Кодификация советского права 1922 – 1923 гг
Переход после гражданской войны к мирному хозяйственному строительству активизировал дальнейшую разработку гражданско-правового законодательства, нормирующего основные направления хозяйственный работы. Новый этап развития поставил ряд важнейших правовых проблем, в том числе вопросы о правовых источниках и юридической технике. Первоначальную роль источника права играло революционное правосознание. Поскольку практика и "революционное мировоззрение трудящихся масс" в тот период еще не могли принимать форму определенных законов, а старое законодательство было неприемлемым для нового строя, революционное правосознание оставалось почти единственным источником права. В 1917-1918 гг. принимались новые декреты о суде, в каждом из которых так или иначе интерпретировалось понятие революционного правосознания. Правоведы 20-х гг. придавали важное значение этим декретам, но все же главное место отводили судебному решению как ведущей форме правотворчества. объяснялось это тем, что декреты этого периода (1917-1920 гг.) были разрознены и не приведены в систему. С переходом к нэпу развернулась новая дискуссия по вопросу о революционной законности в ее отношении к экономике переходного периода. Правосознание стало рассматриваться в качестве ведущего принципа правотворчества, положенного в основу законодательства и наиболее определенно выявляющегося в содержании принимаемых кодексов. В этой ситуации революционное правосознание приобретало новое значение - метода, восполняющего пробелы в законе.
Уже в 1919 г. Стучка предложил начать кодификацию нового права. Главенствующее место должна была занять Конституция. Далее шло "социальное право", включающее семейное право и право социального обеспечения. Затем должны были располагаться "имущественные права", точнее, нормы, отменяющие и ограничивающие эти права, а также "допустимость применения пережитков частной собственности переходного времени".
Завершат сборник кодифицированные правила о труде, "остатки договорного права" и международное право. Систематизированные таким образом нормы составят "обязательное для всех право", тогда как все дальнейшие узаконения будут представлять собой технические инструкции. этот первый подход к вопросу о системе права был обусловлен практической необходимостью, связанной с формированием системы советского законодательства.
20-е гг. стали периодом интенсивной кодификационной работы. Были приняты и вступили в действие Гражданский, Уголовный, Земельный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс законов о труде, разработаны проекты Хозяйственного, Торгового, Промышленного, Кооперативного, Административного кодексов.
В ГК утверждалось, что гражданские права охраняются законом (внезависимости от пола, расы, национальности, вероисповедания и происхождения) за исключением тех случаев, когда они осуществляются в противоречии с их
назначением. При этом граждане получали многочисленные права. Кодексом было провозглашено право на труд и применение труда по специальности; вводилась всеобщая трудовая повинность; устанавливался всюду 8-часовой рабочий день, требование которого было выдвинуто еще Женевским конгрессом 1-го Интернационала в 1866 году. В ночное время рабочее время ограничивалось 7-ю часами. Для женщин и подростков до 18 лет, а также для лиц, занятых на производстве с вредными условиями труда, рабочий день сокращался до 6 часов. Принципиальной особенностью первого социалистического УК явилось раскрытие впервые в мировой истории уголовного законодательства материальной, т. е. социальной, сущности и назначения институтов и норм Общей части. Защита рабоче-крестьянского государства и общества от преступных посягательств четко и открыто объявлялась задачей УК
Конституция 1918 г.
Трудящиеся формировали свои представительные органы-советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов на уровне городов и селений. Далее вышестоящие советы формировались на основе делегирования их депутатов нижестоящими из своей среды. Также формировался и состав делегатов Всероссийского съезда Советов, т.е. избирательная система являлась многоступенчатой. В условиях первых послереволюционных месяцев и Гражданской войны многоступенчатая непрямая система выборов в советы разных уровней была продиктована причинами технологического характера, а в последующее время она стала своеобразным фильтром, препятствующим проникновению небольшевистских элементов на верхние уровни принятия государственных решений. Избирательное право было всеобщим для всех трудящихся граждан, достигших 18-летнего возраста, вне зависимости от вероисповедания, национальности, пола, оседлости. Голосование могло быть тайным, так и открытым. Было провозглашено и право отзыва депутатов Советов. 10 июля 1918 г. Была принята Конституция РСФСР. Основы Конституции разрабатывались с учетом положений «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа».
Конституция РСФСР закрепляла сл. Положения:
1) Политическую основу РСФСР – Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
2) Социальную основу - диктатуру пролетариата
3) Монополию государства в сфере экономики (высший орган по управлению Высший Совет народного хозяйства)
4) Полную национализацию лесов, земли, недр, транспорта, банков, промышленности
5) Объявление РСФСР – по устройству Федерацией
6) Опр системы органов госуд власти:
Конституция РСФСР 1918 г. закрепила сложившуюся к июлю 1918 г. систему высших органов государственной власти и управления Советской России. Высшими органами гос. власти и управления РСФСР являлись Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), его Президиум, Совет Народных Комиссаров (Совнарком, СНК). ВЦИК и СНК формировались решением Всероссийского съезда Советов. При этом разграничение полномочий между ними проводилось достаточно непоследовательно (марксистская правовая доктрина отвергла принцип разделения властей как буржуазный), однако в целом ВЦИК являлся законодательным органом, а СНК - правительственным. СНК состоял из председателя (первым председателем Совнаркома был В.И. Ленин), его заместителей и народных комиссаров-руководителей народных комиссариатов, органов отраслевого управления, всего их в тот период было 18.