Революция 1952 г. И диктатура Г.А.Насера (1954-1960) в Египте
Причинами революции считаются коррупция и пренебрежение к нуждам граждан со стороны "правящих кругов" в лице короля Фуада и небольшой группы политиков, нерешенность многих актуальных проблем жизни страны, продолжающаяся безрезультатно тяжба с англичанами по поводу прав на Суэцкий канал. В октябре 1951 года очередное правительство Египта в одностороннем порядке разорвало англо-египетское соглашение, в ответ Великобритания объявила о намерении в любом случае придерживаться буквы договора и де факто оккупировала зону канала; египтяне организовали в ответ партизанскую войну. Организация “Свободные офицеры” (ад-дуббат ат-ахрар), имела началом активность Насера в 1938 году в Манкабаде под Асьютом. Собственно оргструктуры движения начали создаваться в 1942 году, толчком, по-видимому, послужило британское вмешательство в египетские дела. По одним данным, основу плана составил Насер, детальную разработку проделали Амер и Камаль ад-Дин Хусейн, по другим – З.Мохи ад-Дин. В принципе, выступление было намечено на 5 августа, но возникла угроза разоблачения и решено было начинать раньше. «Братья-мусульмане» и марксистский союзник «С.о.», Хадето, были извещены в последний момент и согласились сотрудничать по мере надобности. Марксисты обеспечили спокойствие в александрийском гарнизоне, своей традиционной твердыне. Преподаватель с факультета мусульманского права, Мухаммед аль-Авдан, получив вести о готовящейся акции, всю ночь простоял на молитве за ее успех. Приказ был дан начинать в полночь, по ошибке Юсеф Сиддик во главе механизированного батальона, где был заместителем командира, выступил из пригородного лагеря в Хакстеп, за международным аэропортом, в 23:00. Сиддик произнес перед личным составом вдохновляющую речь и повел два батальона в город, арестовав по дороге подъехавших командира и заместителя командира дивизии. Основные организаторы, Гамаль Абдель Насер и Хаким Абдель Амер, незадолго до выступления получили информацию о том, что в генштабе началось совещание, как раз на тему контрмер готовящемуся перевороту. Как итог, собравшиеся офицеры были арестованы, прибывший им на выручку отряд солдат перешел на сторону путчистов. Интересно, что о происходящем в подробностях было известно в Александрии, где вместе с королем находились многие видные военные чины – вплоть до того, что каждые полчаса генерал-лейтенант Хайдар звонил в Каир, дабы справиться, действительно ли у генштаба что-то происходит, и, в следующую беседу, правда ли, что тот уже взят. Остальные акции путчистов проходили тоже без особых проблем. Интендантское управление своевременно обеспечило бензином путчистов перед выступлением и на позициях, и заблокировало выезд с автобазы, обслуживавшей высших офицеров. Основные столпы лоялистов в армии были арестованы по списку и без всяких неожиданностей (правда, один из них получил, оказав сопротивление, перелом ключицы ), намеченные к блокированию локации блокированы, отключенное по приказу лоялистов электроснабжение восстановлено. К 2:00 все было закончено, вся зона от Хакстепа до Аббасии находилась под контролем мятежников. В 4:15 Ахмед аль-Масри захватил радиостанцию, пойдя для обмана уже выставленной военной полицией охраны на хитрость. В 7:00 Анвар Садат зачитал по радио обращение к нации, гарантировав права иноземцам, свободу в перспективе всем арестованным ночью, труд армии на благо отечества под сенью конституции, предав анафеме разложение и предательство. На всякий случай заговорщики отрядили танковую бригаду на выезд из города, разместив ее около кинотеатра «Рокси» в Гелиополисе, дабы воспрепятствовать возможным контрмерам британцев, но те ничего не предприняли. В общей сложности в ходе переворота двое убитых (оба в ходе захвата здания генштаба), двое раненых. Путчисты предложили пост премьер-министра Али Махиру, который по их настоянию и предъявил монарху ультиматум с требованием отречься. 26 утром в Александрию выехала колонна танков и броневиков, окружившая дворец Рас ат-Тин. Около полудня король Фарук отрекся от престола в пользу малолетнего сына, Ахмада Фуада II, и в 18:00 с причитающимися ему как добровольно отрекшемуся монарху почестями, отбыл в изгнание на той же самой яхте, на которой его дед Исмаил семьюдесятью годами ранее.Результатом революции и последовавшей за ней фракционной борьбы в лагере революционеров стало водворение в стране "левого" по своим политическим убеждениям, панарабистского и в целом социалистического режима во главе с Гамаль Абдель Насером. Мероприятие, в смысле выступления офицерства против правительства, имело реперкуссии в Ираке, Йемене, Саудовской Аравии, Ливии.
