Контрабанда в годы Великой Отечественной Войны
Нападение фашистской Германии на Советский Союз нанесло серьезный ущерб таможенной системе. Двадцать четыре таможни, расположенные на западных границах, оказались захваченными гитлеровцами. В первых боях погибли многие таможенники, принявшие бой в составе пограничных застав, которые первые встали на пути врага. Практически полностью были разрушены Таллиннская, Рижская, Феодосийская, Туапсинская таможни. Полностью нанесенный ущерб таможенной системе составил более восьми миллионов рублей.
С началом войны в ряды Красной Армии, ополчение, партизанское движение ушло 9/10 личного состава таможни. На 1 сентября 1941 года ее штат составил 318 человек, из них управление состояло из 37. Полностью своей функциональной деятельностью продолжали заниматься Мурманская, Архангельская, Владивостокская, Бакинская, Джульфинская, Гауданская таможни и Красноводский таможенный пост, деятельность всех остальных таможен Советского союза была прекращена.
В те суровые дни на таможни стали возлагаться новые задачи, в основном это пропуск грузов, поступающих по ленд-лизу и по линии Международного Красного креста. Это были товары первой необходимости, как для тыла, так и для фронта. Они поступали массовым потоком, что в условиях войны накладывало на личный состав таможен дополнительную нагрузку и ответственность перед своей страной.
Ленд-лиз - означал собой систему передачи или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и тому подобное, которые осуществлялись Соединенными Штатами Америки в страны - союзницы по антигитлеровской коалиции в период второй мировой войны. Закон о ленд-лизе был принят Конгрессом США в 1941 году и имел, в том числе, прямое действие на все поставки военных грузов и продовольствия в СССР.
Первоначально выпуск ленд-лизовских товаров производился таможенной службой под уплату государственной пошлины. В 1942 году только одной Мурманской таможней было перечислено в бюджет таких платежей на сумму более тридцати миллионов рублей. 31 декабря 1942 года было прекращено взимание государственной пошлины нашими таможенными органами и товары по ленд-лизу стали пропускаться как благотворительные грузы. Данные товары поступали из-за границы в адрес Исполнительного комитета Союза обществ Красного Креста и Красного полумесяца СССР и Всесоюзного общества культурной связи с заграницей, а также частей и соединений Красной Армии и Военно-Морского флота. Благотворительные грузы, поступающие в адрес всех других советских организаций, пропускались таможенными учреждениями только с разрешения народного комиссариата внешней торговли. Обо всех грузах, которые поступали в благотворительных целях в адрес иных организаций, предлагалось немедленно докладывать по телеграфу в Главное таможенное управление, указывая отправителя и получателя, наименование груза, их количество и вес, и только с его разрешения производить выпуск в свободное обращение.
Помимо вооружения, боеприпасов и воинского снаряжения в список беспошлинных грузов входили: медикаменты, медицинские инструменты, приборы и аппараты, госпитальное оборудование, оборудование для медицинских кабинетов, предметы санитарии и гигиены, протезы, продовольствие, одежда, белье, обувь, постельные принадлежности.
С 1942 года поток таких грузов стал настолько массовым, что в следующем году начальники таможен получили право самостоятельно пропускать данные виды товаров с проведением таможенного оформления и досмотра на общих основаниях.
Таможенный досмотр судна производился после окончания санитарно-карантинного осмотра. Досмотру подлежали весь багаж и ручная кладь пассажиров и команды, все помещения судна, каюты пассажиров и членов экипажа, независимо от того, судно под советским флагом или иностранное.
Закупленные за границей предметы судового снабжения подлежали учету в инвентарной или материальной книге судна.
Судовая провизия опечатывалась или пломбировалась таможней в специальных помещениях.
Провизия, привезенная из-за границы на судне под советским флагом и переходящим в каботажное плавание, пропускалась под уплату таможенной пошлины.
Выгрузка ленд-лизовских товаров производилась в порту под контролем сотрудников таможни: одного - на судне, второго на причале.
