Общая экономическая политика ЕС. Маастрихтские критерии. Пакт стабильности и роста

Экономический и валютный элементы ЭВС органически связаны и не могут существовать отдельно. Общая экономическая политика необходима, чтобы сформировать единое экономическое пространство, в рамках которого компании и население имели бы идентичные условия для хозяйственной деятельности.Для этого нужна единая кредитно-денежная политика и единая валюта. Вместе с тем единая валюта не может существовать, если темпы инфляции и процентные ставки в странах валютного союза будут значительно отличаться. Эта проблема решается за счет проведения общего экономического курса и регулирования главных макроэкономических показателей на уровне всего ЕС. Общая экономическая политика: критерии конвергенции; общие направления экономической политики ЕС; пакт стабильности и роста; национальные программы стабилизации и конвергенции.

Общая экономическая политика ЕС, за небольшими исключениями распространяется на все государства ЕС вне зависимости от их членства в зоне евро. Совет наблюдает за экономическим развитием в каждом из государств-членов и в Сообществе в целях тесной координации экономической политики и экономического сближения. Если экономическая политика какого-либо государства-члена создает опасность для нормального функционирования Экономического и валютного союза, Совет может принять рекомендации в отношении данного государства и контролировать их исполнение.

Ключевую роль в формировании и реализации Общей экономической политики ЕС играет Совет министров экономики и финансов (Совет Экофин). Основным его рабочим органом является Экономический и финансовый комитет (ЭФК), состоящий из представителей каждой страны ЕС (глав министерства финансов и ЦБ), а также Комиссии и ЕЦБ. ЭФК следит за развитием экономической и финансовой ситуации в государствах-членах и Сообществе в целом, регулярно предоставляет соответствующие отчеты Совету и Комиссии. Для решения специфических вопросов, касающихся только участников валютного союза, создан дополнительный орган – Совет зоны евро (или Еврогруппа), включающий министров финансов стран валютного союза. Совет возглавляет председатель, избираемый членами на 4 года. Решения, принимаемые Советом зоны евро, не имеют обязательной силы, но обычно служат базой для решений Совета Экофин.

Согласно Маастрихтскому договору и прилагаемым к нему протоколам, чтобы перейти на евро, страна должна выполнить критерии конвергенции, или Маастрихтские критерии. Следует подчеркнуть, что при вступлении в ЕС страна обязана выполнять копенгагенские, но не Маастрихтские критерии. Последние актуальны только при переходе на евро.

Для перехода на евро государствам-членам требовалось выполнить Маастрихтские критерии:

· Темпы инфляции не должны превышать более чем на 1,5 процентных пункта средний аналогичный показатель в 3 странах с наименьшим ростом цен.

· Процентные ставки по долгосрочным (десятилетним) государственным ценным бумагам не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний показатель для 3 стран с наименьшим ростом цен.

· Государственный бюджет должен сводиться с положительным или нулевым сальдо. В крайних случаях дефицит не должен быть более 3% ВВП.

· Государственный долг не должен быть более 60% ВВП.

· В течение двух лет валюта должна быть привязана к евро в рамках механизма обменных курсов-2 (МОК-2).

· Стране надлежит обеспечить независимость национального центрального банка и привести его статус в соответствии с Уставом ЕСЦБ.

Основное назначение критериев конвергенции – добиться долгосрочной макроэкономической стабилизации в зоне евро и на этой основе сделать возможным нормальное функционирование валютного союза.

Низкая инфляция нужна для того, чтобы единая валюта пользовалась доверием инвесторов, а ее курс по отношению к другим главным мировым валютам был устойчив.

Уровень процентных ставок по долгосрочным государственным облигациям обычно зависит от размеров государственного долга и оценки инвесторами долгосрочных перспектив экономического развития страны. Низкие процентные ставки свидетельствуют о низких рисках для инвесторов.

Положительное или нулевое сальдо госбюджета свидетельствует о том, что государство адекватно справляется с возложенными на него обязанностями, а социально-экономическая сфера находится в состоянии финансового равновесия. Профицит госбюджета позволяет сокращать накопленный ранее государственный долг.

Общие направления экономической политики ЕС разрабатываются и утверждаются Советом на среднесрочную перспективу – три года. Действующие ныне общие направления экономической политики ЕС на 2008-2010 гг. состоят из 3 секций:

ü Направления макроэкономического развития всего ЕС;

ü Направления макроэкономического развития государств-членов;

ü Действия ЕС и государств-членов на рынках труда в целях создания рабочих мест.

Пакт стабильности и роста принят на сессии Европейского совета в 1997 г. Его предназначение – заставить страны, уже вступившие в валютный союз, соблюдать 3% потолок дефицита госбюджета, поскольку иначе стабильность единой валюты окажется под угрозой.

Если дефицит госбюджета больше 3% ВВП, то в отношении страны может быть начата процедура противодействия чрезмерному дефициту. Изучив отчет, Совет решает, есть ли нарушение. При кратковременном повышении потолка Совет может принять решение в пользу страны. Если же нарушения имеются, то Совет направляет стране рекомендации с указанием срока их исполнения. Когда нарушения устраняются, прекращается и процедура. После повторного невыполнения указаний Совета на страну могут быть наложены санкции.

Весной 2005 г. – реформа пакта:

ü Смягчены правила определения сверхнормативного дефицита и удлинены сроки его исправления.

ü Расширен перечень исключительных обстоятельств.

ü Теперь учитывались объем и динамика накопленного госдолга.

Национальные программы:

Все страны ЕС ежегодно представляют Комиссии и Совету национальные программы развития государственных финансов. Страны зоны евро готовят программы стабилизации, а остальные государства – члены ЕС – программы конвергенции, которые представляются к 1 декабря. В программе излагается стратегия правительства, направленная на поддержку долгосрочного баланса между государственными доходами и расходами, или же страна должна иметь дефицит госбюджета не более 3% ВВП. Программы рассматриваются Комиссией и утверждаются Советом. При необходимости Совет может направить стране рекомендации о внесении поправок в предложенный план действий. Совет и Комиссия следят за исполнением программы.

Наши рекомендации