Деформации правосознания (правовой нигилизм и правовой идеализм), пути их преодоления
Деформации правосознания - искаженное представление о сущности права, непонимание его ценности. Разновидностями деформации правосознания, т.е. антиподами правовой культуры, является правовой нигилизм, правовой идеализм, правовой догматизм, правовой инфантилизм, правовой дилетантизм, правовая демагогия.
Правовой нигилизм (от лат. Nihil - ничто, ничего) - вид деформации правосознания личности, общества, социальной группы, характеризуется осознанным игнорированием требований закона, отрицанием значимости норм и принципов права или пренебрежительным к ним отношением, однако исключает преступный умысел. Нередко закон в индивидуальной правосознания появляется в виде государственного ограничителя, которому не следует подчиняться, а необходимо противостоять. Такой психическое состояние делает субъекта потенциально опасным для общества, так как противоправное установка, сформировавшаяся у него, способна породить правонарушения, включая преступление. Поэтому правовой нигилизм рассматривается как наиболее существенный проявление деформации правосознания.
Формы правового нигилизма и пути его преодоления
1. Правовой нигилизм, который по своему содержанию выражается в отрицательном отношении к праву. Это отношение к праву имеет различную степень интенсивности. Поэтому различают пассивные и активные формы правового нигилизма. Пассивная форма выражается в неверии в возможности права, в непризнании его позитивной роли в обществе (славянофилы). Активная форма характеризуется враждебным отношением к законам, пропагандой своего мировоззрения среди других граждан (анархизм).
Юридический нигилизм может быть характерен для общества в целом, социальной группы или отдельной личности. Он может быть стойким и спонтанным. Однако в любом случае правовой нигилизм не доходит до стадии сознательного нарушения правовых норм. Он означает лишь непризнание права, отсутствие веры в его социальную ценность.
Истоки подобного отношения к праву коренятся в недоверии к власти, в рассмотрении закона как указания, приказа со стороны государства, в безнаказанности должностных лиц, в расхождении предписаний законов и действительности, в пороках правосудия и т. д. Этому во многом способствует несовершенство и противоречивость законодательства, неспособность власти обуздать преступность, гарантировать гражданам их права и защитить от произвола и т. д. Порой беззаконие творится от имени закона, формально прикрывающего преступные интересы частных лиц и подтверждающего изречения: «где два юриста — там три мнения», «закон что дышло: куда повернешь — туда и вышло».
К формам проявления правового нигилизма можно отнести восприятие права лишь как средства оформления политических решений, принятия несовершенных, необеспеченных правовых актов, нарушения прав человека, слабой защищенности личности, которая во многом явилась результатом реализации принципа из известной сказки Л. Филатова: «Действуй строго по закону, то бишь действуй... втихаря» и т. д.
Пути преодоления правового нигилизма связаны с повышением уровня правовой культуры, выработкой гуманистической и эффективной правовой политики, переоценкой социальных ценностей, принятием качественных законов, выражающих интересы адресатов, повышением эффективности деятельности правоприменительных органов и др.
2. Перерожденческое правосознание (негативное отношение к праву, вызывающее осознанные противоправные поступки, связанные с эгоистическими, корыстными и т. п. мотивами), которое в отличие от правового нигилизма выражается в умышленном, виновном нарушении требований действующего законодательства.
3. Правовой идеализм, который означает переоценку возможностей права. Это явление получает особенно широкое распространение в годы революционных перемен или при формировании нового законодательного органа, когда в ответ на социальные ожидания у недостаточно опытного законодателя формируется убеждение, что достаточно принять хорошие законы, и все проблемы будут решены. Некоторые политические деятели для повышения своей популярности умышленно используют такую эйфорию, инициируя законы, явно не способные привести к желаемому результату.
Однако возможности права весьма ограничены. Оно способно, отражая реальную действительность, либо стимулировать позитивные, либо ограничивать негативные явления и процессы действительности. Несбыточные ожидания могут скомпрометировать не только право, но и деятельность законотворческих органов, убить веру в демократию. Об этом свидетельствует законотворческая практика нашего государства: принятие во времена президента Ельцина многих популистских законов и опубликование политических заявлений (о борьбе с организованной преступностью и г. д.), не обеспеченных возможностями государства.
Пороки правового идеализма не столь очевидны. Они проявляются гораздо позже создания закона в форме недостижения ожидаемых результатов от его действия, а также в порождении неверия в возможности закона, т. е. в правовом нигилизме.
Правовой инфантилизм, при котором, в связи с недостаточностью жизненного опыта и знания основ действующего законодательства, человек не может полноценно ориентироваться в правовой действительности.
Правовой идеализм- это необоснованное преувеличение возможностей права, приписывание праву способности мгновенно решить любые сложные проблемы, с которыми сталкиваются в своей деятельности люди.
Разочарование в праве идеалистов, превращает их в нигилистов.
Формы правового идеализма:
1. Необоснованное забегания правотворчества вперед.
Чрезмерное опережение принимаемых юридических норм существующих общественных отношений => они не действуют(например, з-н РСФСР «О собственности в РСФСР» 1990, предусмотрел возмещение государством вреда собственнику, если этот вред причинен преступником—но это не делалось).
2. Отсутствие реального механизма реализации юридических норм. Когда субъект правотворчества принимает юридическую меру общего характера и не затрудняет себя поинтересоваться действиями иных правовых актов и соответствия материальным ресурсам. (пример - конституционная норма об альтернативной службе, но она не конкретезирована и её никто не исполняет, а судебная практика противоречива - иногда поддерживает военнообязанного, а иногда государство).
3. Недоучет субъектом правотворчества реальных условий, в которых функционируют принимаемые политические нормы (построение гражданского общества, расгосударствление собственности => массовая криминализация экономики).