Понятие источников права социального обеспечения, их особенности и классификация
1. Понятие и виды источников права социального обеспечения.
2. Нормы международных договоров и соглашений по вопросам социального обеспечения.
3. Законодательные акты как источники права социального обеспечения.
4. Подзаконные нормативные правовые акты – источники права социального обеспечения.
5. Роль актов высших судебных инстанций в применении и совершенствовании законодательства о социальном обеспечении.
6. Нормы локального регулирования как источники права социального обеспечения.
1. Понятие и виды источников права социального обеспечения.
В юридической литературе термин «источники права» используется для обозначения сведений о содержании действующего или действовавшего в данном государстве права.
В формальном или юридическом смысле термин «источники права» рассматривается как форма выражения воли законодателя в нормативных правовых актах.
Согласно ст. I Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение;
Источники права социального обеспечения - это конкретные формы выражения правовых требований, исходящих от государственных органов, издающих эти акты в пределах предоставленной им компетенции по вопросам социального обеспечения граждан.
Источники права социального обеспечения классифицируются : по юридической силе, по сфере и сроку действия, по кругу субъектов, которым они адресованы, по органам, принявшим нормативный правовой акт, по правовым институтам. В свою очередь источники права, в том числе и права социального обеспечения подразделяются на законы и подзаконные акты.
В соответствии со ст. 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» к видам нормативных правовых актов относятся: Конституция Республики Беларусь, решение референдума, Программный закон, Кодекс, Закон, Декрет и Указ Главы государства, постановление палат Парламента (Национального собрания), постановление Совета Министров, акты (постановления) Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного судов Республики Беларусь, постановление республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь, регламент, инструкция, правила. Устав (положение), приказ, решения органов местного управления и самоуправления.
Необходимо кроме того отметить, что источниками права социального обеспечения являются также и международные правовые акты.
Нормативные правовые акты о социальном обеспечении, как правило, обратной силы не имеют, так как направлены на урегулирование общественных отношений, возникающих после их принятия. Нормативные правовые акты о социальном обеспечении издаются на неопределенный срок. Однако их действие может быть прекращено отменой или принятием нового акта взамен действовавшего ранее. Все нормативные правовые акты о социальном обеспечении, принятые высшими органами государственной власти и управления Республики Беларусь, действуют на территории всего государства и распространяются на всех граждан, а в отдельных случаях- на иностранных граждан и лиц без гражданства.
Отдельные нормативные правовые акты о социальном обеспечении, принятые высшими органами власти и управления Республики Беларусь, могут распространяться не на всех граждан, а на определенную их часть. Примером в данном случае может служить Закон от 17 декабря 1992 г. «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений но чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований». Нормы этого закона касаются пенсионного обеспечения лиц, уволенных в запас либо отставку из Вооруженных Сил Республики Беларусь и иных воинских и правоохранительных формирований в порядке и на условиях, предусмотренных этим же законодательным актом.
2. Нормы международных договоров и соглашений по вопросам социального обеспечения.
В ст. 8 Конституции установлено, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. 11ри этом не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. Эта основополагающая норма свидетельствует о стремлении законодателя строить независимое государство на правовых демократических принципах.
Общепризнанные принципы не сформулированы в едином международном правовом акте. Некоторые из них названы в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г., другие - в Хельсинском заключительном акте и иных международных договорах и соглашениях.
Международным сообществом давно признано, что принятие на себя тех или иных международных обязательств означает обязанность для государства соблюдать их. Поэтому если в международным договоре Республики Беларусь закреплены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. Из этого следует, что нормы международных договоров обладают высшей юридической силой по отношению к законам Республики Беларусь. Данное правило в полной мере распространяется и на законы, регламентирующие общественные отношения в сфере социального обеспечения.
В то же время следует отметить, что в Республике Беларусь принят и действует специальный Закон, определяющий все процедуры в отношении международных договоров. Таким законодательным актом является Закон от 23 октября 1991 г. «О международных договорах Республики Беларусь» который изложен в новой редакции, принятой Законом от 15 ноября 2004 г. № 331-3. Данный нормативный правовой акт устанавливает порядок заключения, исполнения, приостановления действия и прекращения международных договоров Республики Беларусь.
Также наряду с названным Законом действует Положение о порядке заключения, выполнения и прекращения действия международных договоров межведомственного характера, заключаемых некоторыми государственными органами Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 11 мая 1999 г. № 262.
Таким образом, можно сказать о том, что к числу источников права социального обеспечения относятся международные договора, соглашения и другие акты международно-правового характера, принятые и вступившие в действие для Республики Беларусь в установленном порядке.
К числу рассматриваемых источников права социального обеспечения, в частности, относятся: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Конвенция Международной организации труда о минимальных нормах социального обеспечения, 1952 г., № 102 , Конвенция Международной организации груда о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца, 1967 г, № 128, Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 12 февраля 1995 г., Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о социальном обеспечении от 4 февраля 1999 г. и другие.
3. Законодательные акты как источники права социального обеспечения.
Законодательными актами в силу Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (ст. 1) являются Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.
