Основные направления антимонопольной политики в РФ: понятие, инструменты, основные направления, органы регулирования
Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими сферу деятельности ФАС России, являются:
1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
2. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»;
3. Федеральный закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
4. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ
«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
5. Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»;
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с последними изменениями от 19 июля 2009 г.);
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. №331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе»;
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 7.04.2004 г. №189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы»);
Кроме того, ФАС России в своей деятельности руководствуется нормативно-правовыми актами общего действия.
2. Эволюция институциональной организации политики развития конкуренции в РФ.Развитие институциональных структур в сфере развития конкуренции в РФ проходило в несколько этапов. Зачатки конкурентной политики современного периода сформировались в конце 80-х годов прошлого столетия, когда был принят Закон ««О кооперации в СССР». Предполагалось, что деятельность кооперативов должна стимулировать развитие экономического соревнования, конкуренцию на рынке товаров, работ и услуг, а также способствовать всемерному повышению эффективности хозяйствования. Конкуренция рассматривалась как стимул к удешевлению продукции, снижению цен. Дальнейшее развитие первых попыток правового обеспечения политики в сфере конкуренции выразилось в принятии законов «О предприятиях в СССР» и «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Затем 16 августа 1990 года вышло постановление Совета Министров СССР «О мерах по демонополизации народного хозяйства», которым определялись: • основы государственного антимонопольного регулирования; • меры по демонополизации в сфере управления; • меры по демонополизации в сфере планирования; • меры по демонополизации в сферах материально-технического снабжения и торговли; • меры по демонополизации в сферах научно-технического развития и других сферах экономики.14 июля 1990 г. вышел указ о структуре органов федеральной исполнительной власти, в соответствии с котором в России образовывался антимонопольный орган. 10 сентября 1990 г. постановлением Правительства № 344 были закреплены вопросы государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур», а 8 октября 1991 г. – образованы территориальные антимонопольные органы.22 марта 1991 года был принят первый антимонопольный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В 1999 г - Федеральный закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". В октябре 2006 вступил в силу разработанный ФАС России новый закон «О защите конкуренции». Сформировалось законодательство о защите конкуренции на рынке финансовых услуг (банковских, страховых и иных, связанных с денежными средствами юридических и физических лиц).
Следующий этап - это создание новых направлений Закона о конкуренции 1991г., а именно: ценового и рекламного. Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов доминирующих на рынке, которое в настоящее время реализуется преимущественно в рамках регулирования деятельности субъектов естественных монополий на базе Федерального закона от 17 августа 1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также специальных законов (например, Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию»). В целях защиты от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы в 1995г. Был принят Федеральный закон «О рекламе». В настоящее время действует Федеральный закон от 13 марта 2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».
В последнее время полномочия ФАС дополнены функциями по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в сферах электроэнергетики, использования земли, недр и других природных ресурсов.Таким образом, вторым антимонопольным пакетом сфера применения российского антимонопольного законодательства была сильно расширена.В последние годы увеличилось количество сделок по экономической концентрации с иностранными компаниями. По предложению ФАС теперь сделки по экономической концентрации с иностранным элементом требуют согласования, если в них прямо или косвенно вовлечены российские юридические лица, а также иностранные лица, имеющие на территории России годовую выручку более 1 миллиарда рублей. Изменилась также ст. 28, согласно которой нужно будет согласовывать сделки с акциями (долями российских юридических лиц, российскими активами, приобретение контроля в отношении российских юридических лиц, а также иностранных лиц, имеющих выручку на территории России более 1 млрд. рублей).В 2010 г. ФАС подготовила законопроекты, которые составляют "третий антимонопольный пакет" - проект изменений в Закон о защите конкуренции, проект изменений в КоАП.