Коллективная безопасность и миротворчество в рамках Содружества Независимых Государств
Содружество Независимых Государств призвано обеспечивать безопасность государств-членов СНГ на евразийском пространстве бывшего СССР.
Коллективной безопасности и военно-политическому сотрудничеству государств-членов СНГ посвящен раздел III Устава Содружества, состоящий из пяти статей. Статья 11 содержит общее положение, предусматривающее проведение согласованной политики в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями, строительства вооруженных сил. Она предусматривает также обязательство поддерживать безопасность в Содружестве, в том числе с помощью военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира.
Статья 12 является правовой основой приведения в действие механизма коллективной безопасности по Уставу СНГ. В ней говорится, что в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов СНГ либо международному миру и безопасности государства-члены незамедлительно приводят в действие механизмы взаимных консультаций с целью координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы. Эти меры включают миротворческие операции и использование вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН. Следовательно, Устав СНГ исходит из основополагающего положения модели всеобщей безопасности - неотъемлемого права каждого государства на применение вооруженной силы в ответ на вооруженное нападение в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону.
В соответствии со ст. 13 каждое государство-член принимает надлежащие меры по обеспечению стабильного положения на внешних границах государств-членов Содружества. На основе взаимного согласия они координируют деятельность пограничных войск и других компетентных служб, которые осуществляют контроль и несут ответственность за соблюдение установленного порядка пересечения внешних границ государств-членов.
Статья 14 Устава СНГ устанавливает, что высшим органом Содружества по вопросам обороны и охраны внешних границ государств-членов является Совет глав государств (СГГ). Совет глав правительств (СГП) осуществляет координацию военно-экономической деятельности Содружества. Взаимодействие государств-членов в осуществлении международных соглашений и решении других вопросов в области безопасности и разоружения организуется путем совместных консультаций. В соответствии со ст. 15 Устава СНГ конкретные вопросы военно-политического сотрудничества государств-членов регулируются специальными соглашениями.
Устав СНГ предусмотрел также военные органы Содружества: Совет министров обороны, Главное командование Объединенных Вооруженных Сил и Совет командующих Пограничными войсками (ст. 30 и 31). Совет министров обороны - это орган СГГ по вопросам военной политики и военного строительства государств-членов.
Главное командование ОВС осуществляет руководство Объединенными Вооруженными Силами, а также группами военных наблюдателей и коллективными силами по поддержанию мира в Содружестве. Совет командующих Пограничными войсками - орган СГГ по вопросам охраны внешних границ государств-членов и обеспечения стабильного положения на них.
В рамках СНГ были приняты решения, уточняющие компетенцию и полномочия высших органов Содружества по вопросам безопасности и обороны. Соглашение о полномочиях высших органов Содружества Независимых Государств по вопросам обороны от 20 марта 1992 г. разграничило компетенцию Совета глав государств и Совета глав правительств по вопросам обороны. Соглашение установило, что Совет глав государств вырабатывает и осуществляет военную политику Содружества; определяет концепцию коллективной обороны и основные направления военного строительства; принимает военную доктрину и ядерную стратегию Содружества; решает все вопросы, связанные с созданием и деятельностью ОВС Содружества.
Совет глав правительств занимается подготовкой проекта единого оборонного бюджета Содружества, разрабатывает программы развития вооружения и военной техники для ОВС Содружества, решает вопросы их материально-технического обеспечения, а также другие вопросы.
Подписанное 22 января 1993 г. Положение о Совете министров обороны уточнило функции и полномочия СМО. К ним отнесены координация деятельности министерств (комитетов) обороны государств Содружества по вопросам военной политики, военного строительства и военной безопасности, включая вопросы, связанные с Объединенными Вооруженными Силами.
Существенная реорганизация коснулась Главного командования ОВС СНГ. Решением Совета глав государств от 24 декабря 1993 г. оно преобразовано в Штаб по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ. В Положении о Штабе в редакции от 2 апреля 1999 г. определено, что Штаб является межгосударственным постоянно действующим рабочим органом Совета министров обороны. Он предназначен для координации всестороннего военного сотрудничества государств Содружества.
Совет министров обороны СНГ в рамках своей структуры создал ряд комитетов по отдельным областям сотрудничества, в том числе Комитет начальников штабов вооруженных сил государств-участников СНГ, Координационный комитет по вопросам противовоздушной обороны, Военно-технический комитет и др.
