Социальная служба как институциональная основа управления
Социальная служба является одним из основных типов социальных организаций. В качестве институциональных признаков социальной службы необходимо отметить следующие:
А) правовой статус или правовое закрепление деятельности учреждения с помощью типовых и оригинальных положений, регламентов;
Б) организационное построение учреждения, которое может быть типовым и оригинальным, в котором отражается специфика условий, особенности;
В) практическое выполнение определенных функций, исходя из правового статуса и организационной структуры;
Таким образом, в институциональной основе существует три составляющих: правовой статус, организационная структура и комплекс функций.
К середине 90-ых в России сложились следующие виды социальных служб: государственные, коммерческие, смешанные, службы, работающие при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях. Ими выполняются следующие виды социального обслуживания: а) материальная помощь, б) помощь на дому, в) постоянное обслуживание в условиях стационара, г) предоставление временного приюта, д) организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, е) консультативная помощь, ж) социальный патронаж семей, детей, пожилых людей и инвалидов, з) социальная реабилитация граждан, в том числе несовершеннолетних, с девиантным поведением, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, и) социальная помощь детям, оставшимся без попечения родителей, к) организация торгового обслуживания, социально-бытовых и ритуальных услуг.
Необходимо отметить, что существуют общие функции управления, такие как планирование, организация, стимулирование, мотивация, учет, контроль, и конкретные функции. В процессе управления организацией часто возникают проблемы именно в области конкретных функций, связанные с определением состава функций, их увязкой с организационной структурой, закреплением функций с помощью регламентов – положений о подразделениях и должностных инструкций. Для этого существует организационный механизм распределения и закрепления функций – организационно-исполнительная система (ОИС).
Ее основное предназначение – создание определенности в работе: кто, что и к какому сроку должен сделать. ОИС включает следующие элементы:
· Цели, задачи, т.е. что необходимо достичь, выполнить;
· Участники – кто будет выполнять работу;
· Функции, обязанности, т.е. что можно и нужно делать;
· Ответственность – это оценка действий, которая является гарантией выполнения работы;
· Срок, к которому необходимо выполнить работу;
ОИС используется как при формировании, уточнении организационной структуры, так и в повседневной деятельности при организации выполнения тех или иных задач.
ОИС создается с помощью таких регламентирующих средств, как положения о подразделениях и должностные инструкции.
Положение — это организационно-юридический документ, регламентирующий деятельность подразделений. Как правило, оно состоит из разделов:
общая часть — определение статуса подразделения в системе управления; указания о том, кем оно возглавляется, кому подчиняется; степень самостоятельности; участие (при необходимости) в реализации целевой программы;
основные задачи — определены направления деятельности подразделения, за выполнение которых оно несет ответственность;
функции (обязанности) — содержится перечень функций подразделения с конкретизацией работ по каждой функции;
права — указаны права подразделения, а также (имеется и такой вариант) его руководителя;
организация управления — описана организационная структура подразделения;
взаимосвязи с другими подразделениями— разрабатывается на основе входящей и исходящей документации с определением основных взаимосвязей;
ответственность — установлена ответственность подразделения и его руководителя за выполнение задач и реализацию функций. Этот раздел наиболее сложен для разработки, так как в нем нужно указать применение санкций за невыполнение или некачественное выполнение задач, функций, а также определить условия, при которых наступает та или иная ответственность. При этом чаще делается запись: «Подразделение несет ответственность за выполнение закрепленных за ним функций и задач».
При разработке положений о подразделениях могут использоваться типовые положения, в которые при необходимости вносятся изменения и уточнения.
Другим распространенным регламентом, с помощью которого определяются место и деятельность работников, являются должностные инструкции. Различают типовые и индивидуальные должностные инструкции.
Типовые должностные инструкции разрабатываются применительно к должностям работников, имеют единую структуру и обеспечивают возможность индивидуализации содержания. Их наличие позволяет сократить время, необходимое для составления инструкций, учитывающих своеобразие данной системы и имеющихся должностей.
Индивидуальные должностные инструкции разрабатываются применительно к конкретной должности (и даже конкретному лицу, занимающему ту или иную должность) с учетом особенностей данного органа, подразделения и работника.
Должностные инструкции как юридические документы вводятся в действие или решением руководителя (утверждение инструкций подписью; приказ о введении инструкций), или решением органа управления.
В инструкции включают разделы, состав которых зависит от подробного или более общего изложения их содержания. Наиболее характерными разделами являются:
введение — записывается наименование должности и подразделения;
общая часть — указываются основные задачи работника; порядок замещения работника во время его отсутствия, кого и по каким обязанностям замещает данный работник;
подчиненность по должности; порядок назначения и освобождения от должности; состав подчиненных (для руководителей).
обязанности — перечисление основных и дополнительных обязанностей; требования к специальным знаниям; уровень специальной подготовки и указание о стаже практической работы;
основные условия взаимосвязи с другими работниками — отраженыперечень, количество, сроки получения, подготовки и передачидокументов; совместная подготовка информации и др.;
права — перечисляются права применительно к данной должности;
ответственность — отмечаются задачи или функции, за выполнение которых работник несет персональную ответственность;
критерии оценки деятельности — несмотря на сложность данного раздела, при его разработке желательно четко сформулировать, что и как оценивается применительно к данной должности.