Мобильный диагностический комплекс оценки реальной сейсмостойкости и устойчивости зданий (сооружений)
Известно, что в процессе эксплуатации здания и сооружения изнашиваются и теряют свою несущую способность. Наибольший износ здания и сооружения получают при воздействии сейсмических и вибрационных нагрузок. Понятно, что источниками сейсмических нагрузок могут быть не только землетрясения, но и промышленные взрывы, а источниками вибрационных нагрузок – крупные промышленные установки, наземные и подземные транспортные средства.
Рис. 5.6.19Мобильный диагностический комплекс
От постоянного или переменного воздействия таких нагрузок в зданиях (сооружениях) могут накапливаться и в некоторый момент времени лавинообразно происходить катастрофические разрушения конструктивных элементов.
Во ВНИИ ГОЧС разработана оригинальная технология, которая с большой вероятностью дает возможность своевременно выявлять степень «усталости» здания, наличие в нем скрытых дефектов. Технология прошла апробацию на Камчатке, Северном Кавказе, а также в Турции и Греции.
Наиболее точное представление о текущем состоянии здания (сооружения) – его степени износа, наличии скрытых дефектов получается после выполнения динамических испытаний. Испытания проводят с применением мобильного диагностического комплекса «Струна-2» (рис. 5.6.19). Комплекс представляет собой многоканальную сейсмовиброизмерительную систему.
Он предназначен для комплексного обследования (паспортизации) жилых, общественных и производственных зданий, мостов, туннелей, шахт, трубопроводов и других наземных и подземных инженерных объектов.
Измерение может производиться одновременно по 32 каналам. Динамические параметры здания (сооружения) снимаются при возбуждении их импульсными ударами мягкой массой весом до 40 кг.
Удары, как правило, производятся в верхней части здания (сооружения). Информацию о реакции здания (сооружения) на импульсные удары записывают сейсмовибрационные датчики, установленные как по высоте, так и по длине здания (сооружения). Все результаты измерений обрабатываются и сводятся в отдельные разделы паспорта сейсмобезопасности (устойчивости) здания (сооружения).
В конце паспортизации производится итоговый комплексный анализ и делается вывод о сейсмостойкости (устойчивости) здания (сооружения), даются рекомендации по повышению сейсмостойкости (устойчивости).
Основные направления развития аварийно-спасательной техники
Помимо вышеуказанных программ разработан ряд документов по вопросам вооружения и технического оснащения войск гражданской обороны Российской Федерации и сил МЧС России. К ним относятся:
· «Государственная программа вооружения войск ГО на 2001-2010 гг.», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 20.01.2002 г. № 670В;
· «Концепция оснащения войск ГО и сил МЧС России наземной техникой на период до 2005 г.», введенная в действие приказом МЧС России от 20.06.96 г. № 415.
· «Среднесрочная программа научно-технической деятельности МЧС России на период 2001-2005 гг. и до 2010 г.» введенная в действие приказом МЧС России от 29.12.2000 г. № 646.
В этих программных документах определены следующие основные направления развития аварийно-спасательной техники:
· разработка и техническое обеспечение передовых технологий проведения аварийно-спасательных работ;
· оснащение сил экстренного реагирования вновь созданными отечественными самолетами, вертолетами, воздушно-десантной техникой и аварийно-спасательной техникой;
· развитие автоматизированной информационно-управляющей системы МЧС России, разработка средств оповещения нового поколения, мобильных и сети стационарных пунктов управления;
· техническое оснащение системы мониторинга и прогнозирования ЧС;
· роботизация радиационно, химически и биологически опасных аварийно-спасательных работ;
· внедрение в практику мобильных комплексов для ведения аварийно-спасательных работ;
· создание мобильных комплексов первичного жизнеобеспечения населения пострадавшего от ЧС;
· разработка и внедрение приборов поиска пострадавших в ЧС.