В главе IV Устава СНГ заложены правовые основы предотвращения конфликтов и разрешения споров между государствами-членами Содружества. В ст. 16 Устава установлено, что государства-члены принимают все возможные меры для предотвращения конфликтов, прежде всего на межнациональной и межконфессиональной основе, могущих повлечь за собой нарушение прав человека. В практическом плане важными представляются положения ст. 17 и 18, предусматривающих, что если государства не могут решить спор посредством переговоров или путем «надлежащей альтернативной процедуры», они могут передать его в Совет глав государств. Последний же «правомочен в любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию мира или безопасности в Содружестве, рекомендовать сторонам надлежащую процедуру или методы его урегулирования». Допуская применение всех возможных мер для предотвращения конфликтов, Устав упоминает и о миротворческих операциях (ст. 11 и 12).
Принципиально важным является положение ст. 16, предусматривающее, что государства оказывают друг другу на основе взаимного согласия помощь в урегулировании конфликтов, в том числе и в рамках международных организаций. Из этого вытекает, что все возможные меры, включая миротворческие операции, могут проводиться как на основе решения СНГ, так и на основе соглашения между государствами вне рамок СНГ.
Указанные положения Устава СНГ были уточнены и развернуты в принятой 19 января 1996 г. Советом глав государств СНГ Концепции предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств-участников Содружества. Концепцию подписали все государства Содружества, кроме Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Украины. В ней изложены общие подходы государств СНГ к вопросам предотвращения и урегулирования конфликтов и определены возможные совместные действия по трем направлениям: предотвращение конфликтов, урегулирование конфликтов и постконфликтное построение мира (миро-строительство). Концепция более точно, чем Устав СНГ, определяет, что речь идет о всех конфликтах на территории государств-участников Содружества, то есть как о межгосударственных, так и о внутренних конфликтах. В ней подчеркивается, что государства-члены СНГ «рассматривают совместную деятельность по предотвращению и урегулированию конфликтов, в том числе и проведение миротворческих операций, как важнейшую составную часть своей политики по укреплению национальной безопасности, сохранению территориальной целостности и независимости своих государств».
На стадии предотвращения конфликтов Концепция отдает предпочтение мерам превентивной дипломатии, включая мирные средства разрешения споров, направленные на выяснение причин споров и предупреждение их перерастания в конфликты. В отдельных случаях может быть предпринято развертывание полицейского (милицейского), гражданского и военного персонала государств-членов СНГ в целях предотвращения перерастания напряженности в вооруженный конфликт. На стадии урегулирования конфликтов предусматривается проведение операций по поддержанию мира с использованием военного, полицейского (милицейского) и гражданского персонала. На стадии постконфликтного построения мира возможно также размещение военных наблюдателей или Коллективных сил по поддержанию мира для обеспечения гарантий невозобновления конфликтной ситуации. Концепция исходит из того, что принудительные действия при урегулировании конфликтов возможны только при наличии соответствующих полномочий от Совета Безопасности ООН в соответствии с Уставом ООН.
В рамках СНГ были приняты документы, посвященные правовым вопросам создания и функционирования Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира, К ним относятся: Соглашение о Группах военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ от 20 марта 1992 г.; Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15 мая 1992 г.; Протокол о временном порядке формирования и задействования Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в зонах конфликтов между государствами и в государствах-участниках СНГ от 15 мая 1992 г.; Протокол о комплектовании, структуре, материально-техническом и финансовом обеспечении Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15 мая 1992 г. Кроме того, решением Совета глав государств СНГ от 19 января 1996 г. было принято Положение о коллективных силах по поддержанию мира в СНГ. 19 января 1996 г. странами СНГ было подписано также Соглашение о подготовке и обучении военного и гражданского персонала государств-участников СНГ для участия в операциях по поддержанию мира. Соглашение по истечении пятилетнего срока прекратило свое действие.
Решение о проведении каждой операции по поддержанию мира принимается Советом глав государств на основе обращения одного или нескольких государств-участников СНГ по просьбе или с согласия всех конфликтующих сторон, а также при условии достижения между ними соглашения о прекращении огня и других враждебных действий.
