Понятие функций государства

Вопросы о функциях государства, их системе и закономерностях развития являются объектом постоянного внимания юридической науки, ведущих ученых-правоведов.

Говоря об общем понятии функций, необходимо отметить, что в отечественной юридической литературе существует несколько точек зрения по данной проблеме и до настоящего времени она не получила единообразного раскрытия. По мнению большинства ученых, под функциями государства следует понимать основные (главные) направления его деятельности, выражающие его классовую сущность. К этому «стержневому» определению некоторые авторы добавляют дополнительные характеристики. Так, Н.В. Черноголовкин под функциями понимает не только основные направления, но и стороны деятельности государства по решению исторических задач, стоящих перед государством на главных этапах его развития.[48] Некоторыми учеными под функциями государства понимается социальное назначение его деятельности внутри и во вне страны, либо предметно-политический и социальный характер деятельности, либо содержание деятельности государства в ее основных направлениях. Существует и точка зрения, согласно которой функции государства - это виды социальной деятельности, присущие ему как органу политической власти.[49]

В последние годы в отечественной юридической литературе, наряду с сохранением важности сущностной характеристики государства, значительно расширилось понимание его социального назначения. Это не могло не отразиться и на понимании и характеристике функций государства.

Как показывает жизнь, на функции оказывают определяющее влияние не только классовые характеристики государства, но и новые условия развития цивилизации - экология, использование ядерной технологии в мирных и военных целях, национальные, демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы.

Однако, то наиболее ценное, позитивное, что разработано теорией государства и права, не потеряло своей научной, гносеологической значимости и сегодня, Это относится самим непосредственным образом и к понятию функций государства, характеристике их содержания.

Различия во взглядах на понимание и определение функций государства не столь существенны. Поэтому за основу можно взять определение, принятое большинством ученых: функции государства – выражающие его сущность и социальное назначение, основные направления деятельности по решению задач, стоящих перед государством на главных этапах его развития.

В приведенном определении отражено то наиболее существенное, что необходимо учитывать при рассмотрении понятия функций государства.

Известно, что по своей сущности государство представляет собой орудие политической власти и проявляется эта сущность, прежде всего, в его функциях.

Вторым существенным признаком функций государства является их связь с его деятельностью. Именно в конкретной деятельности государства функции могут быть реализованы, т.е. переведены из положения потенциальной возможности в состояние реальной действительности, элемент общественной, практики.

Однако при всей важности вышеуказанных моментов для понимания рассматриваемой проблемы следует также помнить, что многогранность такого явления, как государство, предполагает и многоаспектность его внешнего проявления. Самое непосредственное отражение это находит в функциях государства, что требует учета следующих обстоятельств:

1..Помимо классового, государство содержит и общесоциальное. По своему социальному назначению оно представляет собой управляющую общими делами общества систему. И это общесоциальное назначение государства находит свое выражение в его функциях. Поэтому следует вести речь о двойственной, внутренне противоречивой природе функций, отражающих как классовый, так и общесоциальный аспекты государства.

Функции государства - это такие направления его деятельности, в которых проявляется не только его сущность, но и социальное назначение.

2.. Приведенное выше определение не содержит указания на то, на что же «направлена» деятельность государства. Если - на сохранение существующего способа производства или его совершенствование, то это, несомненно, верно. Но верно также и то, что сохранение (достижение) указанных состояний является целью класса (социальной группы), обладающего политической и экономической властью. Но, что лежит в основе достижения этой цели? По всей вероятности, её можно добиться, прежде всего, посредством целенаправленного воздействия на существующие общественные отношения. Именно совокупность общественных отношений, на которые направлено воздействие государства, и которые выступают, в связи с этим, объектами государственного воздействия, должна лежать в основе определения функций государства. Всю же совокупность общественных отношений, на которые воздействует в процессе своего функционирования государство, можно разделить на большие группы по сферам общественной жизни (на политические, экономические, идеологические, духовные).