29.Социалистический эксперемент Г.А.Насера в Египте.Любая буржуазная революция начинается с аграрной реформы, с формирования земельных отношений, на которых базируются рыночные взаимосвязи. Революция должна была показать, что она выступает в интересах большинства. В целях установления единства в египетском обществе в январе 1953 г. объявлялось о роспуске политических партий и конфискации их имущества. Исходя из тезиса о необходимости национального единства, принятая конституция 1953 г. запрещала политические партии, отражающие интересы одного класса. В этой связи была запрещена Коммунистичес-кая партия Египта, а ее члены подверглись суровым репрессиям. Роль выражения интересов всех членов в обществе брал на себя СРК.Но уже с лета 1953 г. отчетливо стали вырисовываться разногласия между руководителями нозого режима во взглядах на пути политических и экономических преобразований. М. Нагиб считал, что основные демократические цели революцией выполнены: Египет объявлен республикой, намечены и проводятся демократические преобразования. В своей позиции он опирался на либерально-консервативное крыло, считавшее, что революция закончена и дальнейшее развитие Египта должно идти на путях сотрудничества с Великобританией. Г. А. Насер выступал за радикальные меры в вопросах деколонизации и ускоренное развитие социально-экономического прогресса страны. Первый политический конфликт в ходе революции был разрешен в пользу Г. А. Насера, на сторону которого перешло большинство «Свободных офицеров». В 1954 г. Насер возглавил СРК, а в 1956 г. путем всеобщего голосования был избран президентом.
Серьезным испытанием для всей республики и для Г. А. Насера стала национализация Суэцкого канала, который находился в руках англо-французского капитала. Захват Суэцкого канала по сигналу из Каира вызвал бурю против Египта со стороны западных держав. 30 сентября 1956 г. Израиль начал свое вторжение на территорию Египта, затем были введены войска Англии и Франции. Началась тройственная англо-франко-израильская агрессия против Египта.Чрезвычайная сессия ООН 2 ноября 1956 г. осудила тройственную агрессию, но война продолжалась. После событий 1956 года Г. А. Насер стал одним из популярных политических деятелей арабского мира. Возник объединяющий термин «насеризм», ставший идеологической основой практики революционных демократов на Востоке. Суэцкий кризис и война привели к существенной политической эволюции Насера. После окончания войны Насер продолжил наступление на позиции иностранного капитала в стране. В январе 1957 г. была объявлена «египтиоация» всех иностранных банков, страховых обществ и компаний, которые перешли в руки частного египетского капитала. Эти акции усилили позиции египетской буржуазии, она воспользовалась плодами революции. Социальное расслоение в египетском обществе, усиление политической и фракционной борьбы и временная международная изоляция Египта от индустриальных стран Европы подтолкнули Насера к союзу с СССР и к идеям создания арабо-советской модели социализма. Линия на «некапиталистический» путь развития, линия социалистической ориентации становится определяющей.Начало нового этапа развития египетского общества формально открывает Хартия национальных действий, принятая парламентом в 1962 г. Она явилась программой экономических и социальных реформ в Египте на 10 лет. В этом документе комплекс преобразований в Египте характеризуется как социалистический выбор, имеющий «национальный» характер. Главная идея Хартии состояла в абсолютизации государственного регулирования и обобществлении средств производства, как в городе, так и в деревне. Для решения этих стратегических задач Насер сделал попытку создать новую политическую опору власти и с 1962 г. сформировал массовую политическую организацию, игравшую роль широкого народного фронта — Арабский социалистический союз (АСС). На основании принятой программы развития страны с 1964 г. осуществлялись радикальные меры по национализации всей тяжелой и средней промышленности. Кроме того, подверглись национализации банки, страховые, строительные компании и транспорт. Государственный сектор в экономике вырос и достиг к середине 60-х годов 90%. Серьезные изменения прошли в деревне. Земельные владения были ограничены вначале 100 федданами на человека, затем ограничения доведены до 100 федданов на семью. На конфискованных землях создавались госхозы. В аграрной реформе Египта присутствовала одна важная особенность: закон предусматривал обязательное кооперирование крестьян, получивших землю. На путях социалистической ориентации не все шло так гладко. Стране и Г. А. Насеру пришлось пережить немало испытаний. На Ближнем Востоке противостояние двух систем проявлялось постоянно. Противодействие «социалистическим» тенденциям и военной подготовке в арабских странах вызвало ковую агрессию Израиля. 