Агрессивные действия США против Сирии

Запад готов вмешаться в ситуацию в Сирии даже в обход решений Совета Безопасности ООН.
Ранее США и ряд западных стран заявили, что готовы вмешаться в сирийский конфликт даже в обход решений Совета Безопасности ООН. Президент Обама обдумывал меры, которые должны были стать ответом на предполагаемую химатаку под Дамаском.( Планируемой Соединёнными Штатами военной акцией против Сирии.)

25.Актуальные вопросы принятия и осуществления санкций Совета Безопасности ООН в свете опыта в Ираке, Иране, Югославии и КНДР. Участие России в санкциях Совета Безопасности ООН и оценка этого участия с точки зрения национальных интересов России.

*Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 1518 (2003), был создан 24 ноября 2003 года в качестве преемника Комитета Совета Безопасности, учрежденного резолюцией 661 (1990) о ситуации в отношениях между Иракоми Кувейтом.

Краткое неофициальное описание действующих санкционных мер:

Эмбарго в отношении оружия - Все государства будут препятствовать продажам или поставкам в Ирак оружия и соответствующего военного имущества. Исключения: Запрет на продажу или поставку Ираку оружия и соответствующего военного имущества, введенный предыдущими резолюциями, не будет распространяться на оружие и имущество, необходимое правительству Ирака или многонациональным силам для достижения целей резолюции 1546 (2004).

Замораживание и перевод активов- Постановляет, что все государства-члены, у которых имеются средства или другие финансовые активы или экономические ресурсы, находящиеся в собственности или под контролем лиц или организаций, включенных в перечень лиц, подготовленный во исполнение резолюции 1483 (2003), или перечень организаций, подготовленный во исполнение резолюции 1483 (2003), должны безотлагательно заморозить эти активы и незамедлительно обеспечить их перевод в Фонд развития Ирака

*Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 1737 (2006), был создан 23 декабря 2006 года для выполнения задач, перечисленных в пункте 18 этой резолюции. С тех пор мандат Комитета был расширен и в настоящее время распространяется также на осуществление мер, введенных резолюциями 1747 (2007) и 1803 (2008), и мер, изложенных в резолюции 1929 (2010).

В своих резолюциях 1737 (2006), 1747 (2007), 1803 (2008) и 1929 (2010) Совет принял ряд мер в отношении Исламской Республики Иран. Эти меры включают, не ограничиваясь этим:

  • эмбарго на поставку материалов, чувствительных в плане распространения ядерной деятельности и развития программ разработки баллистических ракет;
  • запрет на экспорт/закупку любых видов оружия и связанных с ним материалов из Ирана и запрет на поставку в Иран семи оговоренных категорий обычных вооружений и связанных с ним материалов;
  • запрет на поездки и замораживание активов, в отношении поименованных лиц и организаций. Замораживание активов распространяется также на любые лица или организации, действующих от имени или по указанию поименованных лиц и организаций, и на организации, находящиеся в их собственности или под их контролем.

* Комитет Совета Безопасности, учрежденный резолюцией 1718 (2006), был создан 14 октября 2006 года для осуществления контроля за соответствующими санкционными мерами и выполнения задач, поставленных Советом Безопасности в пункте 12 этой резолюции.

В своих резолюциях 1718 (2006) и 1874 (2009) Совет ввел некоторые меры, касающиеся Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР). Эти меры предусматривают:

  • эмбарго на поставки оружия (которое также включает в себя запрет на соответствующие финансовые операции, техническую подготовку или услуги), за исключением поставок государствами для КНДР стрелкового оружия и легких вооружений и связанных с ними материальных средств, о которых государствам требуется заблаговременно уведомлять Комитет;
  • эмбарго, связанное с ядерными программами, программами по баллистическим ракетам и другим видам оружия массового уничтожения (см. перечень предметов, запрещенных для экспорта);
  • запрет на экспорт в КНДР предметов роскоши; и
  • индивидуальные целенаправленные санкции, а именно запрет на поездки и/или замораживание активов обозначенных лиц и организаций (см. сводный перечень организаций и лиц и сводный перечень организаций и лиц на корейском яз.).