Особенности развития и необходимость воздействия на общественные отношения каждой конкретной сферы вызывают к жизни задачи этого воздействия. Причем, здесь имеются в виду наиболее общие, главные задачи, присущие государству определенного исторического типа[50].

В зависимости от наличия той или иной задачи, стоящие перед государством на данном этапе исторического развития, организуется деятельность механизма осуществления государственных функций. Другими словами, «в основе дифференциации управления по функциям лежат задачи этого управления»[51]. Добавим – задачи регулирования той или иной группы общественных отношений, представляющих определенную сферу общественной жизни. То есть, субъект регулирующего воздействия (государство) через весь механизм управления решает назревшие задачи, воздействуя на общественные отношения. Характер общественных отношений выступает, в свою очередь, одним из основных критериев отграничения одной функции государства от другой. Сам же процесс воздействия государства на соответствующие виды и группы общественных отношений составляет содержание отдельной функции.

3. Особенности развития общества на том или ином историческом этапе определяется не только тем, как проявляют себя закономерности этого развития, но и влиянием множества внешних и внутренних факторов. В качестве таковых выступают явления, события и процессы, происходящие как внутри общества, так и вне его. Причем, воздействие указанных факторов может быть как положительным, способствующим прогрессивным преобразованиям в обществе, так и отрицательным, сдерживающим эти преобразования[52]. В своей совокупности все эти факторы (внешние и внутренние, положительные и отрицательные) образуют условия функционирования государства. И государство, как адаптивная система, именно через осуществление своих функций реализует способность приводить себя в соответствие с условиями внешней среды. При этом, в процессе своего функционирования государство не только само находится в постоянном развитии, но и изменяет сами условия своего существования и развития. И в этом смысле функции государства есть не что иное, как реакция системы на воздействие внутренних и внешних факторов, как средство разрешения постоянного противоречия между системой (государством) и средой, ее окружающей[53].

4. На различных ступенях развития общества функции государства не остаются неизменными. Они меняются вместе с изменением целей и задач, стоящих перед обществом на данном конкретном этапе его исторического развития. Это обусловлено, прежде всего, тем, что меняется направленность т характер воздействия на общество и государство внешних и внутренних факторов, их соотношение и характер взаимодействия. По мере развития общества, одни из них, исчезают, другие изменяют свой характер, третьи появляются вновь. А это приводит к тому, что и задачи, стоящие перед обществом, либо исчезают, либо изменяются, либо возникают новые, что, в свою очередь, вызывает исчезновение, изменение или появление тех или иных государственных функций.

Например:

а)изменения в способе производства материальных благ, при переходе от одной общественно-экономической формации к другой, вызывают соответственно и изменения в содержания осуществляемых государствами различных исторических типов внешних и внутренних экономических функций;

б)возникновение такого внешнего фактора как мировая социалистическая система привело, в свое время, к возникновению у нашего государства такой внешней функции, как функция братского сотрудничества и взаимопомощи со странами социалистического содружества. Распад же социалистической системы привел к исчезновению указанного внешнего фактора и, как следствие, к исчезновению соответствующей внешней функции государства.

Следует также иметь в виду, что на каком-то определенном этапе развития государства возможно выдвижение главной, определяющей задачи, что приводит и к доминированию той или иной функции. Все же остальные задачи подчинены этой главной задаче, а функции государства - доминирующей его функции. Например, в период Великой Отечественной войны главной задачей Советского государства была победа над агрессором, а все другие задачи были подчинены ей. Соответственно и все функции государства «работали» на функцию защиты Отечества.

5. Функции государства следует отличать от функций государственных органов. Главное, основное в вопросе о соотношении этих двух видов функций заключается в наличии связи между функциями государства и функциями его органов, с одной стороны, и различий между ними - с другой.

Связь функций государства и функций его органов выражается, прежде всего, в том, что деятельность государства складывается из деятельности разнообразных государственных органов. Государство, как суммативная система, структурно состоит из множества элементов. Этими элементами являются органы государства, А функционирование системы (государства) есть не что иное, как результат функционирования элементов этой системы (органов государства).