5 июня 1967 г. внезапно был нанесен удар по неподготовленным позициям Египта, затем Сирии и Иордании.Мир вновь оказался на грани войны. 8 июня 1967 г. Насер выступил по радио с обращением к народу, в котором всю вину за поражение брал на себя, хотел уйти с поста президента. Египтяне отреагировали стихийными массовыми демонстрациями в поддержку Насера. Народ требовал наказать подлинных виновников поражения в войне, продолжения насеристского курса. Обращаясь к народу, Насер хотел получить чрезвычайные полномочия в политической борьбе, и он их получил.Началась расправа с армейскими оппозиционерами. Египет при Насере сделал большой шаг вперед в развитии, но так и не смог вырваться из числа самых отсталых государств мира. Это было, пожалуй, одной из главных причин относительно быстрого крушения выстроенной Насером политической и экономической структуры Египта.При всех проблемах и неудачах Насера в политической сфере, он все-таки является выдающимся политическим деятелем второй половины XX века.
30.Эпоха А.Садата в Египте. Анвар СадатПосле смерти Насера Садат занял пост президента и в мае 1971 года, в ходе "Исправительного движения", разгромил своих противников во главе с просоветским вице-президентом Али Сабри. Сабри в том мае ещё произнёс слова, ставшие пророческими: "Этот человек может продать страну израильтянам или американцам, и мы узнаем об этом только из газет".В 1971 году была принято действующая поныне конституция. Стране вернули историческое имя – вместо Объединённой Арабской Республики (ОАР), как она официально называлась со времён объединения с Сирией, она стала Арабской Республикой Египет (АРЕ).Садат унаследовал от Насера его главную цель – Битва (Муарака). Отказ СССР поставить Египту более продвинутое оружие привёл к высылке в 1972-м из страны советских военных. Похоже, Садат понял, что от СССР он получил всё, но ключ был в руках США. Октябрьская война 1973-го не стала военной победой, но восстановила престиж страны. Сразу после неё начался решительный разворот внешней политики Египта в сторону США. Отношения с СССР ухудшались и дело дошло до разрыва в 1976-м договора о дружбе и сотрудничестве. Ухудшились отношения и с прежними арабскими союзниками, с Ливией дело дошло даже до короткой войны в 1977-м.Чтобы справится с хронически-застойной экономикой, в 1974-м Садат провозгласил политику "открытых дверей" (инфитах). Создавались благоприятные условия для привлечения иностранного капитала и снимались ограничения на импорт. Правд, госсектор не трогали. Иностранный капитал устремился лишь в нефтянку и финансы. Быстрыми темпами росли торговля, строительство и туризм, бесконтрольный импорт загнал в кому национальную промышленность и сельское хозяйство. Ухудшилось положение большинства египтян – субсидии оставлены только на товары первой необходимости. Зато на спекулятивных сделках выросла новая египетская буржуазия (прозванная в народе "жирными котами"), тесно сращенная с коррумпированной военно-бюрократической верхушкой. Стремительно рос госдолг.В 70-е годы Египет столкнулся и с одной из самых серьёзных социальных проблем. Благодаря доступности ВУЗов, в стране наметилось явное перепроизводство людей с высшим образованием. Чтобы как-то их пристроить, пришлось раздувать бюрократический аппарат, но "лишних" всё равно оставалось много. Выход нашёлся в массовой трудовой миграции, начавшейся в 70-е годы. С тех пор миллионы египетских врачей, учителей, учёных, инженеров, квалифицированных рабочих работают в нефтяных странах Персидского залива. Их денежные переводы на родину стали важной статьёй египетского бюджета.Одновременно Садата занялся играми в демократию, АСС была разделена на три партии, правящей осталась центристская из них – Национально-демократическая партия (НДП). Проведена амнистия политзаключённых, позволено создавать партии, в стране появилась ограниченная свобода прессы. Место панарабизма в идеологии режима занял египетский национализм. И, главное, начались заигрывания с исламом. Садат всячески демонстрировал себя правоверным мусульманином, по всей стране активно строились мечети. Чиновники вместо "рафик (товарищ)" насеровской эпохи теперь обращались друг к другу "хагг (хаджи)", их кабинеты украсили томики Корана. В 1980-м даже принята поправка в конституцию, объявлявшая шариат источником законодательства Египта.
