Виды юридических наук
Юридические науки можно классифицировать следующим образом:
1. Теория государства и права как гуманитарная, фундаментальная, общетеоретическая, методологическая наука.
2. Историко-правовые науки: история государства и права России, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений. Их предметом является история государственно–правовых явлений, а изучение осуществляется в контексте их эволюции и хронологического развертывания. Историко-правовой аспект есть и у отраслевых наук (история гражданского права (в т.ч. римское право), история трудового права и др.).
3. Технико-прикладные юридические науки: криминалистика, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия и др. Они связаны с применением технических и специальных средств, знаний в области естественных наук, однако непосредственно связаны с правовой сферой (фиксация следов преступления, психиатрическое освидетельствование подозреваемого в совершение преступления и др.).
4. Международное право: международное публичное и международное частное право. Это относительно самостоятельная система права, в рамках которой формируются свои комплексные образования (например, право международных организаций, международное космическое право, международное гуманитарное (военное) право, международное морское право и др.). Международное публичное право регулирует в основном отношения между государствами, а международное частное право – с участием лиц, представляющими разные государства (семейно-правовые, гражданско-правовые, пенсионные, трудо-правовые и др.).
5. Зарубежное право: например, конституционное право зарубежных стран. Зарубежный аспект есть в изучение и отраслевых дисциплин.
6. Сравнительное правоведение (компаративистика), изучающая правовые явления в сравнении, о чем более подробно будет сказано в Теме 5.
7. Юридические науки, имеющие предмет близкий, но не совпадающий с отраслевыми: правоохранительные органы, криминология и др. Очевидно, что правоохранительные органы связаны с профилактикой и пресечением преступлений, а криминология изучает причины преступлений и, соответственно, меры их профилактики др.
8. Науки, находящиеся на стыке правовых и иных гуманитарных наук: философия права, социология права, правовая психология и др. Например, философия права изучает идеалы, которым должно соответствовать право, дает ориентиры для теории государства и права, а так же отраслевых дисциплин.
9. Отраслевые правовые науки: государственное право, уголовное право, гражданское право и др. К классификации отраслевых юридических наук существуют различные подходы. Один из наиболее распространенных выработал С.С. Алексеев, разделивший отрасли права на следующие группы:
А) Профилирующие (базовые) отрасли материального и процессуального права), которые охватывают главные правовые режимы:
- государственное (конституционное) право. Оно составляет основу, «ствол древа российского права», является исторически первой отраслью права, именуемой еще «правом власти». Все остальные отрасли права являются своеобразными «ветвями» на этом «стволе», а нормы государственного права, прежде всего, Конституции РФ, являются исходными для всех других отраслей права;
- административное право, которое по времени возникновения шло непосредственно за государственным правом и именуется также «правом управления», как бы продолжает государственное право в части регулирования деятельности исполнительных органов государства;
- гражданское право, которое выделилось из государственного через закрепление права собственности (в т.ч. частной), иных вещных, а также обязательственных прав. Стало основой частного права, непременным условием существования гражданского общества;
- уголовное право, ставшее «ветвью», симметричной гражданскому праву, закрепляющей преступность деяния (в т.ч. против государства и частной собственности) и определяющее уголовную ответственность за эти преступления;
Эти четыре названные выше отрасли являются базовыми отраслями материального права.
- конституционное процессуальное право, регламентирующее деятельность Конституционного Суда РФ, Конституционных судов республик в составе РФ, уставных судов иных субъектов федерации;
- гражданское процессуальное право, регламентирующее рассмотрение гражданских дел судами, связанных, прежде всего, с защитой права собственности;
- уголовно-процессуальное право, регламентирующее расследование уголовных преступлений и рассмотрение уголовных дел судами;
- административное судопроизводство, связанное с рассмотрением административных дел.
Эти базовые отрасли процессуального права являются «нижними ветвями» на «стволе» государственного права и обеспечивают реализацию, «жизнь» норм Конституции РФ, уголовного, гражданского и административного права, а также иных отраслей права.
Б) Специальные отрасли, где правовые режимы профилирующих отраслей модифицированы и приспособлены к отдельным видам общественных отношений. Эти отношения выделились из предмета базовых отраслей, в которые они первоначально входили, следовательно, специальные отрасли генетически связаны с одной или несколькими профильными отраслями.