Указанный Закон содержит определение каждому из названных законодательных актов. Так, Конституция Республики Беларусь — Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Закон Республики Беларусь – это нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.
Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» предусмотрено также принятие Программных законов, к ним относится закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам. Кроме того могут приниматься и Кодексы Республики Беларусь, являющиеся кодифицированными нормативными правовыми актами, принимаемыми в форме закона, обеспечивающего полное системное регулирование определенной области общественных отношений.
Декрет Президента Республики Беларусь — это нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее "важных общественных отношений. Указ Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.
Необходимо отметить, что законам принадлежит главная роль в регулировании отношений по социальному обеспечению. В то же время Конституция Республики Беларусь (ст. 137) установила ряд правил, которыми регулируется соотношение законодательных актов и иных актов государственных органов. Эти правила применяются и по отношению к законодательным актам в сфере социального обеспечения. В названной статье Конституции указано следующее. Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. Также, изложенные правила получили закрепление и в ст. 10 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».
Во исполнение конституционных положений, предоставляющих право на социальное обеспечение (ст. 21, 24, 32, 42, 45, 4749 Конституции Республики Беларусь), приняты, в частности, и действуют следующие законодательные акты: Закон от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении», Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований», Закон от 3 1 января 1995 г. «Об основах государственного социального страхования», Закон от 22 мая 2000 г. «О социальном обслуживании». Декрет I (резидента Республики Беларусь от 29 апреля 1999 г. № 21 «О некоторых мерах по упорядочению пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», Указ Президента Республики Беларусь от 5 июня 2000 г. № 318 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» и другие законодательные акты.
4. Подзаконные нормативные правовые акты – источники права социального обеспечения.
В теории права присутствует понятие - «подзаконные нормативные правовые акты». Однако в законодательстве оно не получило пока легального отражения и определения.
Вместе с тем, в соответствии с юридической силой принимаемых государственными органами и должностными лицами нормативных правовых актов, к правовым актам подзаконного характера относятся нормативные положения, издаваемые в основном исполнительными и распорядительными органами.
К числу этих актов относятся: постановления Совета Министров Республики Беларусь, постановления республиканских органов государственного управления, решения органов местного управления и самоуправления.
В иерархии подзаконных нормативных актов постановления Совета Министров Республики Беларусь (Правительства Республики Беларусь) имеют самую высокую юридическую силу, поскольку они принимаются в развитие непосредственно законодательных актов. Роль данных актов в области социального обеспечения заключается в конкретизации норм Конституции, законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь.
Большое значение для регулирования отношений в сфере социального обеспечения имеют правовые акты, принимаемые Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Данное Министерство является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда, занятости и социальной защиты населения, а также осуществляющим управление и государственный контроль за соблюдением законодательства в указанных областях. Министерство труда и социальной защиты для решения возложенных на него вопросов принимает постановления, имеющие силу нормативных правовых актов. Деятельность данного Министерства урегулирована Положением о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров от 31 октября 2001 г. № 1589 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь».
В системе Министерства труда и социальной защиты действует Фонд социальной защиты населения, который относится к государственным внебюджетным фондам и является органом государственного управления средствами государственного социального страхования. Положение об этом Фонде утверждено постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 11 января 1996 г № 20 (в редакции постановления Совета Министров от 15 сентября 2000 г. № 1424). Органом управления Фонда является его правление, которое принимает решения в форме постановления. Следует отметить, что все решения, принимаемые Фондом, являются обязательными для исполнения его структурными подразделениями в областях и г. Минске. Вместе с тем правление Фонда может принимать и акты нормативного характера, которые касаются более широкого круга лиц. Например, постановлением правления Фонда социальный защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 марта 2002 г. № 1/5 (в редакции постановления правления Фонда от 28 июня 2006 г. № 1/5) утверждена Инструкция о порядке зачисления средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на счета, их учета и использования.
Кроме Министерства труда и социальной защиты, а также Фонда социальной защиты населения этого Министерства, постановления по вопросам, относящимся к социальному обслуживанию, социальной помощи и социальному обеспечению принимают в силу их компетенции Министерство здравоохранения, Министерство финансов, Министерство образования. Не исключено также, что в пределах возложенных на них задач эти вопросы могут регулироваться и другими республиканскими органами государственного управления путем принятия соответствующих правовых актов.
Органы местного управления и самоуправления также наделены правом принятия решений по вопросам социального обеспечения.
В то же время необходимо учитывать, что все подзаконные нормативные правовые акты должны не противоречить принятым законодательным актам, регламентирующим отношения по социальному обеспечению.
5. Роль актов высших судебных инстанций в применении и совершенствовании законодательства о социальном обеспечении.
Важное место в регулировании отношений по социальному обеспечению занимают акты, которые принимаются высшими судебными инстанциями Республики Беларусь. Длительное время вопрос о признании данных актов нормативными являлся дискуссионным.
11роблема была в определенной степени снята с принятием и вступлением в силу Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г., а затем получила более полное разрешение и в Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».
Необходимо отмстить, что в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. судебную систему нашей республики составляют Конституционный Суд, общие суды и хозяйственные суды. При этом систему общих судов возглавляет Верховный Суд Республики Беларусь. А систему хозяйственных судов - Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.