* Резолюцией СБ ООН № 713 от 25 сентября 1991 года было введено всеобщее и полное эмбарго на все поставки оружия и военного снаряжения в Югославию. Резолюцией № 757 от 30 мая 1992 года против Союзной Республики Югославии (Сербия и Черногория) были введены экономические и другие санкции, включая полное торговое эмбарго, запрет на полеты и предотвращение участия Союзной Республики Югославии в спортивных состязаниях и культурных мероприятиях. Резолюцией № 942 от 23 сентября 1994 года были введены санкции в отношении боснийских сербов. Резолюцией № 1022 от 22 ноября 1995 года действие санкций в отношении Союзной Республики Югославии было приостановлено на неограниченный срок. 10 сентября 2001 года Совет Безопасности единогласно принял резолюцию 1367 (2001), которой постановил прекратить действие запретов и распустил Комитет по санкциям.

Вместе с США и другими западными державами Россия голосовала за принятие Советом Безопасности ООН многочисленных резолюций, предусматривающих применение в отношении Ирака всеобщих экономических санкций в соответствии с главой 7 Устава ООН. В последние годы, однако, ее подход к вопросу об экономических санкциях против Ирака начал меняться в сторону признания необходимости их постепенной отмены, учитывая, в частности, что только прямой ущерб, нанесенный этими санкциями экономике России, превышает 7 млрд. долл. (сумма иракских долгов России). В значительной мере под давлением России Совет Безопасности принял 21 мая 1996 г. резолюцию 986, разрешившую Ираку продавать нефть на 1 млрд. долл. каждые три месяца для закупки продовольствия и медикаментов, выплаты репараций и покрытие затрат ООН на инспекцию иракских военных объектов. В ожидании полной отмены санкций Россия заключила с Ираком ряд крупных выгодных контрактов в области экономического сотрудничества.

В 1992-1996 гг. Россия принимала активное участие в экономических и иных не связанных с применением силы санкциях Совета Безопасности ООН в отношении Союзной Республики Югославии , образованной в апреле 1992 г. в составе Сербии и Черногории. Эстафету в этом отношении она приняла от Советского Союза, который в сентябре 1991 г. выступил соавтором резолюции Совета Безопасности 713, вводившей на всей территории бывшей Югославии всеобщее и полное эмбарго на все поставки оружия и военного снаряжения. Россия со своей стороны подтвердила приверженность данной резолюции, явившейся ответом ООН на начавшиеся военные действия между сербами и хорватами, поводом для которых послужило провозглашение независимости Хорватии и Словении в июне 1991 г.

25.Возрастание роли экономических проблем в деятельности международных организаций. Последствия глобализации для характера проблем, стоящих перед мировым сообществом. Система международных организаций, занимающихся экономической проблематикой. «Восьмерка» и группа «двадцати» и основные вопросы их деятельности.

На ряду с положительными аспектами глобализационных процессов, существуют и отрицательные. Преимущества глобализации распределяются неравномерно между странами. Глобализационные процессы чаще всего приветствуются в развитых странах и вызывают серьезные опасения в развивающемся мире. Неравномерное распределение благ от глобализации порождает угрозу конфликтов на региональном, национальном и интернациональном уровнях. Происходит не выравнивание доходов, а скорее их поляризация. В процессе ее быстро развивающиеся страны входят в круг богатых государств, а бедные страны все больше отстают от них.

Существенной проблемой является то, что неравномерность распределения преимуществ от глобализации наблюдается не только по отдельным странам, но и в разрезе отдельных отраслей. Отрасли, получающие выгоды от внешней торговли, и отрасли, связанные с экспортом, испытывают больший приток капитала и квалифицированной рабочей силы по сравнению с рядом отраслей, которые значительно проигрывают от глобализационных процессов, теряя свои конкурентные преимущества из-за возросшей открытости рынка. Такие отрасли вынуждены прилагать дополнительные усилия, чтобы приспособиться к изменившимся не в их пользу хозяйственным условиям.

