Государственное устройство. Канада входит в состав Содружества, возглавляемого Великобританией
Канада входит в состав Содружества, возглавляемого Великобританией. По форме государственно-территориального устройства Канада - федерация, в составе которой 10 провинций (в том числе одна, Квебек, с франкоязычным большинством) и 2 территории. Ряд вопросов федеративных отношений остаются неурегулированными. В 1995 г. проведен референдум о суверенитете Квебека (против суверенитета проголосовало 50,6% избирателей, за - 49,4%). В каждой провинции имеется своя конституция, выборная легислатура, правительство, действует назначаемый центральной властью "по совету провинциального правительства" лейтенант-губернатор. Перечень вопросов, которые провинции могут решать самостоятельно, установлен в законодательном порядке (здравоохранение, социальное обеспечение, использование природных ресурсов на территории провинции, налогообложение).
Конституцию Канады образуют несколько законодательных актов. Важнейшие из них - Квебекский закон 1774 г., Конституционный закон 1791 г., Закон об объединении Канады 1840 г., Закон о Британской Северной Америке 1867 г. и Конституционный закон 1982 г., ставший последним из числа конституционных актов Канады, принятых британским Парламентом, предоставил Канаде право самостоятельно вносить поправки в Конституцию в соответствии с установленной процедурой (ранее они формально подлежали утверждению английским Парламентом) и дополнил ее Хартией прав и свобод.
По форме правления Канада - конституционная парламентская монархия. В соответствии с Конституционным законом 1982 г. главой государства является Королева (Король) Великобритании, которую представляет в Канаде Генерал-губернатор. Его назначает Королева по совету Премьер-министра. Срок его полномочий - 5 лет, но по требованию главы Правительства он может быть отстранен от должности и раньше. Генерал-губернатор утверждает законопроекты, созывает нижнюю палату Парламента и вправе распустить ее до истечения срока полномочий, назначает Премьер-министра и высших должностных лиц. Он решает вопросы внешней политики: ратифицирует международные договоры, производит назначения дипломатических представителей. Ему принадлежит право помилования. Однако деятельность Генерал-губернатора носит во многом формальный характер, поскольку большинство своих правомочий он осуществляет "по совету" Правительства.
Законодательная власть принадлежит Королеве в лице Генерал-губернатора и Парламенту. Парламент Канады состоит из Палаты общин и Сената. Палата общин состоит из 301 депутата и избирается путем всеобщих прямых выборов сроком на 5 лет. В составе Сената - 104 человека, назначаемых Генерал-губернатором пожизненно. Сенаторы представляют интересы тех провинций, от которых они назначены. Законом установлено, что сенатором может быть лицо не старше 75 лет, проживающее в провинции не менее 30 лет и обладающее недвижимым имуществом стоимостью как минимум в 4000 долларов. Палаты обладают равными правами. Парламент должен собираться на сессии не реже одного раза в год. Сессия начинается в октябре-ноябре и продолжается до июля-августа с перерывами на каникулы. Первое заседание открывается Генерал-губернатором, который произносит тронную речь от имени Королевы. В ней излагаются основные направления правительственной политики.
Полномочия Парламента достаточно обширны: он издает законы, принимает бюджет, создает Правительство и контролирует его деятельность, решает вопросы внешней политики. Законопроекты представляются на рассмотрение отдельными депутатами и Правительством (финансовые законопроекты могут вноситься только Правительством). Законопроект проходит 3 чтения. В первом оглашается название билля. Во втором происходит обсуждение законопроекта. Затем он передается в один из комитетов Парламента, где подробно разбирается депутатами. После этого законопроект с внесенными в него поправками проходит третье чтение голосование по законопроекту. Для его принятия требуется простое большинство голосов. Билль, принятый одной из палат, передается на рассмотрение другой. После одобрения обеими палатами он отсылается на утверждение Генерал-губернатора.
Исполнительная власть принадлежит Королеве в лице Генерал-губернатора и осуществляется Правительством - Кабинетом министров. В его состав входят Премьер-министр, министры- главы отдельных министерств и министры без портфелей. Премьер-министр назначается Генерал-губернатором; им становится лидер партии, получившей на последних выборах большинство мест в Палате общин. Он формирует Правительство из числа наиболее видных членов своей партии. Заседания Кабинета проводятся примерно один раз в неделю. Фактически Правительство выполняет все функции Генерал-губернатора: от его имени созывает и распускает Парламент, назначает на высшие государственные должности, вырабатывает основные направления внутренней и внешней политики, руководит армией и федеральной полицией. Оно, кроме того, обладает некоторыми правами Парламента: может во исполнение законов издавать различные распоряжения, касающиеся важнейших вопросов государственной жизни. Правительство обладает исключительной прерогативой вносить на рассмотрение Парламента финансовые законопроекты и представляет подавляющую часть всех прочих законопроектов. Оно ответственно перед Парламентом. Если Палата общин выразит недоверие правительству, оно должно будет уйти в отставку. Премьер-министр может потребовать отставки любого члена Правительства; отставка самого главы Правительства влечет за собой отставку всего Кабинета.
