Вопрос 37. Свобода как этическая и правовая проблема
В этике свобода связана с наличием свободой воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается свободной волей, является свободным волеизъявлением субъекта. В этом смысле этика направлена на осознание человеком своей свободы и связанной с ней ответственности.
Абсолютная свобода — течение событий таким образом, чтобы воля каждого действующего лица в этих событиях не подвергалась насилию со стороны воли других действующих лиц или обстоятельств.
В «Декларации прав человека и гражданина» (1789, Франция) свобода человека трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом».
В праве свобода связана не просто с ответственностью субъекта за свои деяния, которая подразумевает его свободу воли, но и с мерой ответственности — вменяемости или невменяемости личности в момент совершения поступка. Выработка этой меры ответственности за деяние вызвана требованием справедливости, справедливого воздаяния — меры наказания.
В праве — закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.). Категория свободы близка к понятию права в субъективном смысле, однако последнее предполагает наличие более или менее четкого юридического механизма для реализации и обычно соответствующей обязанности государства или другого субъекта совершить какое-либо действие (например, предоставить работу в случае права на труд). Напротив, юридическая свобода не имеет четкого механизма реализации, ей соответствует обязанность воздерживаться от совершения каких-либо нарушающих данную свободу действий.
Вопрос 38. Свобода и ответственность: нравственное содержание и политико-правовое измерение.
Моральная свобода — ценность, к достижению которой человек стремится, и обладание которой есть для него благо. Вместе с тем она одновременно и условие проявления его моральности, совершения им нравственных поступков и действий. Нравственная свобода — не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности и убеждения человека.
Нравственная свобода проявляется в умении:
1) делать осознанный моральный выбор действий и поступков;
2) давать им нравственную оценку
3) предвидеть их последствия
4) осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями. Нравственная свобода – способность приобретения субъектом власти над своими поступками.
Выбор является свободным, когда к нему подключены все интеллектуальные и волевые способности личности и когда моральные требования сливаются с ее внутренними потребностями, ограничен и несвободен, когда место разума занимают чувства страха или долга, вызванные внешним принуждением или произволом, а волеизъявление личности затруднено противоречиями между хочу, могу и надо.
Все формы демократии наполняются различными содержательными элементами, в том числе такими, как свобода и ответственность. Свобода и ответственность являются взаимосвязанными сущностными элементами демократии. Свобода не может быть абсолютной или являться самоцелью. В данном случае – это степень автономии субъекта, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей, наличие политических, экономических, социальных и культурных прав и их гарантированность. Ответственность включает в себя осознание субъектом своих интересов и возможностей, что означает способность подчинять инстинктивные влечения разумной нравственной воле, высшим ценностям и законам общества. Свобода и ответственность – понятия многоаспектные.
Свобода и ответственность – две стороны одного процесса. Поскольку свобода есть продукт взаимодействия индивида, группы и общества в целом, она выражается (со стороны общества) в признании им, со своей стороны, ответственности (обязанностей, законопослушания) перед обществом и другими субъектами. Свобода каждого ограничена свободой других. Ответственность основывается на высокой политической культуре граждан, развитом правосознании, демократическом мышлении, которое включает прежде всего терпимость к иному мнению и нетерпимость к нарушениям законности и принципов демократии.
Свобода и ответственность могут существовать лишь в неразрывной диалектической взаимосвязи, взаимозависимости и предполагают развитое демократическое гражданское общество. Свобода, понятая как возможность для каждого поступать так, как ему заблагорассудится, означает беспорядок, ведет к развалу общества и государства, к анархии и охлократии (власти толпы).
Право служит официальным мерилом действующей свободы, ее нормой, указателем границ должного и возможного. Вместе с тем оно является гарантией осуществления этой свободы, средством ее охраны и защиты. Выступая легитимной (законной) шкалой свободы, право объективно отражает достигнутый уровень развития социальной действительности. В этом смысле оно есть мера прогресса, а следовательно, и мера свободы как продукта развития, а также и мера социальной ответственности.