Вместе с тем, между функциями государства и функциями его органов есть и существенные различия:

а)в функциях государства выражается его (государства) сущность и социальное назначение.

В функциях государственных органов сущность и назначение государства в целом в полной мере проявляться не может;

б)объем и содержание функций государства определяются задачами, стоящими перед государством, в целом.

Объем и содержание функций государственных органов определяются теми задачами, правами и обязанностями, которые составляют их компетенцию;

в)функции государства направлены на решение наиболее важных крупных задач, стоящих перед обществом на конкретном этапе его исторического развития. Без решения этих задач не возможно существование общества данной общественно-экономической формации.

Государственные же органы, в процессе осуществления ими своих функций, призваны решать локальные, частные задачи на конкретном участке общественной жизни.

Например, функция защиты Отечества реализуется Российским государством, в целом, и направлена на решение одной из главных задач, стоящих перед обществом в современных условиях, - защиту территориальной целостности, суверенитета и конституционного строя от негативного влияния внешних и внутренних факторов. Эффективное осуществление этой функции требует выполнения целого комплекса политических, экономических, идеологических, социальных, военных, специальных и т.п. мер, успешная реализация которых возможна лишь государством в целом, всей системой государственных органов.

Суммируя изложенное, можно сделать следующие выводы:

1. Функции государства - это такие направления деятельности государства, в которых проявляется как его сущность, так и его социальное назначение.

2. Функции государства всегда связаны с регулирующим воздействием на общественные отношения в той или иной сфере (экономической, политической, идеологической) жизни общества. Содержание и характер этого воздействия представляет собой содержание функций государства.

3. Деятельность государства в процессе реализации им его функций зависит от характера воздействия на общество и государство внешних и внутренних факторов.

4. Функции государства на том или ином этапе развития общества могут изменяться, отмирать или появляться новые.

5. Функции государства следует отличать от функций государственных органов. При этом первые выражают сущность и социальное назначение государства, их содержание зависит от задач, стоящих перед государством в целом; вторые же предопределяются компетенцией отдельного государственного органа и их содержание зависит от задач, стоящих перед этим государственным органом.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

Проблема, связанная с исследованием системы функций, их количественного состава, является едва ли не самой дискуссионной в теории функций государства. Это объясняется, прежде всего, тем, что система функций, как категория объективная, находится в постоянном развитии, она подвижна, как и подвижны выражающие ее научные взгляды. Иногда имеют место и попытки подмены функций государства, как особой политической организации любого государственно-организованного общества (что изучает теория государства и права), функциями конкретного государства[54], изучаемых другими юридическими науками[55]. Поэтому в юридической литературе можно встретить множество различных классификаций функций государства, что связано, по-видимому, также и с отсутствием четких критериев их разграничения.

В связи с этим, как представляется, необходимы некоторые предварительные замечания:

Во-первых, любая классификация, в том числе функций государства, может быть осуществлена лишь с определенной степенью условности. Как элемент единой системы, находящийся в постоянной связи с другими элементами этой системы, каждая из функций государства несет в себе «отпечатки», «оттенки», влияние других его функций.

Во-вторых, представляя собой сложные, многообразные, многосторонние и многоаспектные явления, функции государства могут быть классифицированы по многим основаниям, в соответствии с множеством возможных критериев. Поэтому любое их разделение на виды не может носить исчерпывающего характера.

В-третьих, исследуя функции государства, необходимо стремиться не выходить за рамки предмета теории государства и права и использовать примеры из опыта конкретных государств лишь постольку, поскольку это необходимо для иллюстрации того или иного общетеоретического положения.

Прежде всего, принято классифицировать функции государства на основные и неосновные. Причем критериями выделения основных функций, чаще всего, считают то обстоятельство, что они выражают сущность государства, его коренные черты и принципиальные отличия от государств других исторических типов, направлены на решение главных задач, стоящих перед государством на данном этапе его исторического развития, и осуществляются в течение более или менее длительного времени[56], или то, что они в данный момент могут осуществляться только государством, порождают необходимость в государстве[57]. К указанным обстоятельствам часто добавляется и то, что, с точки зрения своего содержания и структуры, основные функции носят комплексный, собирательный характер и требуют системного анализа[58].