ФАС России предложила также концепцию проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О естественных монополиях", предусматривающую кардинальную переработку данного закона, создание современных методов регулирования и контроля деятельности естественных монополий. В научной литературе выделяют несколько общих недостатков всех принятых законодательных актов: отсутствие единства, всесторонности и последовательности государственной политики; декларативный характер; отсутствие конкретных задач и механизмов, обеспечивающих их реализацию. Отмечается также, что произошла подмена терминов – конкурентная политика, конкурентное законодательство – были замещены терминами «антимонопольная политика», «антимонопольное законодательство». Основной упор в настоящее время в сфере конкуренции делается на защитных мерах, а не на развитии конкуренции.Конкурентная политика государства должна включать в себя два основных направления. Первое – активное развитие конкуренции на товарных рынках. Второе направление конкурентной политики – это дальнейшее совершенствование механизмов защиты конкурентных отношений: совершенствование закона о конкуренции, совершенствование санкций за нарушения в сфере конкуренции, создание механизмов защиты пострадавших субъектов. Таким образом, государственная конкурентная политика – это последовательная система мер, направленных на создание, развитие, поддержание и защиту конкуренции на рынках Российской Федерации. Средствами конкурентной политики являются: установление обязательных правил и формирование соответствующих реализационных (правоприменительных) механизмов, обеспечивающих соблюдение правил.В функции ФАС в настоящее время не входит формирование и осуществление конкурентной политики в части создания и развития конкуренции, хотя ранее функции по развитию предпринимательства и конкуренции на товарных рынках были возложены на Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. В настоящее время, ни на один государственный орган не возложены функции по развитию конкуренции. 3 . Пути совершенствования антимонопольного регулирования и поддержки конкуренции в РФ.На первом этапе в РФ возник крайне монополизированный и коррумпированный рынок. Главными факторами конкуренции стали не издержки и цена, уровень и объем корпоративной власти и контроля над рынком, производством и социальными процессами. Главными конкурентными факторами были: статус предприятия, близость к ресурсам, степень сращивания с государственной властью. В этих условиях особенно актуальным стало формирование не только антимонопольной политики, но и конкурентной. В научном сообществе рассматриваются различные меры по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции:
1. Государственная политика в сфере развития конкуренции и борьбы с монополизмом должна защищать национальные интересы России, ориентироваться на особенности социально-экономической структуры страны. Необходим синтез национального и международного опыта. Она должна быть частью национальной модели хозяйства России и основана на ее исторических, национальных, культурных особенностях, учитывать уровень социально-экономического развития страны.2. Целесообразно было бы направить усилия государства на создание конкурентной отраслевой структуры, прежде всего путем снижения барьеров входа и выхода из отрасли.3. Приоритет в этой сфере должен быть отдан на создание конкурентных преимуществ для российских товаров по принципу «качество – цена» в сторону повышения качества и снижения цены. Для сдерживания роста цен (по опыту других стран) следовало бы установить: а) для монопольного сектора – жесткие рамочные механизмы и количественные критерии по каждому виду монополий; б) для немонопольного сектора необходимо использовать гибкий рыночный механизм.
4. Необходимо принять закон о сверхприбылях, предусматривающий изъятие до 95% всех сверхприбылей, а также принятие антитрестовского закона более жестко регулирующего слияния и поглощения и содержащего неотвратимые санкции к участникам сговора на рынке.
5. Есть предложение по усилению антимонопольного регулирования с целью контроля издержек монополистов для прекращения роста цен и остановки инфляции. Для этогонеобходимо:
- отрегулировать состав затрат, относимых на себестоимость, под жестким контролем налоговых органов (элемент налогового администирования);
- провести ревизию цен монополистов;
- обеспечить налоговые преференции режиму накопления и установить санкции за утрату прибыли.[52]
В течение последних лет тарифы на товары и услуги наших монополистов зачастую растут намного быстрее, чем средний индекс роста цен производителей в промышленности и сельском хозяйстве и чем индекс потребительских цен. Особенно значительным опережение монопольных цен было в 2005, 2006 и 2009 годах, когда разница в пользу монополистов достигала 5 или даже 10 процентных пунктов. Монополисты смогли поднять свои тарифы сразу на 15 процентов, в то время как в других секторах цены вырастали только на 5—10 процентов[53].
Экономисты выделяют несколько причин роста цен в российской экономике на разные группы товаров.