"Братья-мусульмане", вышедшие из подполья, отказались от террора, сделав ставку на постепенную исламизацию общества. Но появились новые радикалы. В целях борьбы с левыми в студенческой среде власти поощряли деятельность фундаменталистских студенческих организаций – "джамаатов". Из этих джамаатов и выросли радикальные группы.26 марта 1979 года в загородной резиденции президента США Кэмп-Дэвид Садат и премьер-министр Израиля Менахем Бегин подписали мирный договор. Израиль в течение трёх лет возвращал Египту Синай на условиях его фактической демилитаризации и поставок добываемой на Синае нефти в Израиль, израильским кораблям, в т.ч. военным, разрешался проход через Суэцкий канал, между странами устанавливались нормальные политические, экономические и культурные отношения. Был и пункт об ограниченном палестинском самоуправление на Западном берегу и в Газе.Арабский мир не принял Кэмп-Дэвида, членство Египта в Лиге арабских государств (ЛАГ) было приостановлено, арабские страны разорвали дипотношения с Египтом. Нефтяные монархии прекратили финансовую помощь. Взамен Египет стал вторым по размерам (после Израиля) получателем американской безвозмездной военной и экономической помощи. В последние годы жизни Садат стал пропагандировать концепцию "фараонизма", гласившую, что нынешний Египет – достойный наследник древнего. Пытаясь доказать свою верность исламу, в 1980-м Египет активно поддержал афганских моджахедов, Аль-Азхар организовал отправку добровольцев в Афганистан.
К середине 1981-го Садат, похоже, ощутил, что он – в тупике. После мусульманско-коптских столкновений, режим в сентябре 1981 г. обрушивает репрессии на всех, кто осмеливался его критиковать – исламистов, коммунистов, насеристов, либералов и пр. Арестовано более 3 тысяч человек, распущено множество общественных организаций, закрыты оппозиционные СМИ, мечети взяты под контроль властей – проповеди теперь в них цензурировались, многие профессора и журналисты отстранены от работы.В такой обстановке и наступило 6 октября 1981 года – и военный парад в честь годовщины "победы" 1973-го. В 12:20 артиллерийский тягач, расчётом которого командовал 20-летний младший лейтенант Халед аль-Исламбули, член "Исламского джихада", поравнялся с президентской трибуной. Исламбули приказал водителю остановиться, выпрыгнул из машины и швырнул гранату в трибуну, граната не взорвалась. В ту же секунду трое его сообщников вскочили на ноги и из кузова открыли огонь по трибуне. Первая же пуля из "Калашникова" инструктора школы гражданской обороны Хусейна Аббаса Мухаммеда, попав в шею, убила Садата.