Под неосновными функциями государства подразумеваются более узкие направления его деятельности. При этом одни авторы считают, что они охватываются основными функциями[59], а другие утверждают, что они находятся за пределами последних.[60].

Что касается первого критерия разделения функций государства на основные и неосновные, то следует подчеркнуть, что все, без исключения, функции (как основные, так и неосновные) в той или иной степени выражают его сущность, как орудия политической власти, и вряд ли целесообразно степень выражения сущности государства в функциях брать за критерий их разделения. Поэтому, более удачной представляется позиция авторов, которые за основу деления функций государства на основные и неосновные берут субъект их осуществления (государство в целом или отдельные элементы государственного механизма). Так, деятельность государства, как субъекта управленческого воздействия на общественные отношения, носит суммарный характер и предполагает решение, прежде всего, крупных, комплексных задач экономического, социального, политического и идеологического развития. Основные функции относятся к деятельности государства в целом, осуществляются, хотя и в разной мере, всеми звеньями государственного аппарата.

Верным является и то, что основные функции государства носят комплексный характер, требуют системного подхода. Они воплощают сосредоточение усилий государства на одном из решающих, генеральных направлений его деятельности.

Важное значение для разделения функций государства на основные и неосновные имеет и объект государственного воздействия - та или иная группа общественных отношений, на регулирование которых направлена деятельность государства в процессе осуществления той или иной его функции.

Именно совокупность субъекта осуществления функции (государство в целом или отдельные элементы государственного механизма) и объекта государственного воздействия (масштабность той или иной группы однородных по своему характеру общественных отношений) должна лежать в основе деления функций государства на основные и неосновные.

Иными словами, к основным функциям государства следует отнести такие его функции, где субъектом их реализации выступает государство, в целом, а объектом государственного воздействия являются наиболее крупные группы однородных по своему характеру общественных отношений. Субъектами же неосновных функций являются отдельные элементы (или группа элементов) государственного механизма, а объекты регулирующего воздействия - более конкретные группы однородных общественных отношений, входящие в состав этих наиболее крупных групп общественных отношений.

Здесь мы можем найти и ответ на вопрос о том, входят ли неосновные функции в состав основных. Ибо, коль скоро и субъекты и объекты неосновных функций представляют собой составные части субъекта и объекта той или иной основной функции, то естественно, что неосновные функции есть не что иное, как составные части основной функции государства. Причем осуществление государством его основной функции представляет собой, прежде всего, результат осуществления структурно входящих в нее неосновных функций. Данный вывод представляет собой интерес еще и тем, что он подтверждается известным положением социологии, гласящим, что «функции присущи и системе и ее компонентам», причем функции системы есть интегрированный результат функционирования образующих ее компонентов»[61].

Таким образом, в основе применения определителей «основные» и «неосновные» функции должно быть не то обстоятельство, что в основных функциях сущность государства «получает прямое и непосредственное выражение», а в неосновных «она выражается опосредованно», а лишь то, что выделение основных функций государства – это результат деления более высокого порядка, более общего деления. Неосновные функции здесь выступают как подфункции по отношению к основным.

Следует также упомянуть и о предложении классифицировать основные функции на общесоциальные и классовые. При этом, к общесоциальным функциям относят:

а)обеспечение национальной безопасности;

б)ликвидацию последствий стихийных бедствий и экологических катастроф;

в)реализацию социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных;

г)защиту прав и свобод граждан и т.д.

К классовым функциям, в свою очередь, предлагается отнести «направления деятельности государства, которые в наиболее полной степени выражают классовые интересы, волю того класса, той социальной силы, группы, которые господствуют в данном обществе, захватывают и осуществляют государственную власть»[62]

Однако думается, что точнее было бы вести речь о классовом и общесоциалъном аспектах в содержании каждой из функций государства.

