Разделение полномочий между федеральными органами власти и управления и органами власти и управления субъектов федерации
Характерная черта всякой федерации - разграничение предметов ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в нее субъектов.
В соответствии с Конституцией РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации проводится:
во-первых, Конституцией;
во-вторых, Федеративным договором;
в-третьих, иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
В Конституции разграничение предметов ведения проведено в ст. 71, 72 и 73.
В ст.73 перечень предметов ведения субъектов Федерации не приводится. В ней указано, что субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Из текста ст.73 следует, что субъекты Федерации по предметам совместного ведения обладают лишь теми полномочиями, которые не принадлежат Федерации в этой сфере.
Объем и виды деятельности субъектов Федерации настолько велики и разнообразны, что перечислить все, чем они обязаны заниматься и за что они ответственны, довольно сложно. Поэтому «остаточный» принцип определения полномочий субъектов является наиболее удобным. В то же время на практике происходит вмешательство центра в правовое поле субъектов. Поэтому фиксирование открытого перечня полномочий субъектов Российской Федерации в федеральном законе представляется на данном этапе становления федеративных отношений оправданным. Такое законодательное регулирование не требует внесения изменений в Конституцию, кроме того, принятие такого закона будет содействовать и урегулированию проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между региональным и муниципальным уровнями публичной власти.
В соответствии с ч.2 и 3 ст.78 Конституции федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению между собой могут передавать друг другу часть своих полномочий, причем Конституция не уточняет, какая именно часть полномочий может быть передана.
Часть 3 ст.11 Конституции предусматривает возможность заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В таких договорах не только конкретизируются полномочия сторон по реализации предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов, но и, как правило, предусматривается возможность их дальнейшего разграничения.
В настоящее время Российской Федерацией такие договоры подписаны с рядом республик и областей.
ТЕМА 7 Место и роль государства в политической системе общества
Понятие и структура политической системы общества. Субъекты полуитической системы: государство, политические партии, движения, общественные организации и объединения, и пр. Право и другие социальные нормы как регулятивная основа политической системы.
Представительная и непосредственная формы демократии и их роль в политической системе общества.
Место государства в политической системе. Признаки государства, отличиющие его от других элементов политической системы. Взаимодействие государства с партиями, общественными объединениями и т.п.
ТЕМА 8 Сущность, принципы и функции права.
Понятие и определение права.
Слово "право" - многозначно, имеет богатое разностороннее содержание.
1.Во-первых, его употребляют в общесоциальном (неюридическом) смысле, в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; право члена общественного объединения и т.п.).
2. Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.).
3. В-третьих, под правом понимают систему юридических норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).
Наш объект рассмотрения - право именно в этом, последнем, смысле. В рамках такого понимания право есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
(это общее определение, которое потом будет конкретизировано с точки зрения классовой и общесоциальной сущности права в вопросе №5)