Правовая система
Общая характеристика
Своеобразие современной правовой системы Канады в значительной мере объясняется особенностями ее исторического развития и национального состава населения. Территория будущей Канады осваивалась в XVI-XVIII вв. переселенцами сначала из Франции, а затем и Англии, принесшими правовые нормы и обычаи своих стран. В 1763 г., после длительного англо-французского соперничества, нередко приводившего к вооруженным столкновениям, Канада стала британской колонией, на которую были полностью распространены английские законы. Однако одна из ее провинций Квебек, где преобладали выходцы из Франции, осталась приверженной французскому праву. Значительные особенности в правовой и отчасти судебной системе Квебека, одной из 10 провинций Канады, сохраняются и поныне.
Как и во всех британских колониях, в Канаде утвердилась система английского общего права, по которой решения судов высокого ранга, не только местных, но и британских, получают обязательную силу судебного прецедента. Более того, в Канаде применяются и в известной мере сохраняют самостоятельное значение нормы так называемого права справедливости, вырабатывавшегося в решениях Суда канцлера в Лондоне в XV-XIX вв. и действовавшего параллельно с нормами общего права (после упразднения Суда канцлера в ходе судебной реформы 1873-1875 гг. нормы эти были в Англии включены в систему общего права).
Постановления канадских судов на протяжении долгого времени подлежали обжалованию в Судебный комитет Тайного совета в Лондоне. Эта практика по уголовным делам была отменена в 1933 г., по гражданским - в 1949 г. Однако ранее принятые решения Судебного комитета, истолковывающие английские законы и нормы общего права, действующие в Канаде, по-прежнему обладают обязательной силой. Ныне решающая роль в обеспечении единства системы общего права в стране принадлежит Верховному суду Канады. В свою очередь решения судов провинций обязательны для нижестоящих судебных инстанций.
Законодательная власть в Канаде долгое время принадлежала британскому Парламенту: колониальные власти лишь издавали принятые в метрополии законы, коль скоро они не противоречили местным условиям. С 1867 г., когда Канада получила статус доминиона, стала приобретать самостоятельное значение система собственных законодательных актов, издаваемых канадскими властями. Полномочия последних существенно расширились по Вестминстерскому статуту 1931 г. Однако лишь с изданием Конституционного закона 1982 г., окончательно закрепившего государственный суверенитет страны, было установлено, что ни один последующий акт британского Парламента не будет иметь силы в Канаде.
Федеративное устройство страны предопределяет разграничение законодательной компетенции между Парламентом страны и законодательными собраниями провинций (эти вопросы нередко становились предметом острых конфликтов, особенно в 1960-х гг.). В исключительной федеральной компетенции находятся 27 вопросов, в том числе регулирование экономики, торговли, мореплавания и рыболовства, законодательство по вопросам денежного обращения и банков, патентов и авторского права, брака и развода, уголовного права и уголовного процесса. В компетенции властей провинций находятся вопросы, имеющие местный характер (муниципальные учреждения, налоги на провинциальные нужды и т.п.), а также образование и воспитание, отправление правосудия в провинциях, гражданский процесс.
С 1918 г. в стране функционирует Федеральная комиссия по правовой реформе, среди обязанностей которой - наблюдать за состоянием законодательства и вносить предложения по его совершенствованию. Одновременно была учреждена Постоянная конференция по унификации права в Канаде, которая периодически обсуждает "модельные" проекты законов, рекомендуемых всем провинциям, чтобы преодолеть существенные различия в их законодательстве, в первую очередь по вопросам гражданского и торгового права.
Вновь издающиеся в Канаде законы публикуются в ежегодных сборниках "Статуты Канады" (с 1867 г.), "Статуты Альберты" (с 1906 г.) и т.п. Собрания законов в пересмотренных изданиях (федеральные и отдельных провинций) публикуются, как правило, каждые 10 лет.
Научные исследования в области права ведутся на юридических факультетах 20 университетов, находящихся в крупнейших городах Канады (Монреаль, Оттава, Торонто и др.). На развитие юридической науки и судебную практику заметное влияние оказывают труды английских и американских юристов.