31.Основные направления развития и проблемы Египта на рубеже 20-21 вв. На формирование политики АРЕ в межарабских отношениях, определение его роли и места в системе международных отношений в регионе Арабского Востока влияет целый ряд геополитических, экономических, социально-культурных, религиозных факторов. Активизация внешней политики АРЕ в 90-е годы XX века происходила в условиях, когда экономика страны продолжала оставаться слабой, а источники для ее развития - немногочисленными. Основные социально-экономические показатели АРЕ говорят о серьезных проблемах, стоящих перед правительством страны. Одной из самых развитых отраслей экономики АРЕ является зарубежный туризм, приносящий ежегодно около 10% ВВП. АРЕ импортирует зерно, мясо, машины и оборудование. В структуре экспорта доминируют нефть, газ, хлопок и готовые текстильные изделия, лекарства. Главными внешнеторговыми партнерами Египта традиционно остаются США, европейские и некоторые азиатские страны. Резервы для внутреннего развития весьма ограничены. Земли Египта - преимущественно пустыня - малопригодны для ведения масштабных сельскохозяйственных работ. Несмотря на сложности, экономика Египта остается одной из наиболее развитых в Африке. Нефтеперерабатывающая промышленность АРЕ - одна из крупнейших на континенте. Согласно данным Региональной Экономической комиссии ООН, Египет входит в число пяти африканских государств (наряду с Алжиром, Марокко, Нигерией и ЮАР), обеспечивающих в начале XXI века почти 60% валового внутреннего продукта Африки. Одним из ключевых направлений политики АРЕ на Арабском Востоке определено поддержание мира и стабильности в регионе и внутри страны с целью привлечения зарубежных инвестиций в египетскую экономику. Учитывая желание египетских руководителей продолжать укреплять позиции своей страны в различных сферах межарабских отношений, весьма важным представляется участие Египта во главе всех серьезных начинаний, так или иначе касающихся судеб арабского мира. Руководство страны понимает, что стремление закрепить лидерство Египта в арабском мире и успех движения к такой цели находятся в прямой зависимости от того, насколько удастся поднять на уровень сопоставимости внутренние ресурсы АРЕ с объемом взятых на себя международных обязательств. Речь в данном случае идет о способности исполнительной власти реализовать весь спектр внешнеполитических задач. В 90-е годы государственные учреждения, отвечающие за выработку и осуществление внешнеполитического курса страны, претерпели ряд изменений, выраженных в реформировании, в частности, структуры МИД АРЕ и расширении его внешнеполитических приоритетов. В результате реформ, проведенных министром иностранных дел Амром Мусой (1991-2001 гг.), было увеличено число специализированных комитетов в рамках МИД АРЕ, увеличилось число дипломатических представительств за рубежом. Египет обладает наиболее разветвленной дипломатической сетью в мире по сравнению с другими странами Арабского Востока. Перечень задач, стоящих перед египетской дипломатией на рубеже XX-XXI вв., весьма обширен. Он охватывает практически все вопросы, касающиеся роли Египта в межарабских отношениях, а также затрагивает проблемы развития связей между странами региона Арабского Востока и другими государствами и интеграционными объединениями. В качестве одного из приоритетов в деятельности министерства иностранных дел и его загранучреждений за рубежом выделяется задача укрепления постоянных контактов с представителями египетской общины в этих странах с целью поддержания их связей с исторической родиной - Египтом. Посольства уделяют большое внимание экономическим аспектам межгосударственных отношений и привлекают в Египет зарубежных инвесторов, а также способствуют открытию рынков для экспорта египетских товаров. Важной представляется активизация экономических связей и торгового обмена, особенно в рамках сотрудничества с крупными интеграционными объединениями (например, ЕС) и ведущими региональными державами.Еще одной целью египетской дипломатии на рубеже XX-XXI вв. было стремление АРЕ занять место постоянного члена Совета Безопасности ООН. В докладе комитета по иностранным делам Народного собрания АРЕ, представленном в мае 1996 г., в качестве одного из приоритетов внешней политики была названа необходимость «использовать привилегированные отношения Египта с различными государствами мира и ключевую роль АРЕ в ближневосточном мирном процессе для того, чтобы добиться постоянного членства в Совете Безопасности ООН. Достижение этой цели отвечало бы совместным задачам Египта и всех стран, которые входят в сферу его важнейших внешнеполитических интересов». Исламский фактор играет не последнюю роль во внешней политике АРЕ. Не оспаривая с Саудовской Аравией титул главного мусульманского центра в арабском регионе, Египет вносит свой вклад в поддержание позитивного образа ислама в мире, способствует распространению исламских культурных ценностей. Египет является одной из крупнейших