К специальным отраслям относятся трудовое право (связано с гражданским и отчасти административным правом), семейное право (связано с гражданским правом), земельное право (связано с административным и отчасти гражданским правом), финансовое право (генетически связано с административным правом), право социального обеспечения (генетически связано с трудовым, а отчасти гражданским правом). Уголовно-исполнительное право связано с уголовным и частично административным правом и др.
К специальной отрасли процессуального права относится арбитражное процессуальное право, которое выделилось из гражданского процессуального права.
В) Комплексные отрасли, для которых характерно сочетание различных институтов профилирующих и специальных отраслей (экологическое право, таможенное право, предпринимательское право, торговое право, право прокурорского надзора и др.). Их перечень дискуссионный и меняется по мере развития общественных отношений.
Далеко не все ученые согласны с такой классификацией, справедливо полагая, что все отрасли права (и отраслевые науки) одинаково важны, а их появление зависит от сложности структуры общественных отношений и социальных потребностей. К тому же абсолютно «чистых» отраслей права не бывает и все они в разной степени содержат в себе нормы и даже институты других отраслей права (Е.И. Астрахан (1897-1975), Р.З. Лившиц, С.В. Поленина и др.). Соответственно, комплексными могут быть только отрасли законодательства, а не отрасли права. Но это не умаляет познавательного значения выше предложенной классификации.
Типы правопонимания.
Многомерность права предполагает и различные подходы к его трактовке, определению сущности права. Несмотря на огромное количество различных правовых школ, в юридической науке выделяют три основных, каждая из которых имеет свои своеобразные течения, ответвления. На их основе выводится и три типа правопонимания,которые иногда именуют классическими.
Во-первых, это - школа естественного права, близкие этой школе течения: психологические, солидаристские и др. В основе правовых учений этой школы лежат правовые идеи, идеальное право, которые и считаются подлинным правом в противовес несовершенному позитивному праву (совокупности правовых норм, выраженных в источниках права). В этой теории право выражается через:
- естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека (Г. Гроций, Дж. Локк и др.);
- общественное согласие, солидарность, «замиренная среда»у солидаристов (французский ученый Л. Дюги (1854- 1928), русский юрист, социолог, историк М.М. Ковалевский и др.),
- эмоциональные, нравственные начала у сторонников психологической теории права (Г. Тард, Л.И. Петражицкий и др.).
Естественные права – это права, принадлежащие человеку от рождения, и основанные на идеях (принципах) всеобщей свободы, формального равенства, справедливости и гуманизма, независимо от того отражены они в позитивном праве или нет. По изречениям древнеримских юристов: «Non scripta, sed nata lex» (Закон неписанный, а естественный) и «Jus naturale est, quod natura omnia animalia docuit» (Естественное право – это то, чему природа научила всех живых существ). Следовательно, естественное право (jus naturale (лат.))- это обусловленные природой и социальной средой требования и идеалы свободы, формального равенства, справедливости и гуманизма. К ним должно стремиться общество, а сами эти требования и идеалы должны отражаться, закрепляться в объективном (позитивном) праве, прежде всего в законах государства (т.е. в «правовых» законах).
Во-вторых, другая школа предлагает позитивистские (нормативистские) теории и отдает приоритет нормам права, преимущественно связанным с государством и обязательным для исполнения под угрозой государственного принуждения. Как уже указывалось, многие лучшие представители дореволюционной российской юридической школы являлись сторонниками правового позитивизма в разной интерпретации. Соответственно, право определялось как упорядоченная совокупность общеобязательных норм, обеспеченных принудительной силой государства. Согласно позитивистскому подходу, права человека, их объем и содержание определяются государством, которое закрепляет их в правовых нормах. Советское учение о праве также строилось на позитивистских началах в марксистской вариации. Позитивное право – это упорядоченная совокупность правил поведения (норм права), закрепленных в законодательстве или иным образом санкционированных (признаваемых) государством.
Наконец, третья школа – социологическая, рассматривает право как правопорядок, отдает приоритет конкретным правоотношениям. Подлинным правом здесь выступают не идеи о праве и не формально закрепленные нормы права, а регулируемые нормами права общественные отношения или право в действие. Справедливости ради следует отметить, что названное направление нередко относят к одному из течений позитивного права – социологическому позитивизму. В дореволюционной российской науке приверженцем такой школы, как уже указывалось, можно считать С.А. Муромцева, Н.М. Коркунов, Ю.С. Гамбарова и др. Широкое распространение эта школа получила в Западной Европе и США.
