Формирование советской государственности

Первоначальными задачами большевиков после Октября 1917 г. стали разрушение прежних общественных структур, создание Советского государства и укрепление власти. Большевики верили в скорую мировую революцию.

Принципиальной проблемой, вставшей перед большевиками после прихода к власти, стала выработка политики по отношению к Учредительному собранию, с которым связывались надежды широких масс задолго до революции.

Эти надежды были отражены в декретах II съезда Советов, в которых именно Учредительное собрание должно было окончательно решить аграрный вопрос и создать постоянное правительство.

Понимая шаткость своего положения, большевики не решились отменить созыв Учредительного собрания.

В результате первых в истории России всеобщих свободных выборов 12 ноября 1917 г. появился невиданный ранее в истории социалистический парламент. Расстановка сил свидетельствовала о том, что избиратели голосовали не за большевиков. Более половины голосов получили эсеры. Большевики не собирались сдаваться и ставить под удар свои завоевания Октября 1917 г.

Попытки меньшевиков и эсеров на открывшемся 5 января 1918 г. Учредительном собрании найти компромисс с большевиками успеха не имели.

Воспользовавшись отказом большинства Учредительного собрания обсуждать ультимативно составленную Лениным «Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа», большевики и левые эсеры покинули Таврический дворец, а оставшиеся делегаты под утро были выдворены из него вооруженным караулом.

Разгон Учредительного собрания явился крупным шагом на пути к гражданской войне. Углубилась политическая конфронтация. Появились лозунги для сплочения антибольшевистских сил.

Подавление демонстрации в защиту Учредительного собрания стало первым проявлением репрессий против широких масс.

III Всероссийский съезд Советов (10-18 января 1918 г.) одобрил разгон Учредительного собрания и принял решение о слиянии Советов рабочих (солдатских) и крестьянских депутатов, чем поставил крестьянские Советы под контроль рабочих, по существу, большевиков.

Таким образом, политический союз между рабочим классом и крестьянством до весны 1918 г. стал широкой социальной базой нового режима, которой соответствовали в политической сфере укреплявшиеся Советы и правительственная коалиция большевиков и левых эсеров.

Однако по мере создания нового государственного аппарата и усиления роли большевиков осторожная социально-экономическая политика, основанная на демократических преобразованиях, начинает уступать место «красногвардейской атаке на капитал», которая выразилась в широкой национализации промышленности, банков, транспорта.

Брестский мир.

До зимы 1918 г. большевики связывали выход России из мировой войны с мировой революцией. Их внешнеполитическую позицию, отрицавшую сепаратный мир определили два лозунга:

1. Предложение всем воюющим государствам демократического мира на условиях освобождения колоний и угнетенных народов.

2. В случае отказа – развертывание революционной войны.

После того как Антанта отвергла первое из этих предложений (содержавшихся в Декрете о мире и в последующих предложениях СНК), 4 декабря 1917 г. большевики заключили перемирие с Германией, которое укрепило их позиции.

Но начавшиеся 9 декабря переговоры о мире большевики затягивали, используя их для пропаганды революционных настроений в Европе.

Уступки Германии, согласившейся на признание формулировок всеобщего демократического мира без аннексий и контрибуций в случае признания их Антантой, расценивались как неспособность Германии наступать.

Попытки затянуть переговоры не удались. 5 января 1918 г. Германия и Австро-Венгрия ультимативно потребовали заключения сепаратного мира на более тяжелых условиях.

Но против сепаратного мира были настроены все российские политические партии и значительная часть большевиков.

Ленин понимает о жизненной необходимости в создавшейся ситуации сепаратного мира. Троцкий был прав, считая, что Германия не сможет наступать, а если и сможет, то мир можно будет подписать, но уже под военным нажимом, спасая моральную чистоту революционного знамени и избегая обвинений Антанты в нарушении союзнического долга.

