Расчет для основного режима движения судна коэффициентов попутного потока и засасывания, а также скорости воды перед движителем и силы его полного упора
Расчет этих показателей для ОВ и ВН различается и ниже дан отдельно.
2.3.1. Расчет показателей (Wо, tо, vро, То) для ОВ.
При использовании ОВ коэффициент попутного потока определяется по формуле
, | (2.1) |
где | q | – | показатель, значение которого принимается: |
q = 1 | – | для винта в ДП; | |
q = 2 | – | для бортового винта; | |
V,d | – | объемное водоизмещение, м3, и коэффициент полноты водоизмещения соответственно (см. задание); | |
Д | – | диаметр винта, м. |
Коэффициент засасывания (to) ОВ рассчитывается с использованием полученного значения Wо по формуле:
– для бортового винта; | |
– для винта в ДП. |
Скорость потока перед ОВ находится с использованием заданной скорости судна (vо,м/с) и полученного значения коэффициента попутного потока (Wо) по формуле
, м/с.
Сила полного упора ОВ рассчитывается исходя из известных значений силы Ro, кН, (см. п.2.1) и коэффициента засасывания (to) по формуле
, кН ,
где | х | – | количество винтов на судне (см. задание): |
2.3.2. Расчет показателей для комплекса ВН.
Коэффициент попутного потока при использовании комплекса ВН определяется по формуле
, | (2.2) |
где | , Д, V | – | смотри пояснения к формуле (2.1); |
а = 0,043 | – | коэффициент; | |
q = 1 | – | для движителя в ДП; | |
q = 2 | – | для бортового движителя. |
Скорость воды перед комплексом ВН находится с использованием полученного значения попутного потока и заданной скорости хода судна по формуле
, м/с.
Расчет коэффициента засасывания (tко) и силы полного упора ВН (Тко) выполняется методом последовательных приближений по следующей схеме.
Первое приближение. Исходное значение коэффициента засасывания принимается равным полученному значению коэффициента попутного потока , т.е. . Затем, в первом приближении, рассчитываются значения упора комплекса и коэффициента нагрузки ВН по упору по формулам:
, | (2.3) |
, | (2.4) |
где | , | – | постоянный сомножитель; |
Ro | – | сила сопротивления движению судна, кН, при скорости vо; | |
х, Д | – | количество винтов и его диаметр, м; | |
r = 1т/м3 | – | плотность пресной воды; | |
– | полученное значение скорости воды перед ВН, м/с. |
С использованием находится значение относительного коэффициента нагрузки по формуле
, | (2.5) |
где | b | – | значение коэффициента расширения насадки, входящей в состав комплекса ВН (указано на выбранной расчетной диаграмме для ВН). |
Полученное значение , а также величина коэффициента попутного потока (см. п. 2.3.2), используются для определения уточненного значения коэффициента засасывания по графику рис. 2.2.
В заключение первого приближения следует сопоставить исходное значение коэффициента засасывания и полученное в итоге первого приближения – . Если абсолютная величина относительной разницы между ними, т.е. превысит 1% необходимо выполнить второе приближение.
Рис. 2.2. К определению коэффициента засасывания корпуса судна:
а) при обычных обводах кормы; б) при тоннельных обводах кормы
В случае D £ 1% принимаются в качестве окончательных следующие значения:
и
Второе приближение. Во втором приближении, в итоге, находятся уточненные значения коэффициента засасывания и силы упора ВН .
Для этого по формуле (2.3), с использованием значения , находится , а по формуле (2.4), с использованием , определяется . Значение коэффициента засасывания снимается с графика рис. 2.2 с использованием известного значения и полученного по формуле относительного коэффициента нагрузки.
В заключение второго приближения необходимо определить разницу между и , т.е. величину . Если D £ 1%, то в качестве окончательных , принимаются:
и .
При D > 1% необходимо выполнить следующее приближение по схеме второго приближения; при этом вначале используется значение .
2.4. Определение частоты вращения гребного вала и необходимой мощности двигателя .
Расчет значений и выполняется для основного эксплуатационного режима движения судна. Схема расчета является единой для ОВ и ВН; при этом необходимо учитывать, что для ВН и ОВ используются разные индексы к обозначениям ряда показателей.
Исходные показатели к расчетам:
– сила полного упора ОВ (ВН), кН; | |
– скорость воды перед ОВ (ВН), м/с; | |
Д | – диаметр винта, м; |
r = 1,0т/м3 | – плотность пресной воды; |
hвал = 0,97¸0,98; hред = 0,95¸0,97 | – к.п.д. валопровода и редуктора соответственно. |
Для расчета и вначале необходимо определить ряд показателей, которые снимаются с принятой «корпусной» диаграммы по ОВ (рис. 2.3) или по ВН (рис. 2.4). В диаграмму «входят» с использованием значения коэффициента (для ОВ) или (для ВН) полученного по формуле
С диаграммы (рис. 2.3 или рис. 2.4) снимаются:
– относительная поступь винта ( – для ОВ; – для ВН);
– гидравлический к.п.д. движителя (hр – для ОВ; hе – для ВН);
– шаговое отношение (Н/Д).
Частота вращения гребного вала и минимальная необходимая мощность на выходном фланце главного двигателя для принятого основного режима движения судна определяются с использованием снятых с диаграммы показателей по формулам
Рис. 2.3. Зависимости H/D, hp, lp от для серии открытых гребных винтов с z = 4, Q = 0,55. (Исходная диаграмма в альбоме: см. «Руководство по расчету и проектированию гребных винтов судов внутреннего плавания». Приложение. Рис. VI) |
Рис. 2.4. Зависимости H/D, hк , lе от тдля серии винтов в насадке с z = 4, Q = 0,58; b = 1,12. (Исходная диаграмма в альбоме: см. «Руководство по расчету и проектированию гребных винтов судов внутреннего плавания». Приложение. Рис. XIV) |
, , , кВт ,