Вслед за отечественным правоведом Р.З. Лившицем, отметим, что вряд ли имеет смысл давать оценки истинности теорий той или иной школы, «ведь в пределах каждой теории, если она является действительно научной теорией…содержится прирост знаний об обществе и сущности права».
Различные подходы (естественно-правовой и позитивистский) к взаимодействию права и государства, человека и государства сохранились и в современном мире. Ключевые различие между школой естественного права и позитивизмом выражаются в следующем:
1. Основное из них сводится к пониманию соотношения права и морали. Правовой позитивизм исходит из того, что утверждение об отражение законом требований морали или не противоречия им не является истинным. В реальности во все эпохи такое противоречие встречалось достаточно часто, отчасти сохраняется и в настоящее время. Таким образом, «не правовых законов» не бывает, хотя они могут быть плохими и хорошими, соответствовать нормам морали или нет. Даже «крайняя несправедливость права» (сторонник естественного права Г. Радбрух) не делает его, по мнению позитивистов, не правом, если оно принято в соответствие с установленной процедурой.
2. Право всегда связано с государством (причем не всегда исходит от него, но всегда именно и обязательно связано), по мнению позитивистов (в т.ч. через возможность применения государственного принуждения за нарушение его норм), тогда как сторонники естественно-правовой теории могут конструировать существование права помимо, до и вне связи с государством.
3. Позитивисты предполагают формальную определенность (содержание в формах прав) и обязательную нормативность (выражение через нормы) права, тогда как сторонники естественно-правового подхода могут сводить его к идеалам, психическим проявления и др. без определенного внешнего закрепления. Соответственно, для позитивистов, право не персонифицировано (рассчитано на неопределенный круг лиц) и не казуистично (рассчитано на неоднократное применение в типичной ситуации). Сторонники естественно-правовой теории могут допускают существование права в индивидуальных предписаниях и в расчете на разовое применение (в договоре между конкретными лицами и др.).
При этом естественно-правовая доктрина и позитивистский подход в современном мире не выступают как антиподы. Отсюда выведенная американским юристом Р. Паундом конструкция «позитивные (закрепленные в законодательстве) естественные права человека». Еще британский позитивист Дж. С. Милль (1806-1873) отмечал: «Единственная цель, ради которой власть может быть по праву применена к любому члену цивилизованного общества против его воли,- это предотвращение вреда для других людей».
Таким образом, в настоящее время наука, законодательство и судебная практика смягчают противостояние естественно-правовых и позитивистских подходов. При этом развитие идет по пути позитивного закрепления естественных прав и принципов. Это благоприятная тенденция, снимающая крайность указанных доктрин – незащищенность естественных прав человека вне государственного закрепления и дистанцирование позитивистского учения от нравственных, личностных, социальных ценностей.
По мнению современного ученого И.Ю. Козлихина, противопоставление юридического позитивизма и естественного права есть, по сути, противопоставление науки в позитивном смысле слова, имеющей своим предметом верифицируемые факты социальной реальности, и философии, рассуждениям о должном. Отметим, что естественно-правовой элемент в виде принципов права и правовых аксиом изначально присутствует в любом позитивном подходе к праву (свобода, формальное равенство, справедливость, гуманизм).
При этом современные позитивисты (например, британец Г.Харт) не только признают некоторую зависимость права от морали, но и выводят и право и мораль из потребности выживания человечества, как цели регулирования. В соответствие с этим признается исторически сложившийся «минимум естественного права», позволяющий людям преимущественно добровольно подчиняться требованиям права и отражающий рациональную суть доктрины естественного права. Это уязвимость людей (что требует ограничения на применение насилия); приблизительное равенство людей (что требует сдерживания агрессии и поиска компромиссов); ограниченный альтруизм (осознание различий человеческого поведения (от добродетельного до злодейского), что требует механизма сдерживания и компромисса); ограниченные ресурсы (обуславливает существование хотя бы минимального института собственности); ограниченное понимание и сила воли (следовательно, санкции требуются не в качестве нормального мотива поведения, а как гарантия того, что подчиняющиеся добровольно праву люди не станут жертвами тех, кто ему не подчиняется). При этом разделение морали и права сохраняется, а последнее трактуется как упорядоченная совокупность норм. Это не исключает «естественной» справедливости права (его обязательности для всех, разумности, легитимности, отсутствие ретроспективности). Такая трактовка близка предложенным сторонником естественно-правового подхода к праву американцем Л. Фуллером (1902-1978) принципам «внутренней моральности права».