Против сепаратного мира резко выступили «левые коммунисты» (Бухарин, Осинский, Преображенский, Коллонтай и др.), которые считали, что спасти революцию в России может только революция мировая.

Троцкий, возглавивший советскую делегацию, заявил на переговорах об отказе подписать мир и в то же время о прекращении войны.

Лишь после начала немецкого наступления 18 февраля 1918 г., дискуссий и ультиматума Ленина о выходе его из ЦК и СНК 3 марта 1918 г. мир был подписан.

Условия Брестского мира были откровенно грабительскими. От России отходили Польша, Прибалтика, часть Белоруссии, Ардаган, Карс, Батум. Украина (по соглашению с Центральной Радой фактически была оккупирована немцами) и Финляндия признавались независимыми государствами. Советская Россия обязывалась демобилизовать армию и флот, выплатить контрибуцию 6 млрд. марок.

Брестский мир был крупным тактическим отступлением большевиков, чтобы выиграть время и дождаться запаздывавшей мировой революции. Начался поворот от революционного романтизма к тяжелой работе за выживание.

Обострилось социально-экономическое положение страны:

1. Неэффективность рабочего управления национализированными предприятиями и рабочий контроль на частных.

2. Главной опасностью стал голод, причиной которого послужила незаинтересованность крестьянства в продаже хлеба государству по неэквивалентно низким ценам (следствие инфляции) и без соответствующего товарного покрытия (следствие падения промышленного производства).

Весной 1918 г. обнаружилось расхождение интересов рабочего класса и крестьянства, которое, получив землю, не хотело почти задаром кормить город.

3. На почве голода возникло недовольство политикой большевиков и среди рабочих. Усилилось влияние в ряде Советов меньшевиков.

В этих условиях Ленин «главным врагом социализма» называет не ослабленную буржуазию, а «мелкобуржуазную стихию», которая покрывала хлебную монополию.

В городах была приостановлена «красногвардейская атака на капитал». Ставка делалась на «госкапитализм»:

- наведение элементарного порядка;

- «учета и контроля»;

- элементы материального стимулирования;

- правление «буржуазных специалистов»;

- единоначалие на предприятиях;

- централизация, сосредоточение в руках отдельных лиц «диктаторских полномочий».

Попытка осуществления «госкапитализма» в целом не удалась.

В условиях национализации банков и политического бесправия буржуазия не пошла на сотрудничество, а рабочий контроль дискредитировал себя.

Попытка приостановки «красногвардейской атаки» на капитал в городе сопровождалась наступлением на деревню.

Весной 1918 г. небольшевистские социалистические партии не настаивали на свободе торговли хлебом, а выступали за ее государственное регулирование.

Но предубеждение против рынка, стремление приблизить бестоварный социализм подтолкнули руководство большевиков к ужесточению хлебной монополии и введению продовольственной диктатуры (май 1918 г.).

Для изъятия хлеба у крестьян Норкомпрод получил чрезвычайные полномочия и «продовольственную армию» - до 80 тыс. человек.

Для ликвидации «эксплуататоров-кулаков» был взят курс на организацию бедноты и развертывание «классовой борьбы», по существу, гражданской войны в деревне. 11 июня 1918 г. декретом ВЦИК были созданы комбеды, что вызвало недовольство кулаков, середняков и контрреволюция получила массовую базу.

Усиление централизации власти, свержение демократии привели к снижению роли Советов. Уже в марте 1918 г. на VII съезде РКП(б) сформулирована установка на частичное перераспределение функций от Советов к партийным органам. Из Советов изгонялись меньшевики. Деятельность комбедов и продотрядов характеризовалась произволом.

Попытка левых эсеров разорвать Брестский мир и изменить политику в деревне вылилась в мятеж 6 июля 1918 г. Большевики и левые эсеры оказались по разные стороны баррикад.

Оформление однопартийной системы, диктатуры, ускорила развернувшаяся по всей России ожесточенная гражданская война.

Наши рекомендации