Музыкально-дидактические игры как средство развития тембрового слуха дошкольников
Хертек А.А., 3 «г» курс, дошкольное отделение
Научный руководитель - Швецова М. Н., преподаватель музыки
Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Выдающийся ученый Б.М. Теплов доказал, что тембровый слух – один из важных компонентов в структуре музыкального слуха [2, с.93].
Тембр – это окраска звука, свойственная каждому человеческому голосу и любому музыкальному инструменту, одно из важных средств музыкальной выразительности. Тембровый слух – это способность слышать и различать тембры музыкальных инструментов и голосов.
Развитие данной способности требует специального педагогического руководства в тех видах музыкальной деятельности, которые в данном случае являются приоритетными. Исследования таких ученых как Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина, К. Орф, а также современных педагогов О.П. Радыновой, Т.Э. Тютюнниковой, Н.К. Кононовой доказали, что игра на детских музыкальных инструментах является важным средством развития тембрового слуха у всех детей, независимо от степени их одаренности.
К сожалению, концертно-показательный подход к музыкальному развитию детей в дошкольных образовательных учреждениях на данный момент не позволяет в полной мере систематически и последовательно использовать такой продуктивный вид исполнительства. Игра на детских музыкальных инструментах, как правило, недостаточно используется в досуговой деятельности, не является обязательным на каждом музыкальном занятии, чаще всего – это вспомогательный метод, сопровождающий другие виды музыкальной деятельности. Это определило актуальность данной проблемы.
Развитие чувства тембра – одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики. Эта способность формируется в условиях специально организованных музыкальных занятий с применением разнообразных направлений и средств, включая музыкально-дидактические игры. Большой вклад в разработку музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста внесли А.Н. Зимина, Л.Н. Комиссарова, Н.Г. Кононова, Э.П. Костина и др.
Музыкально-дидактические игры – это игры, специально созданные для решения задач музыкального воспитания, обучения и развития детей. Для развития тембрового слуха необходимо накапливать у детей как можно больше слуховых впечатлений от звучания инструментов различных тембров.
Тембровые музыкально-дидактические игры закрепляют знания детей о названии инструментов, внешнем виде, приемах игры и способов звукоизвлечения, выразительные и изобразительные возможности каждого инструмента. Можно провести такие игры как «Заяц с барабаном», «Веселый колокольчик», «Песенка дятла», «В гостях у Петрушки», «Давай познакомимся». Дети определяют тембр инструментов, оригинально отвечают, что звучание колокольчика походит на звон хрусталя, люстры, а волшебный, протяжный, звонкий голос треугольника изображает, как на улице капают сосульки и идет дождик, поют снежинки, на деревянных ложках играет дятел – тук-тук-тук, дятел долбит толстый сук. Большой интерес вызывает игра «Музыкальный домик».
Надо музыку послушать, инструменты различать,
Их звучание запомнить и рисунок отгадать.
За ширмой по очереди звучат инструменты, дети находят изображение и вставляют карточку в окошко домика.
Важным направлением является экспериментирование со звучащими предметами – это погремушки – коробочки, баночки, бутылки с различными наполнителями, метелочки, кастрюли и т.п.
В педагогической практике по доступности, эффективности не имеет аналогов методика «звучащих жестов» К. Орфа, это четыре природных инструмента человека – притопы, хлопки, шлепки, щелчки. Например, идет дождик (стучим кулачками), а это летний и звонкий (удары по середине ладони), а вот сильный и громкий ливень (хлопки) туки-туки-туки-тук. Прилетел легкий ветерочек (потираем кулачками), он дует все сильнее (потираем ладони), и вот он сильный и сердитый (шлепки по груди).
Для развития тембрового слуха в музыкально-дидактических играх важны такие направления как – игра на детских музыкальных инструментах, нетрадиционное элементарное музицирование, речевые игры и упражнения, игра на собственных инструментах – «звучащих жестах».
И конечно, многочисленные исследования доказывают, что игра на детских музыкальных инструментах в музыкально-дидактических играх является самым эффективным средством формирования чувства тембра всех без исключения дошкольников, даже со слабыми музыкальными данными.
Литература
1. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М.: Просвещение, 2009.- 85 с.
2. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.– М.: Просвещение, 1985.– 320 с.
3. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. – М.: Пед. общество России, 2005.-140 с.
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРЕИУЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ
Чурчун А.О. физкультурное отделение 3 курс «д» группа