Глобализация приводит к углублению неоднородности Бердсолл Н. - Усиление неравенства в новой глобальной экономике. //Вопросы эконом. 2008 №4.: к возникновению новой модели мира - мира 20:80, общества одной пятой. 80% всех ресурсов контролирует так называемый «золотой миллиард», который охватывает лишь пятую часть населения планеты (в том числе США и страны Западной Европы - 70% мировых ресурсов). Процветающие 20% стран распоряжаются 84,7% мирового ВНП, на их граждан приходится 84,2% мировой торговли и 85,5% сбережений на внутренних счетах. Развитые страны, используя открытость и глобализацию в своих интересах, стремятся закрепить существующий статус-кво. Большие опасения вызывает желание США усилить однополярность мира. Взаимозависимость, свойственная мировому развитию в начале и в середине ХХ века, сменяется односторонней зависимостью «третьего мира» от «первого».

Развитие единого информационного и технического пространства усиливает неравенство. Создание и продажа новейших технологий (метатехнологий) позволяет ведущим странам получать от этого своего рода монопольную прибыль, так как сегодня они обладают в этой области глобальными конкурентными преимуществами. Особенность метатехнологий в том, что получающие доступ к их применению страны не могут конкурировать в их производстве с создателем технологий, оставаясь исключительно пользователем. Предоставляемые развитыми странами метатехнологии обеспечивают подъем эффективности отстающих экономик, но ценой отмирания национальных технологических разработок, морально устаревающих к моменту выхода в производство.

Другая важная особенность глобализации технологий - в смещении акцента с создания и распространения товаров на формирование определенного типа экономической психологии и культуры. В дополнение к коммуникационным метатехнологиям широкое распространение получают организационные метатехнологии, которые включают технологии управления и технологии формирования массовой экономической психологии. Организационные технологии ориентированы на сознание и культуру населения страны-разработчика. Это значит, господствующей сегодня является западная модель.

Глобализация ведет к объединению разных форм собственности в транснациональные корпорации. Развитие коммуникационных технологий позволяет таким корпорациям практически мгновенно переводить финансовые ресурсы из одной страны в другую. Это создает чрезвычайно высокую возможность спекулятивного перелива капитала и чрезмерно усиливает роль сферы финансовых услуг в мировой экономической системе, порождает нестабильность финансового рынка. Выдвинувшиеся на первый план транснациональные корпорации нередко ставят собственные интересы выше государственных.

Глобальная экспансия транснациональных корпораций с их ярко выраженной склонностью к «интернационализации» привела к угрозе подрыва экономического суверенитета национальных государств. В наиболее крайней форме он проявился в развивающихся странах, где резко увеличилось число экспроприации иностранных активов. Во многих из них, учитывая обострение сырьевого и энергетического кризиса, транснациональные корпорации идут на сотрудничество с правительствами или предпринимателями этих стран в развитии предприятий в добывающих отраслях экономики. Оценивая стремление развивающихся стран покончить с экономической отсталостью, транснациональные корпорации создают в этих странах филиалы и дочерние компании в обрабатывающей промышленности. При этом, исходя из своих интересов, транснациональные корпорации переносят в развивающиеся страны трудоемкие, энергоемкие и материалоемкие производства, а также экологически опасные производства, которые загрязняют окружающую среду.

Внедрившись в экономику развивающихся государств, транснациональные корпорации захватывают ведущие позиции в основных отраслях экономики. В сферу своей деятельности транснациональные корпорации втягивают множество местных компаний: малых и средних. В связи с этим все более растет зависимость предприятий малого бизнеса от транснациональных корпораций, которая складывается все чаще на базе прямых функциональных связей (на основе развития технологии производства, специализации, кооперирования, организации сбыта продукции, передаче «ноу-хау» и т.д.)

