Российской Федерации в 2014 года
Региональные таможенные управления | Количество таможен | Количество оперативных таможен | Количество таможенных постов |
Центральное | |||
Северо-западное | |||
Южное | |||
Приволжское | |||
Уральское | |||
Сибирское | |||
Дальневосточное | |||
Северо-Кавказское | |||
Всего ФТС России |
В 2014 г. на территории Российской Федерации функционируют 8 региональных таможенных управлений, реализующих задачи таможенного дела на территории федеральных округов, 71 таможен, находящихся в их подчинении, а также 495 таможенных постов. ФТС России устанавливает места расположения и регион деятельности таможенных органов, исходя из объема грузопотока и количества пассажиров, пересекающих границу, интенсивности развития внешнеэкономических связей субъектов Российской федерации, развития транспортных коридоров и транспортной инфраструктуры, потребностей участников внешнеэкономической деятельности и транспортных организаций в осуществлении процедур таможенного оформления и контроля. Маршруты перемещения товаров и пассажиров, концентрацию участников внешнеэкономической деятельности и потребителей импортной продукции определяют преимущественно факторы экономического и природно-географического характера.
К таким факторам относятся:
- сложившаяся территориальная организация производства, наличие крупных предприятий-экспортеров и потребителей импортного сырья и комплектующих;
- численность населения региона;
- состояние транспортных коммуникаций;
- общественную потребность в таможенных услугах и степень ее удовлетворения за счет уже имеющихся таможенных органов;
- географическое положение территории, определяющее её транзитный потенциал,
- наличие свободных участков земли, пригодных для строительства объектов таможенной и околотаможенной инфраструктуры.
Следствием этих факторов является неравномерное размещение таможен по территориям субъектов Российской Федерации и таможенных постов вдоль границы России с другими государствами.
Основу совершенствования таможенной инфраструктуры, развития и размещения таможенных органов России на современном этапеопределяет Концепция таможенного оформления и контроля в местах, приближенных к Государственной границе. Концепция является составной частью Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2020 года. Одна из главных целей Концепции – смещение мест совершения таможенных операций, связанных с декларированием и выпуском товаров, из внутренних районов страны на приграничные территории. Реорганизация системы таможенных органов, создание новых таможен и постов, изменение зон ответственности необходимы для решения следующих задач:
· внедрение новых таможенных технологий, основанных на Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур;
· более равномерное развитие транспортно-логистической инфраструктуры субъектов Российской Федерации, инфраструктурное развитие приграничных субъектов Российской Федерации.
· снижение нагрузки на транспорт в крупных городах, вызванной возрастающим внешнеторговым оборотом.
Развивается приграничная складская инфраструктура и создаются новые места совершения таможенных операций в непосредственной близости к автомобильным пунктам пропуска. Согласно названной Концепции таможенное оформление и таможенный контроль будут, как правило, производиться на таможенно-логистических терминалах (ТЛТ), находящихся в приграничных районах Российской Федерации, в которых расположены автомобильные (железнодорожные, морские) пункты пропуска. Примером может служить международный инвестиционный проект создания таможенно-логистического кластера «Смоленский». При технико-экономическом обосновании его размещения и разработке финансового плана учтены расположение терминала вблизи существующего крупного железнодорожного узла, аэродрома и автомагистрали Москва –Минск-Европа, где грузы могли бы проходить все необходимые формальности и следовать дальше, а также интенсивность перемещения грузов в данном направлении (через Смоленскую область проходит 30 процентов всех грузов, перевозимых в России автомобильным транспортом).
Федеральная таможенная служба устанавливает требования, которым должны отвечать таможенно-логистические терминалы: расположение в зоне таможенного контроля или в непосредственной близости от неё (до 30 км, а в идеале примыкать к территории пункта пропуска); на ТЛТ должны находиться склады временного хранения, стоянки для одновременного размещения не менее 300 транспортных средств, офисные здания, объекты жизнеобеспечения( банки, пункты питания, страховые компании). В помещениях таможенно-логистических терминалов организуются таможенные посты или структурные подразделения таможен.
За последние годы уменьшилось количество таможен и таможенных постов. Большое значение придается совершенствованию организационной структуры таможенных органов, значительному улучшению их технического оснащения. Используется дифференцированный подход к таможенному оформлению разных товаров, перемещаемых разными видами транспорта. Для таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых физическим лицами; сырья, ввозимого промышленными предприятиями для обеспечения непрерывного технологического цикла; культурных ценностей; товаров, перемещаемых в адрес участников внешнеэкономической деятельности, для которых установлены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления; товаров, перемещаемых в рамках поддерживаемых Правительством Российской Федерации инвестиционных проектов и товаров, перемещаемых в адрес участников внешнеэкономической деятельности, в отношении которых установлены специальные упрощённые процедуры таможенного оформления; - драгоценных металлов и драгоценных камней, а также делящихся и радиоактивных материалов, ядохимикатов, взрывчатых веществ; - товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования в несопровождаемом багаже, а также пересылаемых в международных почтовых отправлениях; - товаров, в отношении которых устанавливаются таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временный ввоз и свободной таможенной зоны (свободного склада) при их перемещении резидентами особых экономических зон технико-внедренческого и промышленно-производственного типа; - товаров, ввозимых в качестве гуманитарной и технической помощи, а также для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций целесообразно осуществлять таможенное оформление в местах, максимально приближенных к местонахождению получателей, потребителей или производителей этих товаров.
Некоторые товары требуют особых условий хранения и (или) для их таможенного оформления необходимы специальные знания: фармацевтические, лекарственные средства, скоропортящиеся продукты питания, живые животные, подакцизные товары, объекты экспортного контроля, продукция военно-технического сотрудничества и др. Таможенное оформление таких товаров в приграничных субъектах Российской Федерации будет возможно после развития специализированной таможенно-логистической инфраструктуры, создания соответствующего экспертно-аналитического потенциала, способствующего качественному выполнению функций таможенных органов по обеспечению соблюдения запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, а также укомплектования таможенных органов специалистами, обладающими необходимой квалификацией.
Таможенные посты (подразделения таможенного контроля) находятся также в морских, речных портах и аэропортах Российской Федерации, открытых для международного сообщения.
Таможенные посты и структурные подразделения таможен могут находиться в помещениях, принадлежащих участникам внешнеэкономической деятельности, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров, в помещениях транспортных и экспедиторских организаций и организаций федеральной почтовой связи по инициативе этих лиц.
Большинство таможен России находятся в центрах субъектов Федерации, а также в других крупных городах, где высока концентрация участников внешнеэкономической деятельности и потребителей импортируемых товаров, размещаются объекты производственной инфраструктуры, действуют банки, страховые компании, торгово-промышленные палаты и другие субъекты, активно взаимодействующие при осуществлении международного оборота товаров. Размещение таможен в крупных административных центрах повышает эффективность их взаимодействия с налоговыми и другими правоохранительными органами, банками, местными органами власти.
Таким образом, изменение объемов деятельности одних таможенных органов, создание и ликвидация других обусловлены совершенствованием структуры управления таможенным делом, изменением экономической ситуации в зоне обслуживания или темпов экономического развития территорий, увеличением товаропотоков, административными преобразованиями в системе государственного управления.
При размещении таможен и таможенных постов учитывается также наличие околотаможенной инфраструктуры и ее развитость. Сюда входят: склады временного хранения, таможенные представители, таможенные склады, магазины беспошлинной торговли, таможенные перевозчики.