На Группы военных наблюдателей и Коллективные силы по поддержанию мира могут быть возложены следующие задачи: наблюдение за выполнением условий перемирия и соглашения о прекращении огня; разъединение противоборствующих сторон; создание демилитаризованных зон, зон разъединения, гуманитарных коридоров и др. В принудительных действиях Коллективные силы по поддержанию мира СНГ могут использоваться только по решению Совета Безопасности и под его руководством. Во время проведения миротворческих операций СНГ оружие может применяться лишь в порядке исключения. Пределы такого применения четко обозначены: в целях обеспечения безопасности и здоровья военнослужащих и персонала в порядке самообороны; в случае насильственного отстранения воинских формирований СНГ от выполнения возложенных на них задач; для отражения явного вооруженного нападения террористических, диверсионных групп и бандформирований, а также для их задержания; для защиты гражданского населения от насильственного посягательства на жизнь и здоровье.
Состав коллективных сил определяется решением Совета глав государств и мандатом на проведение операции. В зависимости от поставленных задач могут привлекаться воинские контингенты, подразделения полиции (милиции), части боевого и материально-технического обеспечения, гражданский персонал.
В случае принятия решения о проведении операции Совет глав государств незамедлительно информирует Совет Безопасности ООН и Председателя ОБСЕ.
В рамках Содружества Независимых Государств проведено четыре миротворческие операции: в Южной Осетии (с июня 1992 г.), в Приднестровье (с июля 1992 г.), в Таджикистане (с октября 1992 г.) и в Абхазии/Грузии (с мая 1994 г.). Первые две операции были развернуты на основании соглашений, заключенных между Россией и заинтересованными государствами; вторые две - по решению Совета глав государств СНГ.
Грузино-осетинский конфликт был одним из первых на территории бывшего СССР. Начиная с 1989 г. усилились выступления представителей осетинской национальности в Южной Осетии с требованием выйти из состава Грузии и войти в состав Северной Осетии - автономной республики России либо образовать независимое самостоятельное государство. С января 1991 г. противостояние перешло в вооруженную фазу из-за попыток грузинской стороны положить конец конфликту вооруженным путем. По инициативе России состоялись переговоры с участием представителей Грузии, России, Южной и Северной Осетии, и 24 июня 1992 г. подписано Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта. Соглашение предусматривало прекращение огня, создание зоны разъединения, из которой противоборствующие стороны должны были вывести вооруженные формирования. Россия также обязалась в целях демилитаризации района конфликта вывести два полка, дислоцированные в Южной Осетии с советских времен. Для обеспечения контроля за соблюдением достигнутых договоренностей была создана Контрольная комиссия в составе представителей сторон, вовлеченных в конфликт, включая Россию. Помощь Комиссии должны были оказывать группа военных наблюдателей и миротворческие силы, в состав которых стороны передавали по одному батальону. В задачи миротворческих сил входило обеспечение нормализации обстановки в регионе конфликта, наблюдение за ходом выполнения достигнутых в Соглашении договоренностей, обеспечение правопорядка в зоне разъединения.
Деятельность Контрольной комиссии и присутствие миротворческих сил в зоне конфликта способствовали его локализации и налаживанию переговорного процесса. Начиная с 1995 г. был заключен ряд политических соглашений, в выработке которых участвовала и СБСЕ/ОБСЕ, на основе которых происходит восстановление инфраструктуры грузино-осетинских отношений при сохранении фактической самостоятельности Южной Осетии. 14 сентября 1993 г. между правительствами России и Грузии было заключено Соглашение об экономическом восстановлении районов в зоне конфликта, по которому грузинская сторона взяла на себя 2/3 финансовых затрат, а российская - Чу В декабре 2000 г. было подписано еще одно Соглашение между правительствами России и Грузии о взаимодействии в восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и о возвращении беженцев. Была также проведена взаимная амнистия участников вооруженных столкновений. Удалось подписать некоторые функциональные соглашения (о взаимодействии правоохранительных органов, о совместном дорожном контроле и др.). Однако окончательный процесс политического урегулирования требует дальнейших значительных конструктивных усилий с двух сторон.
Использование миротворческих сил для прекращения вооруженных столкновений имело место и в конфликте между Республикой Молдова и Приднестровским районом Молдовы.