Конституцией Республики Беларусь (ст. 116), а также, в частности. Законом Республики Беларусь от 30 марта 1994 г. «О Конституционном Суде Республики Беларусь» (ст. 5) установлено, какие именно дела рассматриваются Конституционным Судом. Вместе с тем следует отметить, что Конституционный Суд является органом, осуществляющим контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь. Принимая заключения и решения Конституционный Суд рассматривает соответствие нормативных правовых актов как в целом, так и отдельных их положений Конституции, международным договорам, соглашениям, иным актам законодательства. Акты Конституционного Суда Республики Беларусь служат первоосновой для приведения нормативных правовых актов по социальному обеспечению в соответствие с Конституцией, нормами международного права, законами и другими правовыми актами. В рамках совершенствования законодательства по социальному обеспечению Конституционным Судом были, в частности, приняты: заключение от 27 ноября 1997 г. № 3 - 60/97 «О толковании Заключения Конституционного Суда Республики Беларусь от 28 мая 1996 года «О соответствии Конституции статьи 88 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и статьи 56 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел», решение от 13 июня 2001 г. № Р - 119/2001 «О порядке бесплатного либо на льготных условиях отпуска лекарственных средств гражданам по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений ведомственной принадлежности», решение от 14 июля 2005 г. № Р - 187/2005 «О совершенствовании законодательства о выплате пособий по временной нетрудоспособности» и другие.
Верховный Суд Республики Беларусь, в частности, рассматривает материалы обобщения судебной практики, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования общим судам разъяснения по вопросам применения законодательства. Эти разъяснения реализуются через принятие Пленумом Верховного Суда соответствующих постановлений. Немало таких постановлений затрагивают и вопросы применения трудового законодательства, норм о пенсионном обеспечении, иных норм, регулирующих социальное обеспечение граждан. Так, например, принято и действует постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 июня 1999 г. № 6 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с применением пенсионного законодательства».
Компетенция Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь во многом идентична с компетенцией Верховного Суда. Отличие здесь заключается лишь в том, что хозяйственные суды являются судебными органами по рассмотрению дел, Возникающих из предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. Следовательно, участниками правоотношений в хозяйственном процессе являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также граждане, в случаях, предусмотренных законодательством. А соответственно это непосредственно не затрагивает вопросы социального обеспечения граждан. В то же время в хозяйственном судопроизводстве могут рассматриваться материалы, касающиеся участия в хозяйственно-управленческой деятельности государственных органов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в части разрешения проблем по социальному обеспечению населения. Так, в частности, относительно уплаты обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения при экономической несостоятельности (банкротстве) даны руководящие разъяснения в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 2 декабря 2005 г. N» 30 «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)». Таким образом, можно говорить о том, что постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда носят опосредованный характер в области регулирования отношений, связанных с социальным обеспечением.
Вместе с тем, исходя из уже сложившейся практики правоприменения, правил, закрепленных в законодательстве, акты, принимаемые высшими судебными инстанциями вполне можно отнести к числу источников права социального обеспечения.
6. Нормы локального регулирования как источники права социального обеспечения.
В праве социального обеспечения Республики Беларусь значительная роль отводится актам локального регулирования. К ним относятся коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя. В соответствии со вступившим в силу 26 января 2008 г. Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» эти акты получили более значимое название - «локальные нормативные правовые акты». К тому же требуется учитывать, что локальные нормативные правовые акты - это те акты, которые регулируют отношения, связанные с трудовыми, а значит и затрагивают область отношений по государственному социальному страхованию, что вытекает из ст. 4 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Практика показывает, что при решении вопросов социального обеспечения такие акты локального регулирования, как коллективные договоры, соглашения являются источниками. ' позволяющими значительно расширить применительно к конкретной организации возможности по обеспечению социальной защиты наемных работников и других лиц, связанных с трудовым процессом. В то же время в ст. 7 Трудового кодекса определено, что локальные нормативные правовые акты, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными. Это же положение, но применительно уже к коллективным договорам, соглашениям получило закрепление и в ст. 362 этого же Кодекса.
Реализация норм но социальному обеспечению может предусматриваться, в частности, посредством указания в коллективном договоре, соглашении доплат к пенсии, лицам, ушедшим с ор1анизации на пенсию по возрасту и проработавшим в этой организации либо отрасли продолжительный период времени. Какой это именно по продолжительности период должно быть предусмотрено в коллективном договоре, соглашении. Размеры таких доплат и сроки их проведения также могут указываться в названных локальных нормативных правовых актах. Кроме того, в коллективных договорах, соглашениях могут определяться конкретные размеры единовременных выплат на оздоровление работникам при предоставлении им трудового отпуска. Такое положение получило закрепление в ст. 182 Трудового кодекса.
Акты локального регулирования могут предусматривать и иные меры, направленные на улучшение социально-трудовых отношений. В то же время, принятие данных актов должно способствовать расширению прав и законных интересов граждан уже закрепленных в законодательстве, но при этом не ухудшать их положение по сравнению с уже действующими нормами.