Внешняя политика СССР в 20-е годы
Основные направления советской внешней политики после окончания Гражданской войны и интервенции:
1) Борьба за скорейшее совершение мировой революции. Эта идея казалась реальной, поскольку Европа была охвачена революционными движениями (революции в Германии и Австро-Венгрии, рабочее движение в Англии и Франции). Для координации этого движения необходимо было, по мнению Ленина, создать единый центр по руководству мировой революцией. В марте 1919 г. в Москве состоялся I конгресс Коммунистического Интернационала (Коминтерна). Конгресс принял Манифест к пролетариям всего мира, в котором призвал рабочих объединиться на принципах пролетарского интернационализма в революционной борьбе за свержение буржуазии и установление диктатуры пролетариата. II конгресс (1920 г.) сформировал руководящий орган Коминтерна – Исполнительный Комитет (ИККИ). Его возглавил Г.Е. Зиновьев. И хотя Коминтерн создавался как объединенный штаб коммунистических партий по организации мировой революции, он стал нелегальным проводником интересов России в других странах.
Неудачные для России итоги советско-польской войны и спад революционной волны в Европе заставили В.И. Ленина более трезво взглянуть на идею мировой революции. Реализация этой идеи была отодвинута на далекую перспективу. Позднее был выдвинут тезис И.В. Сталина о возможности построения социализма в отдельно взятой стране, что делало мировую революцию еще менее актуальной. Окончательно отказаться от политики активного разжигания мировой революции Коминтерн решился только в конце 1926 г., когда стало совершенно очевидным, что подобные попытки обречены на провал. Г.Е. Зиновьев был отправлен в отставку. Его место занял Н.И. Бухарин. Все коминтерновские структуры были переориентированы теперь не на разжигание мировой революции, а на формирование положительного образа СССР в общественном мнении своих стран.
2) Борьба за международное признание Советской России. Первые международные акты – мирные договоры – были подписаны РСФСР лишь в 1920 г. с государствами, еще недавно входившими в состав Российской империи, - Эстонией, Литвой, Латвией и Финляндией. В 1921 г. были заключены договоры с Турцией, Персией, Афганистаном и Монголией, которые традиционно находились в сфере российского влияния. Остальные государства отказывались признать РСФСР.
Весной 1922 г. в Генуе (Италия) состоялась международная конференция – первая с участием РСФСР. Российскую делегацию возглавил нарком иностранных дел Г.В. Чичерин. Главным для нас вопросом этой конференции был вопрос об условиях политического признания Советского государства. Основным из них было требование уплаты всех государственных долгов России, возвращение иностранным предпринимателям всей национализированной собственности и ликвидация государственной монополии на внешнюю торговлю. Советская делегация выдвинула контрпретензии странам Антанты: возместить России потери, связанные с интервенцией и экономической блокадой. Переговоры зашли в тупик. Позднее СССР в основном погасит дореволюционные долги. Их выплата продолжается и сегодня.
В ночь с 15 на 16 апреля 1922 г. российская и германская делегации встретились в предместье Генуи Рапалло и заключили договор о восстановлении дипломатических отношений и широких экономических контактов. Этот договор помог Советской России прорвать кольцо политической и экономической блокады. Был он необходим и для Германии, находящейся в дипломатической изоляции после I мировой войны. Именно сходство международного положения двух стран и толкнуло их на встречу друг другу.
1924 г. вошел в историю международных отношений как время дипломатического признания советского государства («полоса признания»), который начался в феврале 1924 г. с установления дипломатических отношений между СССР и Великобританией. В этом же году Советский Союз признали Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, Франция. В мае 1924 г. было заключено советско-китайское соглашение о совместном использовании КВЖД. Полоса признания СССР была завершена подписанием в январе 1925 г. японо-советской конвенции о выводе японских войск с Северного Сахалина. Дипломатические отношения с Японией были установлены в 1929 г. Позже других стран СССР был признан Соединенными Штатами Америки – в 1933 г.
Теория мировой революции и деятельность Коминтерна внушали руководителям капиталистических держав подозрения по отношению к СССР. Это нередко приводило к обострению международной ситуации в Европе. 8 мая 1923 г. министр иностранных дел Великобритании лорд Д. Керзона предъявил СССР обвинения в проведении антибританской политики на Востоке и в ультимативной форме потребовал от СССР: прекращения подрывной деятельности в Иране и Афганистане; прекращения религиозных преследований в Советском Союзе; освобождения английских рыболовных траулеров (арестованных за ловлю рыбы в советских территориальных водах) – «ультиматум Керзона». Конфликт усугубился убийством в Лозанне, (Швейцария) советского дипломата В.В. Воровского. СССР вынужден был удовлетворить основные требования английской стороны.
Особенно напряженным для советской страны был 1927 г. В 1926 г. советские профсоюзы оказали значительную финансовую помощь английским горнякам, объявившим всеобщую забастовку. Английское правительство обвинило Москву во вмешательстве во внутренние дела Великобритании. 12 мая 1927 г. английская полиция совершила налет на советское торгпредство в Лондоне для изъятия документов «подстрекательского характера». Обнаружив, по утверждению английской стороны, подобные документы, Великобритания объявила о разрыве дипломатических и торговых отношений с СССР. В том же 1927 г. Франция потребовала отзыва советского посла X. Раковского. В июле 1927 г. в Варшаве был убит советский полпред в Польше П. Л. Войков. Все эти разрозненные события советское руководство во главе с И.В. Сталиным расценило как звенья единого заговора «империалистических держав» против СССР, целью которого является война. Это утверждение давало Сталину дополнительный аргумент в пользу быстрейшей ликвидации оппозиции и свертывания НЭПа.