Ситуация в регионе резко обострилась к июлю 1992 г. и переросла в вооруженный конфликт. Просьба Молдовы, обращенная к Совету глав государств СНГ 6 июля 1992 г., о вводе миротворческих сил СНГ в составе белорусского, молдавского, российского (кроме 14-й армии) и украинского контингентов не получила поддержки. Правовой основой миротворческой операции в Приднестровье стало Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, подписанное президентами Молдовы и России с участием руководства Приднестровья 21 июля 1992 г. Соглашение предусматривало прекращение огня и отвод войск противоборствующих сторон из зон безопасности. Контроль за соблюдением Соглашения возлагался на Контрольную комиссию в составе представителей трех сторон, участвующих в урегулировании. Как и в Южной Осетии, помощь Комиссии оказывали группа военных наблюдателей и миротворческие силы, состоящие из молдавского, российского и приднестровского контингентов.
На первом этапе миротворческие силы вынуждены были прибегнуть к оружию для того, чтобы заставить враждующие стороны прекратить огонь и создать зону разъединения. На втором этапе они в соответствии с Соглашением осуществляют контроль за зоной разграничения, проходящей вдоль р. Днестр шириной 4-15 км и протяженностью 225 км, а также за обеспечением порядка в г. Бендеры, где размещена Контрольная комиссия.
Миротворческая операция способствовала прекращению огня и нормализации обстановки в регионе. Стабилизирующую роль сыграла также решительная позиция командования 14-й Российской армии, остававшейся в Приднестровье в течение всего конфликта. Этим были созданы предпосылки для политического урегулирования. Поиски решения продолжаются и в настоящее время в условиях сохранения мирной обстановки в регионе.
Наибольшего успеха достигла миротворческая операция в Таджикистане. Обретение независимости Таджикистаном сопровождалось межклановыми противоречиями и начавшейся кровопролитной гражданской войной. Начало операции по поддержанию мира в Таджикистане связано с принятием Советом глав государств 9 октября 1992 г. Заявления глав государств-участников СНГ, в котором выражалась готовность оказать помощь Таджикистану, в том числе миротворческими силами. 9 сентября 1993 г. было принято решение Совета глав государств СНГ о формировании Коллективных миротворческих сил и начале их функционирования, а также Соглашение о Коллективных миротворческих силах и совместных мерах по их материально-техническому обеспечению и Положение об Объединенном командовании Коллективных миротворческих сил (КМС).
Ввод Коллективных миротворческих сил на территорию Таджикистана был осуществлен 15 октября 1992 г. Первоначально перед ними была поставлена только одна задача - добиться стабилизации обстановки. 15 апреля 1994 г. руководителями шести стран СНГ- Грузии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана - было принято решение о сроке пребывания, составе и задачах Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан, в котором задачи КМС были дополнены и развернуты. В частности, они должны были содействовать нормализации обстановки на таджикско-афганской границе в целях стабилизации общей ситуации в Республике Таджикистан и созданию условий для прогресса диалога между всеми заинтересованными сторонами о путях политического разрешения конфликта; содействовать доставке и распределению гуманитарной помощи, созданию условий для возвращения беженцев в места их постоянного проживания.
На первом этапе в состав КМС были включены воинские подразделения России, Таджикистана, Киргизии и Казахстана. Общая численность военнослужащих КМС составила свыше 12 тыс. К концу операции она уменьшилась до 7,5 тыс. человек.
Главным результатом миротворческой операции было прекращение боевых действий, нормализация обстановки и создание условий для проведения переговоров между правительством Республики Таджикистан и объединенной таджикской оппозицией при содействии ООН. 23 декабря 1996 г. в Москве президент Республики Таджикистан и лидер объединенной таджикской оппозиции подписали мирное Соглашение и Протокол об основных функциях и полномочиях Комиссии по национальному примирению. Вплоть до июня 2000 г. КМС оставались в Таджикистане, выполняя ряд задач. 20 июня 2000 г. Совет глав государств СНГ принял решение о прекращении функционирования Коллективных миротворческих сил в Таджикистане.
