, что правотворческая инициатива граждан в рамках местного самоуправления может быть только косвенной и сформированной в полном объеме. На косвенный характер такой инициативы указывает законодательное требование о том, что проект муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициатив граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом местного самоуправления
О том, что инициатива должна иметь законченный (сформированный) вид, свидетельствует требование закона о направлении гражданам полного проекта муниципального правового акта. В противном случае его никто не будет рассматривать, а представление усеченного варианта проекта послужит формальным основанием для его отклонения[115].
В муниципальной правоприменительной практике можно выделить следующие основные варианты осуществления правотворческой инициативы граждан:
1. подготовка гражданами проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления и внесение его на обсуждение схода (собрания) граждан с последующей передачей принятого на нем решения представительному органу местно самоуправления или должностному лицу местного самоуправления (Рязанская область);
2. сбор подписей гражданами, проживающими на территории соответствующего муниципального образования, в поддержку предложения о принятии муниципального правового акта (Омская, Владимирская области).
Широкое внедрение данного института в муниципальную практику сегодня сдерживается в силу ряда причин. Федеральный закон о местном самоуправлении (1995) не дал определения народной правотворческой инициативы, не определил конкретный механизм его реализации. При этом на федеральном уровне не были установлены ни минимальное количество граждан, необходимое для внесения проекта, ни конкретные сроки рассмотрения внесенного проекта, ни требования внесения проекта в порядке народной правотворческой инициативы.
Более детальная регламентация института народной правотворческой инициативы на федеральном уровне, включающая в себя гарантию реализации гражданами правотворческой инициативы вне зависимости от ее первичного закрепления в уставе конкретного муниципального образования; установление максимального срока, в течение которого органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны рассмотреть внесенный проект, позволило бы выступить этому институту в качестве эффективного инструмента во взаимодействии населения и органов местного самоуправления.
Прогрессивным в отношении разрешения отмеченных проблем является новый Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местно самоуправления в Российской Федерации», который по сравнению с действующим законом уточняет, значительно детализирует и развивает положения, касающиеся института правотворческой инициативы граждан:
· вместо понятия «народная правотворческая инициатива» вводится понятие «правотворческая инициатива граждан» (ст. 26);
· устанавливается, что минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом;
· предусматривается, что в случае отсутствия правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом;
· устанавливаются конкретные сроки обязательно рассмотрения органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления соответствующего проекта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан[116].
Думается, что принятый Закон о местном самоуправлении даст дополнительный импульс в развитии института правотворческой инициативы граждан в муниципальных образованиях, и граждане смогут реализовать свое муниципальное право на разработку и внесение проектов местных актов без каких – либо затруднений.
Таким образом, инициатива (потребности) жителей — движущая сила самоуправления, поэтому является чрезвычайно важным компонентом в вопросах организации местного самоуправления.
Заключение
На основании вышеизложенного можно судить о том, каким образом одновременно с формированием нормативной базы местного самоуправления складывается и выстраивается в определенную иерархию система его понятий и терминов. Нет сомнения, что оба эти процесса, развиваясь, будут и в дальнейшем оказывать влияние друг на друга.
Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” является одним из законов о власти. Не случайно ряд политических исследователей ставит принятие этого Закона по значимости, по влиянию на общественно-политическую обстановку в стране в один ряд с принятием Конституции России в 1993 году. Этот Федеральный закон не только заложил нормативно-правовую базу муниципального права, но и инициировал дальнейшее формирование федерального и регионального законодательства по проблематике местного самоуправления.
В работе определено, что местное самоуправление, выступающее в качестве системы организации жизнедеятельности населения на соответствующей территории, представляет собой совокупность выборных и иных органов и институтов власти, включая разнообразные формы прямого волеизъявления граждан: местные референдумы, собрания (сходы), муниципальные выборы и др. Эта совокупность функционирует как единый целостный механизм и обеспечивает организационную обособленность, автономность местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется эффективно, если внутри территориального сообщества имеются горизонтальные взаимосвязи и взаимодействия, которые формируются, закрепляются и соседскими связями, и сетями дружеских отношений, и усилиями политических партий и общественных движений.
ТЕМА 6. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ И МЕСТНЫХ РЕФЕРЕНДУМОВ.
Распределение рабочего времени:
1. Вступление – 5 минут.
2. Основная часть – 70 минут.
3. Заключение – 5 минут.
Учебные вопросы:
1. Формы прямой демократии в системе местного самоуправления
2. Местный референдум
3. Муниципальные выборы
4. Собрание (сход) граждан.