Транснациональные корпорации, функционирующие на территории промышленно-развитых стран, также оказывают всевозрастающее влияние на экономику и политику этих государств. Они пытаются воздействовать на процесс производства, реализацию и распределение продукции, что неизбежно ведет к развитию противоречий между экономическими интересами этих стран и интересами транснациональных корпораций. В моменты обострения политических отношений, внутренних и международных экономических кризисов данные противоречия приобретают особую остроту. В такие периоды правительства развитых государств лишают поддержки филиалы иностранных транснациональных корпораций и сосредотачивают свои усилия на защите интересов национальных фирм и компаний. Исходя из этого, можно говорить о цикличном негативном воздействии транснациональных корпораций на экономику промышленно развитых стран.

Серьезным негативным последствием глобализации может быть переход контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к наиболее сильным государствам, многонациональным или глобальным корпорациям и международным организациям. В силу этого некоторые усматривают в глобализации попытку подрыва национального суверенитета. Современный корпоративный капитал фактически контролирует политическую жизнь современных развитых стран.

Растущая глобальная интеграция рынков капитала угрожает экономической политике отдельных стран, так как иностранный капитал в виде прямых или портфельных инвестиций таит в себе определенную угрозу для национальной экономики в связи со способностью исчезать из страны столь же быстро, как и появляться.

Глобализация уменьшает способность правительств к маневру. Вскоре они будут поставлены перед необходимостью объединить усилия для контроля над международной деятельностью, информационными и финансовыми сетями транснациональных корпораций.

Еще одной из проблем глобализации является потенциальная глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. В результате локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия.

Негативные аспекты глобализации связывают с потенциальными конфликтами, которыми она чревата, хотя их можно смягчить путем развития глобального сотрудничества на основе соглашений политического характера или создания новых международных институтов.

БОЛЬШАЯ ВОСЬМЕРКА (Group of eight, G8) – международный клуб, объединяющий правительства ведущих демократических государств мира. Иногда ее ассоциируют с «советом директоров» ведущих демократических экономических систем. Отечественный дипломат В.Луков определяет ее как «один из ключевых неформальных механизмов координации финансово-экономического и политического курса» США, Японии, ФРГ, Франции, Италии, Великобритании, Канады, России и Европейского союза. Роль «восьмерки» в мировой политике определяется экономическим и военным потенциалом входящих в нее держав.

У «восьмерки» нет своего устава, штаб-квартиры и секретариата. В отличие от неформального, но более широкоформатного Всемирного экономического форума, она не имеет департамента по связям с общественностью или даже своего вебсайта. Тем не менее, Большая восьмерка является одним из важнейших международных актеров в современном мире. Она стоит в одном ряду с такими «классическими» международными организациями как МВФ,ВТО, ОЭСР.

История возникновения и этапы развития.Своим появлением «Большая восьмерка» обязана серии крупных международных событий, приведших к кризисным явлениям в мировой экономике в начале 1970-х.

1) Распад Бреттон-Вудской финансовой системы и неудачные попытки МВФ и МБРР реформировать мировую валютную систему;

2) первое расширение ЕС в 1972 и его последствия для экономики Запада;

3) первый международный нефтяной кризис октября 1973, приведший к серьезным разногласиям западных стран в отношении общей позиции со странами ОПЕК;

4) начавшаяся в 1974 как следствие нефтяного кризиса экономическая рецессия в странах ОЕЭСР, сопровождавшаяся инфляцией и ростом безработицы.

В этих условиях возникла потребность в новом механизме согласования интересов ведущих стран Запада. С 1973 министры финансов США, ФРГ, Великобритании и Франции, а позже – и Японии – стали периодически встречаться в неформальной обстановке для обсуждения проблем международной финансовой системы. В 1975 президент Франции Валери Жискар д"Эстен и канцлер ФРГ Гельмут Шмидт (оба – бывшие министры финансов) предложили главам других ведущих государств Запада собраться узком неофициальном кругу для общения с глазу на глаз. Первый саммит прошел в 1975 в Рамбуйе с участием США, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Японии. В 1976 к работе клуба присоединилась Канада, а с 1977 – Европейский Союз как выразитель интересов всех своих стран-членов.

Механизм функционирования.С точки зрения институционального развития эксперты выделяют 4 цикла:

1) 1975–1981 – ежегодные встречи лидеров государств и сопровождающих их министров финансов и иностранных дел.