Наибольшее распространение в юридической литературе получила классификация, согласно которой вся совокупность основных функций государства делятся на две большие группы: внутренние и внешние функции. Основанием указанного деления служит то обстоятельство, что государство, реагируя на воздействие внутренних и внешних факторов, проявляет себя властно как внутри страны, так и во вне. При этом, для того чтобы обеспечить внутренние и внешние условия существования общества, государство должно решать задачи двоякого рода:

а)по регулированию существующих общественных отношений,

б)по охране общества от негативного воздействия изнутри и извне.

Поэтому всю совокупность внутренних и внешних основных функций государства можно условно разделить на созидательные и охранительные.

То же обстоятельство, что в результате изменения соотношения задач, решаемых государством на отдельных этапах его исторического развития, меняются, исчезают и появляются основные его функции, может служить основанием для деления последних на постоянные, и временные. При этом, постоянные - это такие функции, которые осуществляют государства всех исторических типов, на всех этапах их развития. С переходом государства от одного исторического типа к другому меняется лишь содержание постоянных функций. Временные же функции присущи либо государству одного (или нескольких, но не всех) исторического типа, либо они присущи лишь тому или иному конкретному государству на определенном отрезке его исторического развития (например, в переходные периоды).

В зависимости от того, в какой из основных сфер общественной жизни (политической, экономической, социальной или духовной) проявляет себя властно государство, можно выделить в системе осуществляемых им функций политические, экономические, социальные и идеологические (последние реализуются в духовной сфере жизни общества). Притом, так можно классифицировать как внутренние, так и внешние функции государства.

К внутренним функциям государства можно отнести:

Внутренние политические функции - решающие направления деятельности государства по обеспечению и охране внутренних условий для осуществления власти победившей в политической борьбе социальной общности (класса, социальной группы) или всего народа (в демократическом государстве)[63], подавлению сопротивления их политических противников. Это функции защиты политической власти, общественно-политического строя и политического режима, приспособленных к конкретным условиям жизни общества.

Политическая борьба концентрируется вокруг вопроса о власти, и государство выступает здесь основным, главным орудием властвования. Любое государство в процессе реализации своих внутренних политических функций заботится о неприкосновенности существующего общественно-политического строя или о замене его таким, который отвечал бы интересам тех, кто обладает политической властью. Основные же условия существования (победы) этого строя закрепляются в Основном Законе (Конституции) страны. При этом, предусматривается и возможность подавления (при необходимости) внутренних политических противников.

В рамках указанных функций решаются такие важные задачи, как обеспечение государственного суверенитета, управление территориальными единицами, защита территориальной целостности страны, конституционного строя, предотвращение попыток его насильственного изменения и др.

Внутренние экономические функции - это основные направления деятельности государства, призванные, прежде всего, обеспечить условия для существования выгодного тем, в чьих руках находится политическая власть (народу, классу, социальной группе), способа производства материальных благ, охраны их экономических интересов.

В рамках указанных функций государство осуществляет такие меры, как:

а) выработка экономической политики, установление правовых основ экономического развития, формирование и структурное распределение государственного бюджета, проведение налоговой, ценовой и таможенной политики, кредитно-финансовые меры, регулирование рынка труда;

б) распоряжение государственной собственностью, управление государственными предприятиями и учреждениями и т.д.

Степень вмешательства государства в экономическую сферу, важность и значение его экономических функций на разных этапах его исторического развитии не одинаковы. В обществе, где господствует частная форма собственности на основные средства производства, такое вмешательство менее значительно, чем в обществе, где основной способ производства материальных благ основан на государственной собственности на основные средства производства.

Роль экономических функций государства увеличивается и в периоды экономических кризисов, депрессии, послевоенного восстановления экономики или подготовки к войне, на переломных этапах его развития.

Внутренние идеологические функции - это основные направления деятельности государства по обеспечению и поддержке выгодной находящимся у власти социальным слоям (классам, сословиям, социальным группам) идеологии, условий идеологического воздействия на сознание людей, их мировоззрение. Важное значение, при этом, имеет идеологическое обоснование экономических, политических и социальных программ, военных доктрин и т.д. Реализация государством указанных функций включает также меры по поддержке и развитию культуры, науки, спорта, систем народного и профессионального образования[64], средств массовой информации.