Реализация этих программных документов позволит к 2010 г.:
1. повысить уровень технического оснащения сил МЧС России до 75-95 %;
2. повысить эффективность проведения АСДНР в 1,5-2 раза.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М.А. Шахраманьян
ВВЕДЕНИЕ
Побочные эффекты научно-технического прогресса создали серьезные угрозы для жизни и здоровья людей, состояния окружающей среды. Статистика свидетельствует о том, что значительно возросло количество чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного, техногенного и другого характера, масштабы людских потерь и материального ущерба от них. Причем анализ причин аварий и катастроф на объектах энергетики, промышленного и сельскохозяйственного производства, наземном, воздушном и водном видах транспорта, показывает, что основной причиной большинства ЧС является человеческий фактор. Мощное антропогенное воздействие на окружающую природную среду инициирует возникновение многих опасных природных явлений (землетрясений, оползней, обвалов и др.). В таких ситуациях, не владея фундаментальными знаниями, умением и навыками по защите от ЧС, человек не способен своевременно принять правильное решение и, приступив к действиям в условиях уже сложившейся опасной ситуации, рационально реализовать его.
В связи с этим одним из наиболее значимых направлений деятельности МЧС России является разработка современных технологий образования в области предупреждения и ликвидации ЧС. Реализация ожидаемых результатов будет способствовать значительному совершенствованию системы обучения населения и подготовки специалистов в указанной области и, наряду с нормативно-правовыми, организационными, инженерно-техническими и другими факторами, позволит существенно снизить риски.
Анализ системы образования в области безопасности в нашей стране с точки зрения осознания опасности в системе «человек-катастрофы», показывает, что необходимо усовершенствовать саму технологию образования в области безопасности жизнедеятельности.
Технология образования – это рациональные возможные комбинация и последовательность использования различных средств и приемов формирования профессионального сознания в процессе образования.
5.7.1. НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ
ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В настоящее время в состав Федерального центра науки и высоких технологий (ФЦ ВНИИ ГОЧС МЧС России) входят десять ведущих ВУЗов страны: Кубанский государственный университет, Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Удмуртский государственный университет, Современный гуманитарный университет, Московский физико-технический институт (Государственный университет), Тамбовский государственный технический университет, Московский государственный горный университет, Владимирский государственный университет, Военно-инженерный университет, Академия гражданской защиты МЧС России.
Перечень технологий, приоритетное право на разработку которых закреплено за Федеральным центром, включает, в частности, технологии, связанные с созданием учебных программных комплексов, в том числе дистанционного обучения, в области безопасности жизнедеятельности; технологии обучения дисциплинам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности», а также технологии подготовки высококвалифицированных научных и инженерно-технических кадров в области предупреждения и ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий и т.д.
Для решения рассматриваемых вопросов и в целях плодотворной деятельности МЧС России в данном направлении, обобщения и внедрения опыта предупреждения и ликвидации ЧС в массовую образовательную практику, в 2001 году в Федеральном центре создано научное управление «Проблем развития и внедрения образовательных технологий в области безопасности жизнедеятельности».
В настоящее время в Федеральном центре существует значительное количество разработок по экономическому регулированию природной и техногенной безопасности, новым приемам и способам выполнения аварийно-спасательных работ, перспективным образцам спасательной техники, современным средствам приема и передачи мониторинговой и прогностической информации о ЧС и др.
Этот научно-технический задел уже широко используется при создании образовательных технологий в области предупреждения и ликвидации ЧС.
В рамках образовательной деятельности организовано взаимодействие с ведущими учебными заведениями страны, имеющими высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав в области экологического мониторинга территорий, прогнозирования риска природных и техногенных катастроф, оценки социально-экономического ущерба от ЧС.
В Федеральном центре существует мощная научно-производственная и лабораторная база, в том числе современные вычислительные центры авиационно-космической информации и контроля территорий, мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, автоматизированных систем управления. Возможности данных центров позволяют разрабатывать технологии подготовки специалистов с использованием: геоинформационных систем (ГИС), космических снимков поверхности планеты и другой мониторинговой информации, типовых сценариев реагирования на ЧС в конкретных регионах, компьютерных программ по оценке материального ущерба и размеров необходимой гуманитарной помощи. Все вычислительные средства центров объединены в единую локальную сеть Fast Ethernet, имеют выход в Internet и обеспечивают связь со всеми организациями, использующими передовые методы обучения специалистов по предупреждению и ликвидации ЧС.
Специалисты Федерального центра имеют значительный опыт разработки, апробации и внедрения в массовую образовательную практику современных образовательных технологий, в том числе информационных, по схеме непрерывного образования: школа – ВУЗ – дополнительное – послевузовское образование.