Проведение миротворческой операции СНГ в Грузии/Абхазии было связано с обострением грузино-абхазских отношений и начавшимся в августе 1992 г. вооруженным конфликтом, когда грузинские войска вторглись на территорию Абхазии с целью не допустить ее выхода из состава Грузии. Решение Совета глав государств СНГ о проведении миротворческой операции было принято лишь в мае 1994 г., когда удалось достичь определенного взаимопонимания между конфликтующими сторонами и подвести правовую базу под проведение миротворческой операции. 2 и 15 сентября 1992 г. конфликтующие стороны при содействии России подписали соглашения о прекращении огня и об обязательстве не применять силу друг против друга. Однако вооруженные действия продолжались. 27 июля 1993 г. конфликтующие стороны при посредничестве России подписали Соглашение о прекращении огня в Абхазии и механизме контроля за его соблюдением. На его основе были созданы трехсторонние временные контрольные группы для наблюдения за соблюдением прекращения огня с участием представителей Абхазии, Грузии и России и сформирована объединенная комиссия по урегулированию конфликта. В августе 1993 г. Совет Безопасности ООН принял решение о создании Миссии наблюдателей ООН в Грузии (МООНГ) для наблюдения за соблюдением Соглашения о прекращении огня.
Начавшиеся в Женеве 30 ноября - 1 декабря 1993 г. грузино-абхазские переговоры под эгидой ООН при содействии России и при участии представителей СБСЕ привели в ходе третьего раунда к принятию 4 апреля 1994 г. двух документов - Заявления и Четырехстороннего соглашения. В Заявлении о мерах по политическому Урегулированию грузино-абхазского конфликта конфликтующими сторонами были подтверждены обязательства строго соблюдать прекращение огня и не применять силу друг против друга, а также продолжать усилия по достижению полномасштабного ypeгулирования конфликта. Стороны также высказались за скорейшее проведение в Абхазии операции по поддержанию мира ООН с участием в ее составе российского военного контингента. 15 апреля 1994 г. Совет глав государств СНГ принял Заявление, содержавшее обращение к Совету Безопасности ООН с просьбой о проведении такой операции. В нем также указывалось, что в случае неготовности ООН такая операция могла бы быть проведена силами государств-участников СНГ.
В мае 1994 г. на очередном раунде грузино-абхазских переговоров была достигнута договоренность о введении миротворческих сил СНГ в зону грузино-абхазского конфликта и направлена об этом просьба Совету глав государств СНГ. 14 мая 1994 г. Грузия и Абхазия подписали Соглашение о прекращении огня и разъединении сил. На его основании в рамках СНГ было принято Соглашение о миротворческой операции по поддержанию мира в Абхазии (Грузия). Согласно этому Соглашению миротворческие силы СНГ должны были быть размещены в зоне безопасности шириной 12 км в обоих направлениях вдоль линии разграничения грузинских и абхазских формирований. В этой зоне не должно было быть вооружений и боевых действий. Миротворческие силы СНГ должны были обеспечивать неукоснительное соблюдение Соглашения о прекращении огня, осуществлять патрулирование в Кадорском ущелье после вывода оттуда грузинских войск и содействовать безопасному возвращению беженцев и перемещенных лиц, прежде всего в Гальский район.
В состав миротворческих сил вошли воинские формирования России, Грузии и Абхазии. Руководство миротворческим контингентом осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, а главнокомандующий утверждается Советом глав государств СНГ. Мандат миротворческих сил неоднократно продлевался по решению Совета СГГ.
24 июля 1994 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию, в которой одобрялись действия миротворческих сил СНГ в Абхазии (Грузия) и устанавливались основные параметры сотрудничества между Миссией наблюдателей ООН в Грузии и миротворческими силами СНГ.
К положительным итогам миротворческой операции СНГ совместно с ООН можно отнести прекращение вооруженных действий между конфликтующими сторонами, создание зоны разъединения, создание условий для переговорного процесса. Вместе с тем процесс урегулирования конфликта далек от завершения, что требует сохранения в регионе миротворческих сил.
Из анализа миротворческой деятельности СНГ можно сделать вывод, что такая деятельность может быть конструктивным элементом общеевропейской системы безопасности.
В рамках СНГ действует также подписанный 15 мая 1992 г. шестью государствами - Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном - Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Позднее к нему присоединились Азербайджан, Беларусь и Грузия. Договор вступил в силу 20 апреля 1994 г. По истечении пятилетнего срока его действия 2 апреля 1999 г. подписан Протокол о продлении действия ДКБ, который предусматривает автоматическое продление срока его действия на очередные пятилетние периоды. Протокол подписали и ратифицировали только шесть государств -Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. Азербайджан, Грузия и Узбекистан Протокол не подписали.