При обнаружении поврежденных или подмоченных грузов сотрудником таможни в присутствии капитана и аварийного комиссара составлялся акт таможенного досмотра, причем в отношении поврежденных грузов в акте должны были быть отмечены степень повреждения товаров, их пригодность к употреблению по прямому назначению или использованию в иных целях и в другой цене, чем их первоначальная стоимость.
При обнаружении недостачи или излишек груза таможенники фиксировали эти данные также актами таможенного досмотра.
Разрешение на отход судна из порта за границу осуществлялось с разрешения таможни путем проставления отметки об окончании таможенных операций на судовой роли.
Временный отход от причала судна или выход из порта, вызванный стихийными или военными событиями допускался без разрешения таможни.
Военные суда, как советские, так и иностранные, не подлежали таможенному досмотру. Таможенному контролю подлежали иностранные товары, выгружаемые с бортов военных судов, по предварительному извещению таможни командиром корабля о времени выгрузки или перегрузки этих товаров. Таким же образом производился таможенный досмотр вещей членов экипажа военного судна, списанных на берег. При выгрузке с военных кораблей провизии на внутренний рынок их выпуск разрешался только с уплатой таможенных платежей.
Во время трансатлантических конвоев было немало трагических эпизодов, когда капитаны гибнущих судов на полном ходу выбрасывали транспорта на берег, чтобы хоть как-то спасти экипаж и груз. Много легкого груза оставалось на плаву после затопления транспортных судов вражескими подводными лодками или самолетами. В Северных конвоях почти с самого начала сложилась особая, плохо понятная советским морякам практика: как только то или иное иностранное судно получало повреждение в результате вражеской атаки, будь то с воды или с воздуха, команде приказывалось прекратить борьбу за живучесть своего транспорта и она покидала его на шлюпках, после чего корабль эскорта пускал в обреченное судно торпеду, чтобы оно не досталось немцам. Иногда подобное судно по неизвестным причинам не уходило в пучину, а под действием ветров и волн, без карт и экипажа, прибивалось к берегу. Естественно такие грузы считались аварийными, а по многим фактам - бесхозяйными. Владелец транспорта или груза, как правило, не нес материальных потерь, так как каждое судно было застраховано, и он соответственно не предъявлял претензий, если этот транспорт, с грузом, обнаруживали на далеком русском берегу.
В этом случае все импортные грузы, выброшенные на берег или спасенные в море с погибших судов, в местах, где не было представительств таможни, поступали в ведение пограничной охраны. При отсутствии пограничников товары передавались в ведение местных сельскохозяйственных советов, которые обязаны были принять такие грузы под охрану и составить опись при участии капитана или других спасшихся с судна лиц.
Поставки союзников в Советский Союз товаров по ленд-лизу позволяли ликвидировать прорывы на самых критических участках фронта, особенно это касалось новой техники. Помощь была своевременной, как в военном, так и экономическом отношении. По приблизительным подсчетам союзники поставили нам автомобилей почти в два раза, пороха почти в 3 раза, телефонного провода в 15, а паровозов в 22 раза больше, чем было произведено в нашей стране в годы войны. Зачастую поставлявшейся современной технике - вездеходам, радиолокационной аппаратуре, гидроакустическим станциям, электронасосам, пневмоинструментам, многоканальным телефонным станциям - в СССР вообще не было аналогов.
В первые послевоенные годы многие эксперты по-разному определяли долю западных поставок по сравнению с общим объемом производства в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны. Председатель государственного плана СССР Н. Вознесенский определил данную долю как 4 %, по оценкам западных специалистов реальная доля ленд-лизовских поставок в объеме советского промышленного производства, учитывая активные поставки вооружения по ленд-лизу через Дальний Восток, была в пределах 10%. Американский историк У. Кимболл назвал цифру в 7%, а другой американец, Д. Херринг, - в 10-11%.
Но независимо от анализа экспертов о доле поставок в СССР грузов по ленд-лизу, очевидна неоценимая помощь западных союзников в борьбе советского народа против фашистской Германии и их сателлитов.