Индивидуализация юридического лица, ее гражданско-правовое значение

Фирменное наименование является средством индивидуализации юридического лица, причем являющегося коммерческой организацией. Действующая редакция ст. 54 ГК предусматривает для некоммерческих организаций в качестве такого средства, под которым она выступает в обороте, просто наименование, не названное как "фирменное".

Обозначение является фирменным наименованием только при условии его включения в Единый государственный реестр юридических лиц – вне его фирменного наименования как гражданско-правового объекта не существует.

Пункт 2 ст. 1473 ГК предусматривает обязательное наличие двух элементов в структуре фирменного наименования:

а) указания на организационно-правовую форму;

б) собственно наименования.

Последнее представляет собой те индивидуализирующие словесные обозначения, которые необходимы для отличия одних юридических лиц от других. Например, в фирменном наименовании "общество с ограниченной ответственностью "Автокомплект" слова "общество с ограниченной ответственностью" являются указанием на организационно-правовую форму организации, а "Автокомплект" – собственно наименованием, индивидуализирующим данное юридическое лицо среди других. Если содержание собственно наименования действующим законодательством почти не нормируется (комментируемая норма указывает лишь на то, что оно не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности, а ст. 54 ГК требует отметить характер деятельности в наименовании некоммерческой организации, например, общественная организация "Ассоциация юристов России"), то в отношении информации об организационно-правовой форме как ГК (например п. 3 ст. 69, п. 4 ст. 82, п. 3 ст. 107, п. 3 ст. 116), так и законы об отдельных видах юридических лиц содержат требования к этой части фирменного наименования. Так, в соответствии со ст. 4 ФЗ "Об акционерных обществах" указание на организационно-правовую форму может быть сделано путем использования слов "закрытое акционерное общество", "открытое акционерное общество" либо аббревиатуры "ЗАО" или "ОАО" (аббревиатуры – только для сокращенных фирменных наименований). Например, полное фирменное наименование: "открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат", сокращенное фирменное наименование этой же организации – "ОАО "ММК".

Пункт 4 статьи 1473 ГК содержит перечень обозначений, которые не могут включаться в фирменное наименование. Этот перечень не учитывает всех дополнительных случаев, когда те или иные обозначения также не могут быть допущены к включению их в фирменное наименование: так, с учетом иных норм об интеллектуальных правах можно отметить недопустимость включения в фирменное наименование следующих обозначений:

– не обладающих различительной способностью (например, "ООО "Н");

– тождественных имени, псевдониму или производному от них обозначению известного лица, без согласия этого лица или его наследника;

– тождественных названию известного в России произведения науки, литературы или искусства без согласия обладателя авторского права или его правопреемника, если права на эти произведения возникли ранее возникновения исключительного права на фирменное наименование;

– тождественных или сходных до степени смешения с фирменным наименованием другой организации, если ее фирменное наименование было включено в государственный реестр юридических лиц ранее, а использование обоих наименований в гражданском обороте может привести (приводит) к введению потребителей в заблуждение;

– тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащими другим лицам товарными знаками, зарегистрированными или охраняемыми в Российской Федерации, приоритет которых является более ранним по сравнению с датой включения в государственный реестр юридических лиц фирменного наименования;

– тождественных или сходных до степени смешения с зарегистрированными наименованиями мест происхождения товаров, за исключением случаев, если эти обозначения включены в фирменное наименование лица, имеющего право пользования таким наименованием места происхождения товаров;

– являющихся ложными или способных ввести в заблуждение потребителя.

Нельзя также включать в фирменное наименование обозначения, являющиеся "прерогативой" фирменных наименований юридических лиц иных организационно-правовых форм или видов. Например, термин "банк" может быть включен только в фирменное наименование кредитной банковской организации.

В рамках ст. 1474 ГК объединены различные вопросы, относящиеся к исключительному праву на фирменное наименование: содержание данного права, распоряжение правом, условия запрещения использования третьим лицом фирменного наименования правообладателя, способы защиты его прав.

В соответствии с п. 2 ст. 1475 ГК исключительное право на фирменное наименование возникает с момента включения его в Единый государственный реестр юридических лиц, что происходит либо при государственной регистрации юридического лица, либо при изменении фирменного наименования. Соответственно, с момента исключения фирменного наименования из реестра исключительное право прекращается.

Исключительное право на фирменное наименование, как и любое субъективное гражданское право, содержит в себе определенный набор возможностей, правомочий, которые сводятся, главным образом, к правомочию правообладателя использовать принадлежащее ему исключительное право любым незапрещенным способом. ГК определяет лишь примерные направления такого использования: на вывесках, бланках, счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. Примечательно, что в отличие от права на товарный знак, неиспользование которого в течение трех лет может повлечь прекращение самого права, отказ от реализации права на фирменное наименование не влечет никаких неблагоприятных последствий для фирмовладельца.

Кодекс императивно запрещает распоряжение исключительным правом на фирменное наименование, не допуская ни его отчуждения, ни предоставления другому лицу права использования, фактически выводя, таким образом, рассматриваемый объект из числа оборотоспособных. Однако следует иметь в виду, что специальные нормы Кодекса, посвященные отдельным видам договоров, предусматривают возможность передачи права на фирменное наименование в составе комплекса гражданско-правовых объектов. Речь идет о трех договорных формах, способных опосредовать динамику прав на фирменное наименование.

Во-первых, это договор купли-продажи предприятия (ст. 559 ГК), в соответствии с которым к приобретателю переходят права на фирменное наименование продавца предприятия.

Во-вторых, договор аренды предприятия (ст. 656 ГК), на основании которого арендатору предоставляется право использовать фирменное наименование собственника этого предприятия.

В-третьих, договор коммерческой концессии (ст. 1027 ГК), по которому пользователю передается право использовать в своей предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих другой стороне (правообладателю).

В соответствии со ст. 1475 ГК право на фирменное наименование имеет общероссийские границы исключительности; законодатель посчитал целесообразным не очерчивать их территорией деятельности, на которой осуществляет свою деятельность фирмовладелец (как это сделано, кстати, во многих зарубежных государствах, когда судебный запрет на использование фирменного наименования невозможен, если территории деятельности правообладателя и третьего лица не пересекаются).

С учетом установленных в ГК границ действия исключительного права в п. 3 ст. 1474 ГК сформулировано три признака противоправности использования третьим лицом фирменного наименования правообладателя: во-первых, тождественность используемого третьим лицом обозначения фирменному наименованию правообладателя или схожесть до степени смешения; во-вторых, осуществление данными юридическими лицами аналогичной деятельности; в-третьих, более позднее включение в Единый государственный реестр юридических лиц фирменного наименования третьего лица.

Наши рекомендации