Ряд авторов выделяет в качестве самостоятельных и социальные функции. С данной точкой зрения, думается, следует согласиться, имея в виду, что государство призвано решать и многообразные социальные задачи, с целью обеспечить «нормальные условия жизни для всех членов общества, вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ»[65]. Важными направлениями деятельности в рамках указанных функций являются: осуществление социальной защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке (пожилых, инвалидов, безработных, студентов, детей, беженцев, безработных); развитие государственных систем здравоохранения, спорта, транспорта, связи; строительство жилья и др. Развитие государством разнообразных социальных программ призвано также «смягчить» социальные противоречия, повысить политическую стабильность общества [66].

Одной из внутренних функций государства является функция охраны правопорядка. Выше уже подчеркивалось, что государство по своему социальному назначению представляет собой управляющую делами общества систему. Чтобы эффективно воздействовать на общественные отношения оно создает общеобязательные правила поведения в обществе - нормы права. Именно право, выступая особым регулятором общественных отношений, позволяет государству управлять делами общества. Но общеобязательность права может быть достигнута лишь при наличии специального механизма. Такой механизм создается в структуре любого государства. С помощью этого механизма государство реализует функцию охраны правопорядка, обеспечивая, прежде всего, точное и неуклонное выполнение своих законодательных и иных правовых предписаний всеми субъектами права. В рамках указанной функции государство призвано решать двуединую задачу: во-первых, оно призвано создавать условия для точного и неуклонного соблюдения установленных им норм всеми субъектами права; во-вторых, оно должно вести непримиримую борьбу со всеми видами правонарушений. И если первая часть этой единой задачи может быть решена лишь государством в целом, всей системой его органов, то решение второй её части обеспечивается, главным образом, правоохранительными органами государства.

Приступая к рассмотрению внешних функций государства, следует помнить следующее:

во-первых, - принадлежность каждого государства к единой мировой системе, что обусловливает наличие общих с другими государствами закономерностей его развития;

во-вторых, - определяемый государственным суверенитетом самостоятельный характер развития отдельных государств, придающий им своеобразие и уникальность.

Всё это приводит к тому, что в отношениях между различными государствами просматривается два момента - моменты сотрудничества и противоборства. С одной стороны, все государства вынуждены участвовать в решении общих дел, общих задач (особенно по вопросам войны и мира, экологической безопасности, борьбы с международной преступностью и т.п.), а с другой - имеет место индивидуализация интересов каждого государства. Единство и противоречивость указанных моментов в той или иной степени отражается во всех внешних функциях каждого государства.

Внешние политические функции - основные направления деятельности государства по обеспечению внешних политических условий для господства находящихся у власти в стране (правящего класса, социальной группы), расширению и защите сфер их политического влияния на международной арене.

Важнейшими направлениями деятельности государства в процессе реализации им указанных функций являются, прежде всего: организация политического сотрудничества с различными странами, установление и развитие с ними дипломатических отношений; политико-военное сотрудничество; проведение различных международных политических акций (или участие в них) и т.п. При этом следует иметь в виду, что в мире идет постоянный двуединый процесс политического сотрудничества и соперничества[67]

Внешние экономические функции направлены на обеспечение и защиту экономических интересов на международной арене властвующих в стране (правящего класса, социальной группы). Среди основных направлений деятельности в процессе осуществления государством указанных функций можно выделить: установление и расширение взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества с другими государствами; развитие международной торговли; прямое инвестирование государства в международные экономические проекты и проекты других стран; размещение экономических заказов среди фирм (предприятий) других стран; межгосударственные займы; правовое регулирование иностранных инвестиций в экономику своей страны; установление правил перемещения товаров и других материальных ценностей через границу, образование таможенных союзов; различного рода экономические блокады, эмбарго или, напротив, - установление режимов наибольшего благоприятствования в торговле и т.п. Здесь также необходимо подчеркнуть, что наряду с тенденцией расширения сотрудничества в экономической сфере, перерастания его в технологическую интеграцию, развивающуюся на базе согласованной научно-технической политики, между ведущими государствами мира идет постоянная борьба за рынки сбыта, соперничество в области технологий, новейших научно-технических разработок и т.д.

