Функции и приоритеты Департамента культурной политики г. Москвы

Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.

Департамент и окружные управления культуры являются юридическими лицами, имеют бланки и печати с изображением герба города Москвы и со своим наименованием, соответствующие печати и штампы, лицевые счета в органах казначейства и счета в кредитных организациях в порядке и на условиях, определенных правовыми актами города Москвы.

Расходы на содержание Департамента осуществляются за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на функционирование исполнительных органов государственной власти. Имущество, необходимое для осуществления деятельности, передается Департаменту в оперативное управление[37].

Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

— разрабатывает городские целевые программы в сфере культуры;

— выполняет в установленном порядке функции государственного заказчика по разработке и реализации городских целевых программ в сфере культуры, на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в сфере культуры;

— разрабатывает в установленном порядке проекты законов и иных правовых актов города Москвы, регулирующих отношения в сфере культуры, вносит в установленном порядке указанные проекты и иные предложения по вопросам, относящимся к ведению Департамента, на рассмотрение соответствующих органов государственной власти города Москвы и должностных лиц органов исполнительной власти города Москвы, готовит заключения на проекты правовых актов, разработанные другими органами исполнительной власти города Москвы, по вопросам, находящимся в ведении Департамента;

— участвует в разработке и реализации государственной финансовой, инвестиционной и инновационной политики в сфере культуры;

— осуществляет администрирование доходов бюджета города Москвы в части средств, определяемых правовыми актами города Москвы на очередной финансовый год;

— исполняет бюджет города Москвы и организует его исполнение подведомственными бюджетными учреждениями в пределах утвержденных бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств);

— обеспечивает эффективность и результативность бюджетных расходов, совершаемых за счет средств бюджета города Москвы, в том числе подведомственными бюджетными учреждениями;

— обеспечивает контроль за целевым использованием средств бюджета города Москвы и принимает меры по устранению фактов нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе подведомственными бюджетными учреждениями;

— обеспечивает контроль за выполнением подведомственными организациями принятых бюджетных обязательств, заключаемых в пределах лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

— принимает участие в разработке проекта закона города Москвы о бюджете города Москвы, исполнении бюджета города Москвы;

— является главным распорядителем средств бюджета города Москвы в части бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств), утвержденных ему законом города Москвы о бюджете города Москвы и свободной бюджетной росписью;

— участвует в установленном порядке в государственном регулировании цен (тарифов) на услуги государственных предприятий и учреждений, подведомственных Департаменту;

— утверждает в установленном порядке размер и порядок оплаты за обучение детей в детских школах искусств (музыкальных, художественных и др.), находящихся в ведении Департамента[37];

— осуществляет функции головной организации по страховому фонду документации, являющейся национальным научным, культурным и историческим наследием, — культурному национальному достоянию;

— участвует в создании, реорганизации и ликвидации учреждений и иных организаций в пределах имеющихся полномочий в установленном порядке;

— разрабатывает и реализует мероприятия по повышению качества обслуживания населения в сфере культуры;

— осуществляет в установленном порядке учет культурных ценностей, включенных в библиотечный, музейный, архивный фонды города Москвы;

— оказывает содействие и поддержку деятельности на территории города Москвы национальных культурных центров в установленном порядке;

— осуществляет в установленном порядке совместно с соответствующими государственными органами государственный контроль вывоза и ввоза культурных ценностей;

— организует в городе Москве в установленном порядке работу по проектированию, сооружению, установке и открытию мемориальных досок, памятных знаков, вновь возводимых произведений монументального и монументально-декоративного искусства;

— обеспечивает координацию и проведение научно-исследовательских работ, имеющих прикладное значение для сферы культуры, а также внедрение достижений науки, техники, отечественного и зарубежного опыта в сфере культуры;

— организует информационно-справочное обеспечение системы культуры города Москвы;

— представляет в установленном порядке работников культуры и искусства к государственным и иным наградам;

— участвует в разработке и реализации городских целевых программ реабилитации инвалидов в части организации для них культурно-досуговых мероприятий;

— участвует в процессе реабилитации инвалидов, в том числе путем создания условий для развития их творческих способностей, посещения культурно-зрелищных учреждений;

— осуществляет полномочия органа управления образованием по отношению к государственным образовательным учреждениям города Москвы сферы культуры в части проведения аттестации педагогических работников, вопросов регулирования трудовых отношений с руководителями образовательных учреждений, а также регулирования образовательной деятельности образовательных учреждений общего дополнительного образования детей и взрослых в области культуры и искусства;

— осуществляет в установленном порядке прием граждан, рассмотрение их обращений[37];

— организует правовое обеспечение и осуществляет методическое руководство по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

— контролирует в пределах своей компетенции соблюдение федерального законодательства, законов и иных правовых актов города Москвы в сфере культуры;

— участвует в разработке мобилизационных мероприятий в порядке, установленном федеральным законодательством, законами и правовыми актами города Москвы;

— обеспечивает разработку и реализацию мер по подготовке и повышению квалификации работников для городского хозяйства в сфере культуры;

— осуществляет взаимодействие с общественными объединениями, творческими союзами, средствами массовой информации по вопросам, отнесенным к ведению Департамента, информирование жителей города Москвы о деятельности Департамента;