Целью Договора является создание системы коллективной безопасности для предотвращения и ликвидации военной угрозы суверенитету, территориальной целостности и безопасности одного или нескольких государств-участников либо угрозы международному миру и безопасности. В принятых 24 мая 2000 г. Заявлении глав государств-участников ДКБ и Меморандуме о повышении эффективности ДКБ и его адаптации к современной геополитической ситуации предусмотрены совместные меры по противодействию новым вызовам и угрозам национальной, региональной и международной безопасности, в частности со стороны международного терроризма и экстремизма.
В этих целях было решено создать на базе Договора о коллективной безопасности Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В Кишиневе на сессии Совета коллективной безопасности ДКБ 7 октября 2002 г. были подписаны два важных документа - Устав Организации Договора о коллективной безопасности и Положение о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности. В ст. 1 Устава предусматривалось, что государства-участники Договора учреждают международную региональную Организацию Договора о коллективной безопасности. Статья 2 содержала принципиально важное положение о том, что Договор о коллективной безопасности и принятые в его развитие международные договоры и решения Совета коллективной безопасности Договора являются обязывающими для государств Организации.
Статья 3 Устава определила, что целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам. В Уставе подчеркивалось также, что Организация содействует формированию справедливого демократического миропорядка, основанного на общепризнанных принципах международного права (ст. 4). Для достижения указанных целей ОДКБ должна Действовать на основе неукоснительного уважения независимости, добровольности участия, равенства прав и обязанностей государств членов, невмешательства в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов.
В Уставе была также определена структура Организации. В ст. 11 перечислены органы ОДКБ: Совет коллективной безопасности (Совет), Совет министров иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны (СМО), Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) и Секретариат.
Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности, состоящий из глав государств-членов. В его работе могут принимать участие министры иностранных дел, министры обороны, секретари советов безопасности государств-членов, Генеральный секретарь ОДКБ, Полномочные представители государств-членов при Организации и приглашенные лица. Председателем Совета является глава государства, на территории которого проходит очередная сессия Совета, действующий в этом качестве до открытия следующей очередной сессии. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности ОДКБ, принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей. В перерыве между сессиями Совета координационные функции выполняет Постоянный совет, состоящий из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами.
СМИД, СМО и КССБ являются консультативными и исполнительными органами по вопросам координации взаимодействия государств-членов, соответственно, в области внешней политики, военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества, в области обеспечения национальной безопасности государств-членов.
Решения Совета, СМИД, СМО и КССБ по вопросам, кроме процедурных, принимаются консенсусом. Они являются обязывающими для государств-членов и исполняются в порядке, устанавливаемом национальным законодательством.
Секретариат - постоянно действующий рабочий орган Организации, осуществляющий организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности органов Организации. Персонал Секретариата состоит из должностных лиц, набираемых из числа граждан государств-членов на квотной основе пропорционально долевым взносам государств-членов в бюджет Организации, и сотрудников, нанимаемых из числа граждан государств-членов на конкурсной основе. Местом нахождения Секретариата является г. Москва. Руководит Секретариатом Генеральный секретарь, назначаемый решением Совета сроком на три года по представлению СМИД из числа граждан государств-членов. Он подотчетен Совету, участвует в заседаниях Совета, СМИД, СМО, КССБ и Постоянного совета.
На сессии Совета коллективной безопасности, состоявшейся в Душанбе 27 апреля 2003 г., утверждены положения об органах ОДКБ - Совете, СМИД, СМО, КССБ, Постоянном совете. Секретариате, которые будут считаться вступившими в силу с даты сдачи депозитарию последнего письменного уведомления о ратификации Устава ОДКБ подписавшими его государствами, то есть с даты вступления в силу Устава, Он вступил в силу 18 сентября 2003 г.
Организация является открытой для членства любого государства, которое разделяет ее цели и принципы и готово принять на себя обязательства по Уставу и другим действующим в рамках Организации международным договорам и решениям.
В Кишиневе одновременно с Уставом ОДКБ было принято Положение о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности, в котором предусмотрены правоспособность, привилегии и иммунитеты Организации, привилегии и иммунитеты Генерального секретаря, должностных лиц и сотрудников Организации, привилегии и иммунитеты представителей государств-членов.
Как отмечено в Заявлении глав государств-участников Договора о коллективной безопасности, принятом в Душанбе 28 апреля 2003 г., создание ОДКБ явится достойным вкладом в укрепление аититерро-ристической коалиции, региональной и международной безопасности на основе общепризнанных норм и принципов международного права при руководящей и координирующей роли ООН.