Общая характеристика конституции Великобритании

Британская Конституция – уникальное явление в современном мире, главные ее особенности состоят в историческом характере, гибкости и в том, что она является неписаной.

Конституция Великобритании представляет собой совокупность норм и практик, регулирующих организацию и функционирование государственной власти, а также отношения между государством и гражданами в Англии, Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии.

Конституция складывалась постепенно, именно в этом смысле она историческая, составляющие ее элементы появились в разное время.

Акты конституционного характера отличаются от обычных только предметом регулирования, они не имеют юридических отличий и особого положения в иерархии правовых актов, в силу этого они могут быть в любой момент отменены парламентом.

Конституция Великобритании является неписаной.

Термин «неписаная» означает отсутствие единого, «кодифицированного» акта с соответствующим названием, в этом смысле она как бы не «записана».

Большую роль в ней играют конституционные обычаи, принципы и практики, которые известны, но действительно не зафиксированы официально.

Конституция Великобритании включает - статуты; акты делегированного законодательства; нормы, установление которых является прерогативой Короны; нормы и правила Палаты общин и Палаты лордов; судебные прецеденты; обычаи и конституционные конвенционные нормы; акты европейского права и доктрину.

Статуты – акты, принимаемые парламентом и санкционированные монархом. По порядку принятия, изменения и отмены все статуты (в узком смысле)одинаковы и обладают равной юридической силой.

Акты делегированного законодательства– нормативные инструменты реализации делегированного законодательства, т. е. акты, принимаемые правительством в силу прямых указаний закона и устанавливающие правовые нормы.

Парламентские нормы и правила Палаты общин и Палаты лордов определяют режим организации и функционирования палат, а также статус их членов, составляющие парламентское право.

Прецеденты – решения и принципы, сформулированные в конкретных делах. Они имеют большое значение для защиты индивидуальных прав.

Прецедентное право состоит из норм и принципов, созданных и применяемых судьями в процессе вынесения ими решений.

Принципы доктрины судебного прецедента:

1. для нижестоящего суда обязательны решения вышестоящего;

2. суды (за исключением Палаты лордов) связаны своими собственными решениями;

3. апелляционные суды не должны следовать принятым по «невнимательности» решениям;

4. апелляционные суды не связаны собственными решениями, противоречащими более поздним решениям Палаты лордов;

5. Судебный комитет Тайного совета не связан собственными решениями и решениями Палаты лордов;

Обычаи и конституционные конвенционные нормы (т. е. соглашения) – политическая практика, представляющая собой правило или соглашение между политическими силами, которое в результате этого превращается в норму.

40. Территориальное устройство Великобритании.

Территориальное устройство Соединенного Королевства является унитарным. Исторически Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии состоит из четырех регионов: Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Страна образовалась вокруг и на основе Англии, которая составляет большую часть государства и по территории, и по численности населения. Поэтому для других трех регионов в большей или меньшей степени всегда было свойственно стремление к усилению самоуправления или даже сепаратизм. Однако долгое время в этих регионах отсутствовали собственные органы управления. В 1997 г. в Шотландии и Уэльсе, а в 1998 г. —в Северной Ирландии (одновременно референдум по этому же вопросу проводился в Ирландской Республике) прошли консультативные референдумы, на которых большинство избирателей положительно ответили на вынесенные на них вопросы об учреждении региональных законодательных и исполнительных органов власти. В 1998— 1999 гг. они были созданы и избраны. Законодательные ассамблеи, Шотландский парламент и Ассамблея Северной Ирландии получили исключительные законодательные полномочия, т.е. право первичного законодательства в сферах здравоохранения, образования, местного самоуправления и политико-административного деления, жилищного и коммунального хозяйства, окружающей среды и т.п. Национальная ассамблея Уэльса права первичного нормотворчества не имеет, она вправе регулировать перечисленные вопросы только с помощью «вторичного» законодательства, т.е. конкретизируя общенациональные законы.

Политико-административное деление регионов различно. Англия и Уэльс делятся на графства, графства в Англии делятся на административные округа, а округа - на общины (приходы). Графства Уэльса непосредственно делятся на общины. Северная Ирландия состоит из графств, они — из округов, округа — из общин. Шотландия территориально поделена на округа, состоящие из общин.

В большинстве местных единиц действуют органы местного самоуправления (они отсутствуют только в графствах Северной Ирландии и в приходах (общинах) с населением меньше 150 человек). Это, прежде всего, выборные непосредственно населением советы. Срок полномочий советников (депутатов местных советов) составляет четыре года, а в Шотландии — три года. Большинство советов переизбирается единовременно, советы округов метрополитенских графств (к числу которых относятся крупные города) ежегодно переизбирается 1/3 советников. Каждый совет ежегодно избирает из своего состава председателя (в районах Лондона и других крупных городов он именуется мэром, в Сити — лорд-мэром), а также комитеты, которым делегируются многие полномочия совета и которые осуществляют исполнительную деятельность. Следовательно, особых исполнительных органов местного самоуправления в Великобритании нет. Чиновники, назначаемые центральной властью и осуществляющие местное управление, тоже отсутствуют. Компетенция органов местного самоуправления традиционна, однако на практике возникают сложности по вопросу о ее разграничении между органами местного самоуправления различных уровней.

Особый статус имеет столица Соединенного Королевства — Лондон. Вместе с прилегающими пригородами он образует единый конгломерат, именуемый Большим Лондоном. Традиционно он управлялся избираемым Советом Большого Лондона, но в 1985 г. он был упразднен правительством консерваторов. Лейбористское правительство добилось принятия закона о восстановлении органов управления Большого Лондона, изданного после проведения в столице референдума по этому вопросу в мае 1998 г. В настоящее время органами управления Большим Лондоном являются состоящая из 25 депутатов Ассамблея и Мэр, избираемые непосредственно населением столицы. Их выборы состоялись в мае 2000 г.

Соединенному Королевству принадлежат также островные и зависимые территории, которые, однако, не рассматриваются как его части. Островные территории — это принадлежащие Англии с феодальных времен остров Мэн и острова пролива Ла-Манш. Они являются «коронными» владениями и подчиняются суверенитету Соединенного Королевства. Острова имеют собственные органы управления, но по вопросам обороны, внешних сношений и таможенного дела законы принимает английский парламент.

Зависимые территории — это бывшие колонии Великобритании, сохранившие государственно-правовую связь с ней. В основном это малочисленные острова, например, остров Святой Елены, Ангилья, Бермудские острова и т.д. В каждой территории имеются собственные парламент, правительство и суды. Но по вопросам обороны, внешней политики и безопасности законы для них принимает парламент Великобритании. В каждой территории (как и в островных) действует назначаемый Короной губернатор, представляющий интересы Короны и осуществляющий контроль за органами власти территорий.

Некоторые территории имеют собственные конституции.

Наши рекомендации