— осуществляет международное, внешнеэкономическое и межрегиональное сотрудничество в сфере культуры, развитие и координацию международных культурных связей в рамках компетенции Департамента;

— осуществляет другие функции в соответствии с федеральным законодательством, законами и правовыми актами города Москвы;

— выполняет функции уполномоченного исполнительного органа государственной власти города Москвы по вопросам использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на комплектование книжных фондов государственных библиотек города Москвы;

— выполняет функции уполномоченного исполнительного органа государственной власти города Москвы по вопросам использования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на оказание дополнительной государственной поддержки (предоставление грантов) подведомственным Департаменту культуры города Москвы музыкальным творческим коллективам: Государственному учреждению культуры города Москвы «Московский государственный академический камерный хор», Государственному учреждению культуры города Москвы «Московский камерный оркестр „Музыка вива“, Государственному учреждению культуры города Москвы «Государственный камерный оркестр „Виртуозы Москвы“ на осуществление творческих проектов;

— выполняет в установленном порядке функции государственного заказчика — распорядителя средств, предназначенных на реализацию программных мероприятий по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленых насаждений в городе Москве; [38]

— выполняет функции уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области культуры.

Основные приоритеты московской культурной политики:

1.развитие территорий;

2.поддержка культурного производства;

3.развитие культурной инфраструктуры и коммуникации.

Развитие территорий предполагает:

– выявление особенностей территории и поиск ее «культурного лица». За исключением центра, почти все районы Москвы сегодня похожи один на другой. Типологически их можно разделить на (а) исторические; (б) высокоурбанизированные (центры современной деловой, профессиональной и культурной активности); (в) промышленные; (г) «спальные»; (д) сельские. Исторические кварталы сосредоточены преимущественно в центре. Сельские территории – это недавно вошедшие в черту города автономные округа (Троицкий и Новомосковский). Практически же большинство округов соединяет сразу несколько типичных черт. Так, в ЮВАО самое большое количество в Москве промышленных зон и, одновременно, «спальных» районов с очень плотной застройкой и продолжающимся интенсивным строительством;

– обеспечение доступности культурных институций, услуг и событий для жителей района. На окраинах остро не хватает библиотек, театров, клубов и т. д. Их нужно строить, привлекая местное культурное и деловое сообщество, инвесторов, а также используя существующие промышленные и другие постройки для культурной конверсии. Проектирование объектов культуры должно учитывать современные требования к ним и опираться на взаимодействие с НИИ Генплана Москвы. Одновременно следует развивать мобильные формы работы – от передвижных (библиомобили, передвижные выставочные модули) до событийных.

Поддержка культурного производства понимается как поддержка творческих инициатив и качественных услуг в сфере культуры. Она включает стимулирование художественного образования; проведение конкурсов, выявляющих одаренную молодежь и продуктивные идеи; взаимодействие с профессионалами и институциями, коммерческими и некоммерческими структурами; межрегиональное и международное сотрудничество; помощь в организации культурного обмена и гастролей московских мастеров и коллективов; привлечение в город творцов и событий мирового уровня. Важным приоритетом современной культурной политики является развитие творческих индустрий (искусство, дизайн, мода, медиа, информационные технологии и др.)[39]

Развитие культурной инфраструктуры и коммуникации предполагает:

– формирование и поддержку местных творческих сообществ, развитие горизонтальных связей между ними. Выявление «культурного лица» московских округов и районов невозможно без вовлечения большого количества людей в процесс описания собственного города;

– открытость Департамента и других учреждений культуры к инициативам горожан; поиск кадров и интересных идей через интернет, через сайты Департамента культуры и сайты административных округов, социальные сети; подключение активных жителей и общественных групп к работе в учреждениях, в том числе формирование экспертных, общественных, попечительских советов; сотрудничество с муниципальными депутатами по запуску и реализации культурных проектов. Взаимодействие с теми слоями горожан, которые заинтересованы в развитии, а не только в выживании и воспроизводстве – ключевой приоритет культурной политики;

– важным и актуальным направлением работы является культурная адаптация мигрантов в Москве, предполагающая как обучение детей и взрослых русскому языку и основам русской культуры, так и поддержание культурных традиций представителей других национальных, этнических, религиозных сообществ, живущих в столице. Формирование толерантной мультикультурной среды в современных мегаполисах – эффективное средство смягчения таких проблем как национализм, религиозная нетерпимость, экстремизм, терроризм и т. д.

Современный менеджмент в сфере культуры характеризуют опора на местные творческие сообщества, повышение инвестиционной привлекательности города и отрасли, продвижение российских культурных продуктов на глобальные международные рынки. Востребованность культуры – это спрос на продукты, национальные по форме и общечеловеческие по содержанию.[40]

Культурная политика Москвы должна обеспечить взаимодействие этих уровней: творческая инициатива граждан – культурная самоидентификация сообществ, районов, округов, города, страны – место в глобальном диалоге стран и культур всего мира.

2.2 Анализ программы в сфере культуры г.Москвы «Культура Москвы» 2012-2018гг.

В целях решения задач комплексного социально - экономического развития города в соответствии с основными направлениями государственной политики в сфере культуры утвердили программу «Культура Москвы» 2012-2018гг.[35]

Таблица 2

Наши рекомендации