2) 1982–1988 – «семерка» обрастает автономными саммитами на уровне министров: торговли, иностранных дел, финансов.

3) 1989–1995 – рождение в 1991 ежегодной «послесаммитовской» встречи «группы семи» с СССР/РФ, увеличение числа ведомств, проводящих свои встречи на уровне министров (например, окружающей среды, безопасности, т.д.);

4) 1995 – н.вр. Попытки реформирования схемы проведения встреч «восьмерки» за счет упрощения повестки дня и принципов ее работы.

В начале 21 в. «восьмерка» представляет собою ежегодные саммиты глав государств и встречи министров или официальных лиц, как регулярные так и ad hoc – «по случаю», материалы которых иногда попадают в прессу, а иногда не публикуются.

"Группа двадцати" (G20)— неформальный форум крупнейших экономик мира. В совокупности страны "Группы двадцати" представляют 90% мирового ВВП и 80% мировой торговли.

Решение об организации международного форума "Группа двадцати" было принято на встрече министров финансов и председателей центральных банков стран "Группы семи" в Вашингтоне 25 сентября 1999 года.

"Группа двадцати" была создана как инструмент кризисного реагирования глобального уровня в ответ на глобальный финансово‑экономический кризис 2008 года. Это предопределило ее основные цели — предотвращение финансово‑экономических кризисов, обеспечение сбалансированного развития мировой экономики и реформирование архитектуры глобального управления в соответствии с реалиями XXI века. С момента преобразования в формат встреч глав государств и правительств "Группа двадцати" рассматривается как механизм координации макроэкономической политики, регулирования финансовых рынков и влияния на международную экономическую политику.

В настоящее время статус постоянного члена "Группы 20" имеют 19 стран и Европейский союз (ЕС). В состав "двадцатки" помимо России входят Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Южная Корея и Япония.

Началом G20 в ее существующем формате принято считать осень 2008 года, когда форум впервые собрался на уровне глав государств и правительств. До этого времени форум существовал почти 10 лет на уровне министров финансов и управляющих центральными банками. В 2009 году на третьем саммите "Группы 20" в Питтсбурге принято решение о закреплении постоянного статуса за форматом "двадцатки" и признании его основным для решения проблем мировой экономики и экономического сотрудничества.

Саммиты проходят в стране, которая выполняет роль председателя группы.

Каждая страна‑член организации занимает пост председателя в течение одного года. Так, в 2009 году председателем являлась Великобритания, в 2010 году ‑ Республика Корея, в 2011 году — Франция, в 2012 году — Мексика, в 2013 году председательство перейдет к России.

В рамках форума действует так называемая "управляющая тройка", состоящая из прошлого, текущего и будущего председателей "двадцатки". Задачи "тройки" — обеспечить преемственность и последовательность рассматриваемых в "двадцатке" вопросов (continuity), отчетность и прозрачность в выполнении принимаемых решений (accountability), а также легитимность принимаемых решений за счет консультаций с не входящими в группу сторонами (outreach).

"Тройка" является "первым кругом" консультаций по повестке дня саммитов и "двадцатки" в целом и содержанию проектов документов, прежде чем они выносятся на обсуждение всех сторон.

Россия участвует в "тройке" в 2012, 2013 и 2014 годах. В период председательства России в "тройку" также войдут Мексика и Австралия.

14‑16 ноября 2008 года в Вашингтоне состоялся первый саммит "Большой двадцатки", который был созван для поиска выхода из разразившегося мирового экономического кризиса. Участники саммита в совместной декларации утвердили пять принципов реформ для укрепления финансовых рынков и регуляционных режимов для предотвращения будущих кризисов и договорились провести следующую встречу "двадцатки" до 30 апреля 2009 года. В работе вашингтонского форума принимали участие лидеры государств‑членов G20, ООН, МВФ, Всемирного банка и Форума финансовой стабильности.


26. Роль и место экономических и социальных проблем в деятельности ООН

Наши рекомендации