Внешние идеологические функции - это такие основные направления деятельности государства, с помощью которого правящие в стране (класс, социальная группа) стремятся нейтрализовать отрицательные и способствовать развитию положительных внешних факторов, воздействующих на духовное развитие общества, сознание людей. Это - главная задача, которой подчинено содержание указанных функций. Оно включает, главным образом, активную пропаганду за рубежом существующих в стране государственной политики и образа жизни; ограждение населения страны от влияния пропагандируемых и распространяемых другими странами и вредных интересам господствующего класса (социальной группы) идеологий[68]; развитие сотрудничества с другими странами в области культуры, науки, образования, спорта и т.д. В рамках реализации указанных функций "осуществляется обмен научной информацией, произведениями искусства, достижениями музыкальной и сценической культуры, взаимная подготовка специалистов, различного рода фестивали, конференции по проблемам науки и культуры, непосредственные контакты между учеными, деятелями культуры, спортсменами»[69].

Одним из основных направлений деятельности государства, являющимся его внешней функцией, является защита Отечества, где следует выделить два аспекта:

а) в мирное время государство основное внимание уделяет совершенствованию обороноспособности страны и защите от подрывной деятельности разведок других стран. Важное значение здесь имеет решение таких задач, как: развитие оборонной промышленности, укрепление вооруженных сил, их боевого потенциала, обороноспособности и боевой готовности; укрепление материального положения и профессионализма спецслужб; охрана государственных границ; организация гражданской обороны; подготовка и обучение военных резервов; заключение межгосударственных договоров о дружбе и взаимопомощи (в том числе - о коллективной обороне) и т.п.;

6) в военное время государство мобилизует весь свой политический, экономический, идеологический потенциал на отражение внешней военной агрессии и достижение победы над агрессором. Самостоятельный характер указанной функции обусловливается тем, что ее реализация предполагает решение множества задач, как политического, так и экономического, научного, военного, идеологического характера. Поэтому она имеет комплексный характер, комплексное значение и вряд ли может быть отнесена к одной из вышеперечисленных внешних функций государства, в чистом виде.[70].

Классификация функций государства по вышеизложенным основаниям является универсальной, общей, применимой к государствам любого исторического типа. Это связано с влиянием на государство и общество общих факторов, требующих соответствующего воздействия на общественные отношения со стороны государства и его органов. Вместе с тем,, как указывалось выше, государство, реагируя посредством реализации своих функций на возмущающее воздействие внешней среды, сталкивается при этом с конкретными, порой уникальными условиями (существующий, в обществе способ производства материальных благ, форма государства, соотношение политических сил в обществе, уровень развития культуры, науки и техники, национальные особенности, географическое положение, климатические условия, характер международных отношений, степень интегрированности в международную экономическую систему, наличие или отсутствие угрозы военного вмешательства и т.д.).

Другими словами, условия развития каждого отдельного общества по-своему уникальны, уникально их воздействие на государство, уникальна и реакция государства на это воздействие. Поэтому, в рамках основных внутренних или внешних функций государства можно выделить ряд более конкретных функций в той или иной сфере жизни общества (экономической, политической, социальной, духовной), направленных на решение свойственных именно данному государству и именно на данном этапе его исторического развития задач и имеющих самые разнообразные названия (функция подавления политических противников, хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная, экологическая функции, функция защиты Отечества и т.д.).

Например:

а)особенности климатических условий жизни и развития государств Древнего Востока предопределили необходимость осуществления этими государствами такой внутренней экономической функции, как устройство и эксплуатация ирригационных систем;

б)открытие новых территорий в Африке и Азии, развитость военно-морского и торгового флотов в Англии, Испании, Португалии, Франции привели к развитию такой политической функции указанных государств, как функция внешней экспансии и захвата чужих территорий;

Наши рекомендации