Наиболее известные представители правового позитивизма (россиянин Г.Ф. Шершеневич, британец Г. Харт и др.) никогда не предлагали превратить правоведение только в нормологию (учение о нормах), но нормативность права выводилась ими на первый план. В конце концов, ни кто не отрицает заслуг Н. Макиавелли, который отделил политику от морали и стал отцом – основателем современной политологии.
В настоящее время получил распространение интегративный (интегральный, интегрированный - иногда эти понятия разделяется, но часто трактуются как синонимы) подход к праву. Он заключается в попытке ухода от односторонности позитивистского, естественно-правового или социологического подходов, который невозможен в рамках классической юриспруденции. С начала ХХ в. стало очевидным, что право - сложное и не одномерное явление, что требует синтезированной, интегральной, объединяющей разные подходя трактовки. Пионерами такого подхода на Западе считаются американцы Д. Холл (1901-1992) и Г. Берман (1918-?). Отметим, что ее авторами и приверженцами являются преимущественно специалисты по философии права и «чистые» теоретики права, тогда как у специалистов по отраслевой теории права, а так же у ученых-отраслевиков она популярна существенно меньше.
Сам интегративный подход достаточно разнообразен, причем некоторые его приверженцы разделяют естественно-правовые воззрения (Л. Фуллер и др.), а некоторые близки к марксизму, феноменологической школе и др. Однако для всех ее представителей характерны следующие подходы:
1.Уход от однозначной трактовки права как системы норм, идей, общественных отношений и др., интегрирование (синтезирование) всех этих подходов.
2. Право включает в себя не только нормы, но и процесс их реализации, а равно общественно-признанный опыт в виде правовых, а отчасти и не правовых идей, правовые учреждения и процедуры, оказывающих влияние на реализацию предписаний в общественную жизнь. Весь этот сложный комплекс составляет право, находящееся в непрерывном процессе изменений общими усилиями граждан, законотворцев и судей.
3. Право не всегда связывается с государством (например, может обеспечиваться и другим авторитетом), может не иметь формальной определенности (например, обосновываться только моралью).
При общей размытости интегративного подхода к праву о нем сложно сказать что- либо определенное. Комплексный (интегративный) подход к праву как к сложному явлению, не является монополией этого направления, как и признания многообразия всех правовых явлений. Напомним, что методы анализа и синтеза органически присущи праву, а синтезированное (если хотите, интегративное) понятие права начали искать еще в Древнем мире. В предреволюционной России такое понимание права было широко распространено, в частности в трудах позитивистов Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина и др. подчеркивавших важная роль не только норм, но и правовой идеологии, общественных отношений, правовых учреждений. Б.А. Кистяковского, А.С. Ященко, ученые русского зарубежья П.А. Сорокин, Г.Д. Гурвич могут быть отнесены к пионерам интегративной теории права, о чем мы уже упоминали выше.
Однако включение всех проявлений права в его понятие порождает скорее не синтез, а эклектику, путая такие понятия, как право, реализация права, правовая идеология и др. Если все это включается в само понятие права, то существуют ли еще какие-либо правовые понятия и есть ли необходимость в выделение правовой системы как интегрирующего или интегративного понятия? Единственный вывод из этого приводит к традиционной узкой, нормативной (собственно, правовой) и широкой (философско-социологической) трактовкам права. Характерно, что Б.А. Кистяковский писал именно о многообразие подходов к праву, что ныне является аксиомой. Отсюда его вывод о том, что право есть и государственно-организованное, и социальное, и психическое, и нормативное явление. Вряд ли с этим поспорит хоть один здравомыслящий юрист.
При любом интегративном определение права, на наш взгляд, на первое место все-таки должна выходить его нормативность. По мнению Р.З. Лившица право должно рассматриваться в единстве идей, норм и общественных отношений. Он писал о том, что право есть нормативно закрепленная справедливость, состоящая в реализации общественного компромисса. Характерно, что сторонник модернизированного позитивизма, современный теоретик права М.И. Байтин трактовал право как нормативное воплощение идей гуманизма, демократии и справедливости, как меру свободы. Можно согласиться с таким подходом, но справедливость, гуманизм и демократизм являются характеристиками, а не признаками права, причем современного и развитого. К тому же при переходе к конкретным правовым явлениям определение их в качестве справедливых, гуманных и демократичных вызывает чаще всего не разрешимые разночтения. Это касается, например, введения ЕГЭ, постоянного повышения тарифов на ЖКХ, не применения смертной казни и др. Снимать эти разночтения и призвано право.