стран мира по численности мусульманского населения, одним из признанных центров мусульманского богословия. Следующим фактором, играющим важную роль в определении места Египта в арабском мире, является его географическое положение на стыке континентов, которое делает «страну фараонов» связующим звеном не только двух частей Арабского Востока - Машрика и Магриба, но и важным центром соприкосновения различных культур. Это позволяет Египту быть активным участником международных отношений сразу в нескольких субрегионах - арабском, африканском, азиатском, средиземноморском. На рубеже XX-XXI вв. АРЕ стремится использовать данное преимущество в целях всестороннего расширения своих экономических связей с интеграционными объединениями, развивая отношения с такими из них, как ЕС, КОМЕСА и др. В двадцать первый век Арабская Республика Египет вступила в качестве крупнейшего по численности населения арабского государства, открыто претендующего на региональное лидерство. Весомая роль Египта в арабском мире основывается на активности и разновекторности его внешней политики, старающейся охватить основные проблемы современных международных отношений. Египет зарекомендовал себя в качестве активного и искусного посредника в разрешении региональных споров, превратившись на рубеже столетий в центр арабской дипломатии.Благодаря большой численности своей армии Египет является центром силы в арабском мире, способным отстоять свой суверенитет, в то же время заявляет о себе как об одном из гарантов региональной безопасности. Египет стремится к увеличению своего политического веса в арабском мире, к закреплению в нем своего лидерства, хотя и не обладает слишком развитой экономикой, и в частности, колоссальными запасами углеводородного сырья, как страны Персидского залива. Среди основных направлений политики АРЕ для достижения этих целей - посредничество в процессе ближневосточного урегулирования, создание системы безопасности, включающей не только арабские страны, но и соседние государства. Таким образом, на современном историческом этапе стратегической задачей внешней политики Египта остается последовательное утверждение лидерства страны в арабском мире, политическое и экономическое упрочнение позиций АРЕ в регионе Ближнего и Среднего Востока, а также на африканском континенте.
32.Особенности и проблемы социально-экономического и политического развития стран Тропической Африки на рубеже 20-21 вв. Политика неолиберальных реформ, осуществлявшихся в 1990-е гг. в рекомендованных международных финансовых корпорациях, утвержденных ООН, не способствовала позитивной трансформации африканской экономики. Об этом свидетельствует тот факт, что объем производства товаров и услуг стран Тропической Африки в середине 1990-х гг. равнялся объему этих показателей такой небольшой европейской страны, как Бельгия. В течение десятилетий после получения независимости африканские страны стремились к модернизации, вкладывали средства в образование, здравоохранение, программы социальной защиты. И хотя достигнутые результаты в этих областях были относительно скромными, с проведением реформ в 1990-х гг. они стали абсолютно плохими. Отход государств (по рекомендациям извне) от управления социальной сферой лишил большинство населения доступа к системам образования и здравоохранения. Если в 1960 г. расходы Ганы на просвещение на душу населения составляли 4,2 долл., возросшие затем до 12 долл. в 1972 г., в 1990-х гг. составили 1 долл. Всемирный банк настаивал и на том, чтобы африканские правительства прекратили финансирование государственных университетов. В 1990-е гг. фактически исчезли условия для создания прослойки высокообразованных специалистов, профессиональной элиты. Свертывание системы здравоохранения привело к охвату стран Африки южнее Сахары эпидемией СПИД. Из 34 млн человек, пораженных им во всем мире, около 70% живут и умирают в Тропической Африке.Подсчитано, что ежегодный приток новых капиталовложений ТНК в развивающихся странах, включая Африку, составлял в 1990-е гг. около 8 млрд долл., а их прибыли и перевод средств в развитые капиталистические страны — около 25 млрд долл. Прибыли, которые дают капиталовложения в развитых странах, составляли 14%, а в развивающихся странах, прежде всего в Африке, — 65,7%. Неоколониалистский метод неравноценного обмена приносил монополиям миллиардные прибыли, а развивающимся странам Африки — серьезные потери.Логика свободной конкуренции как непременная норма неолиберальной экономики сделала невыгодным выращивание пшеницы, риса, других необходимых для населения злаковых культур, способствовала переводу их на натуральное производство. В местном промышленном и ремесленном производстве сложилась подобная ситуация. Ввиду их неконкурентоспособности и нерентабельности многие производства пришли в упадок. Безработица стала массовым явлением в большинстве стран Африки уже на исходе XX в. Прежде всего она охватила молодежь и женщин на уровне 20—30% трудоспособного населения.
