Важным признаком и чертой правовой нормы является её
3. представительно-обязывающий характер
Регулируя общественные отношения, норма права устанавливает (предоставляет) для одного участника этих отношений определенные права (полномочия), а на другого возлагает соответствующие этим полномочиям юридические обязанности.
С одной стороны норма права предусматривает охраняемое и гарантируемое государством ВОЗМОЖНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (право), а с другой обеспечивает угрозой государственного принуждения ДОЛЖНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (обязанность).
Например, ПРЕДОСТАВЛЯЯ гражданам России конституционное ПРАВО на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законом, государство в то же время возлагает на органы государственного обеспечения соответствующие ЮРИДИЧЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ.
4. Четвертым формально-юридическим признаком и чертой правовой нормы является строгая формальная определенность предписаний, содержащихся в нормах права
Правовые нормы всегда существуют в определенном, ФОРМАЛЬНО ЗАКРЕПЛЕННОМ ВИДЕ, в ЗАКОНАХ и ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТАХ (подзаконные акты).
Поэтому такие нормы, будучи официальными, общеобязательными предписаниями государственной власти, представляют собой ФОРМАЛЬНО ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПРАВИЛА.
Этой формальной определенностью обусловлен тот факт, что правовые нормы формулируются в официальных документах, в виде точных и достаточно детализированных правил поведения, чем обеспечивается их правильное понимание и применение.
5. Нормы права отличаются своей строгой системностью и иерархичностью
Каждая норма права существует не сама по себе, не в изоляции от других норм, а в тесной взаимосвязи и взаимодействии, в единой системе с другими правовыми нормами.
Кроме того, в отличие от иных социальных норм, таких, скажем, как нормы морали, правовые нормы располагаются не только по горизонтали, но и по вертикали.
Иерархия правовых норм обусловлена различной юридической силой нормативно-правовых актов.
Иерархичность норм складывается из системы норм, содержащихся в конституционных актах (законах), текущих, или ОБЫЧНЫХ, ЗАКОНАХ и в ПОДЗАКОННЫХ АКТАХ.
6. Специфическим признаком и чертой норм права является их охрана и обеспеченность государственным принуждением
В этой черте нормы права речь идет не столько о реально применяемом наказании, сколько о потенциально существующем государственном воздействии на правонарушителя.
Среди мер государственного воздействия выделяются гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые и иные меры.
Основной ЦЕЛЬЮ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ обусловленной характером правонарушения, могут выступать наказание правонарушителя, возмещение причиненного его противоправными действиями вреда, восстановление нарушенного права, выполнение невыполненных обязательств и т.д.
Говоря о мерах государственного воздействия на правонарушителей, не следует полагать, что нормы права реализуются лишь из-за существования угрозы государственного принуждения.
7. Седьмым формально формально-юридическим признаком является МНОГОКРАТНОСТЬ применения и ДЛИТЕЛЬНОСТЬ действия правовых норм.
В отличие от обычных команд, велений и распоряжений по конкретным вопросам норма права адресована не отдельному лицу, а кругу лиц.
Действие нормы права не исчерпывается исполнением, а рассчитано на неограниченное число случаев, на МНОГОКРАТНОЕ применение.
Правовая норма продолжает действовать после реализации ее в общественных отношениях и поведении людей.
Огромную роль играют ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ, авторитетом государства и права у своих граждан, меры убеждения.
Сергей Андреевич Муромцев по этому поводу писал: «направляющее значение юридических норм обусловлено, очевидно, особым авторитетом, который принадлежит в обществе власти, формулирующей нормы», — авторитетом, основанным отчасти на внутренней, отчасти на внешней силе власти.
Однако, предупреждал автор, эта сила, «будучи всегда более или менее значительна, никогда не бывает абсолютна». Она действует лишь наряду и совместно с другими силами, которые также оказывают влияние на реализацию норм права и образование правового порядка и «могут расходиться с нею в своем направлении».
Справедливость известного русского юриста, высказанное более ста лет назад, сохраняет свою актуальность и поныне.
Сохраняют свою сегодня актуальность и споры столетней давности относительно
8. ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ как признака правовой нормы.
Вопрос о том, следует ли рассматривать ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ в качестве специфического признака нормы права или же не следует, остается открытым и по сей день.
Трубецкой Евгений Николаевич в начале XX в. Утверждал, что в государственно-правовой жизни можно указать на целый ряд случаев, когда норма права, как и право в целом, «не сопровождается принуждением и, наоборот, принуждение является при полном отсутствии права».
Существует необозримое множество норм позитивного (положительного) права, пояснял автор, «коих обязательность обусловливается вовсе не санкцией государственной власти, а какими-либо другими внешними факторами, напр., тем, что таков был обычай у отцов и дедов, что так постановил тот и другой собор пастырей церкви, та или другая международная конференция».
С такого рода утверждениями не соглашались другие авторы, констатируя, что «принудительность» рассматривается «господствующей» правовой теорией как «существенный признак права».
Михайловский Иосиф Викентьевич известный русский юрист писал, в частности, что «не всякое принуждение, а только принуждение организованное, осуществляе-мое в порядке и в пределах, указанных законом» следует рассматривать в качестве признака нормы права.
При этом, пояснял автор, сам термин «принуждение» применительно к нормам права нельзя толковать произвольно, а тем более ставить рядом с актом насилия и произвола.
Данный термин, по мнению автора, должен использоваться лишь в двух смыслах:
а) как физическое принуждение (например, привод неявившегося обвиняемого) и
б) как психическое принуждение, выражающееся в угрозе наступления «определенного зла на случай нарушения нормы».
Не претендуя на решение вопроса о принуждении как признаке нормы права по существу, отметим лишь, что, как показала государственно-правовая жизнь, данная проблема всегда была и остается актуальной в теории государства и права, и что решение ее не может быть однозначным в силу природы и характера правовых норм.
При рассмотрении данного теоретически и практически важного вопроса не должно быть каких бы то ни было крайностей.
Ибо если, например, процесс применения большинства норм уголовного или административного права довольно трудно себе представить без использования тех или иных мер государственного принуждения, то, скажем, в отношении процесса реализации большинства норм семейного или гражданского права все обстоит как раз наоборот.
Истину, как всегда, следует искать где-то посередине, сообразуясь при этом с условиями жизни и интересами российского общества.
Подытоживая сказанное нормам права характерны следующие признаки и черты:
1) непосредственная СВЯЗЬ НОРМ ПРАВА С ГОСУДАРСТВОМ (издаются или санкционируются государством);
2) выражение в нормах права государственной воли;
3) всеобщий и представительно-обязывающий характер правовых норм;
4) строгая формальная определенность предписаний, содержащихся в нормах права;
5) многократность применения и длительность действия правовых норм;
6) строгая соподчиненность и иерархичность норм права;
7) охрана норм права государством;
8) применение государственного принуждения в случае нарушения содержащихся в нормах права велений.