Черная Африка — единственное место на планете, где нужда и бедность нарастали и будут нарастать в третьем тысячелетии. В 1997 г. 54% ее жителей находились за порогом нищеты и бедности. 43% скудных доходов на душу населения приходилось на обслуживание внешнего долга, что составляло 83% ВВП. Большая часть растущей из года в год иностранной помощи расходовалась не на программы повышения эффективности экономики, а на чрезвычайные поставки жертвам стихийных бедствий, региональных конфликтов и содержание беженцев. Определенная часть помощи попросту разворовывалась нечистыми на руку африканскими чиновниками. Например, ко времени провозглашения независимости в Конго (Браззавиль) было около 3 тыс. государственных служащих. В начале 1990-х гг. их насчитывалось 73 тыс., на содержание которых уходило 75% бюджета.По тяжести долгов к середине 1990-х гг. в 252 млрд долл. — а это свыше 65% ВВП и 250% годового объема экспорта — Африка опережала Латинскую Америку и Азию. Ежегодно на обслуживание долгов у африканских государств уходило до 30% экспортной выручки. Это было очень высокой нормой. В итоге все более весомая часть помощи развитию расходовалась не на увеличение капиталовложений в экономику, а шло на рефинансирование долговых платежей. Сложившаяся ситуация, отторжение немалой части Африки от мирового экономического развития делали призрачными ожидания МВФ в достижении странами региона в 1998— 2001 гг. устойчивого 4,5-процентного экономического роста. Динамика цен на традиционные товары экспорта стран Африки оказалась в 1990-е гг. крайне неблагоприятной для ее экономики. Экспортные поступления сократились вдвое, или на 21 млрд долл., в то время как расходы на импорт возросли на 60 млрд долл. Неравноправные торгово-экономические отношения с Западом обернулись для африканских стран потерей более 6 млрд долл. в год.Ситуация, сложившаяся в Африке к началу третьего тысячелетия, не сводится только к экономическим неурядицам, а темпы развития кризиса, опережавшие усилия по его преодолению, столь велики, что родилось понятие «афропессимизм». Реальностью 1990-х гг. оставались войны, носившие особенно разрушительный характер (в Либерии, Свазиленде, Руанде, Заире, Эфиопии, Сомали, Анголе, Кот-д’Ивуаре), голод, уносивший сотни тысяч жизней, экономическая разруха, крушение государственности в ходе проводимой политики неолиберальной модернизации.Но безусловным было и то, что в преддверии нового тысячелетия в Черной Африке произошли и определенные позитивные изменения: к середине 1990-х гг. более 30 африканских государств перешли от авторитарных военных и других диктаторских и однопартийных режимов к многопартийным политическим системам. В этих странах стали проводиться общенациональные конференции, референдумы, пересматриваться старые и приниматься новые конституции, которые в условиях политического плюрализма способствовали постепенной демократизации общественно-политической структуры африканских государств. Постепенное введение рыночного хозяйства в ряде стран дали некоторые позитивные результаты. В 1997 г. только в трех странах (против 12 в 1994 г.) наблюдалось падение ВВП. 15 стран зарегистрировали прирост более5% в год. Правда, он оставался минимальным пределом для постепенной ликвидации нищеты. При сохранении таких темпов борьба с преодолением отсталости может растянуться на годы, тем более что сохранившаяся сырьевая специализация в мировом рынке постоянно демонстрирует падение цен или их скачкообразность.