Основные тактико-технические характеристики БРПЛ
Тип БР | Д стр. max,, км | КВО, м | Тип ГЧ | Число БГ х мощн., мт | Система наведения |
Трайдент-2 (D5) (США,1990г.) | 90-120 | MIRV | 8х0,475 или 14х0,1 | инерц. астрокорр. + GPS | |
М45 (Франция, 1996) | MIRV | 6х0,1 | инерциальная | ||
М51 (Франция, 2010) | 200-250 | MIRV | 6х0,1 | Инерциальная+ автоном. |
Баллистические ракеты средней дальности (БРСД) предназначены для поражения различных объектов на дальности от 1000 до 5500 км. Пуск их производится из шахтных пусковых установок, а также с наземных подвижных пусковых установок. БРСД и БРМД по Договору о ликвидации ракет средней и малой дальности в 1991г были сняты с вооружения и уничтожены. Остались на вооружении в Израиле, Индии, Пакистане («Иерихон-2,-3»; «Агни», «Акарш», «Тришул», «Наг»; «Хатф-V» («Гаури»).
Баллистические средства нападения имеют:
– высокую боевую готовность (более75% имеющихся на вооружении готово к пуску);
– малое время полёта (3 – 50мин) (в зависимости от типа ракет, вида траектории и дальности стрельбы) вследствие исключительно высоких скоростей полета (до 28000 км/ч, или 7777м/сек, Vкосм.1=7,9км/сек);
– высокую способность преодоления противоракетной обороны (ПРО);
– высокую эффективность боевого применения и неуязвимость пусковых установок.
Эти преимущества и обусловили то, что баллистическим средствам нападения в настоящее время отводится основная роль в ведении всеобщей ядерной войны и главная роль на этапе ее развязывания в ходе начального периода.
Но, в то же время, БР:
– оружие одноразовое;
– массовый старт БР неотвратимо влечет развязывание всеобщей ядерной войны;
– недостаточная точность поражения подвижных целей;
– возможен расчёт траектории неманеврирующих головных частей с точностью, достаточной для перехвата БР средствами ПРО;
– оснащение большинства БР ядерными зарядами, исключает возможность их применения в безъядерных войнах.
Аэродинамические средства воздушного нападения представляют собой летательные аппараты, способные совершать полет в атмосфере в соответствии с законами аэродинамики. Используют подъёмную силу крыла.
Все аэродинамические средства (АДСН) в зависимости от наличия экипажа подразделяются на пилотируемые и беспилотные, а по боевому предназначению – ударные и обеспечения Рис.2 (зарисовать).
Пилотируемые – самолеты и вертолеты. Беспилотные – крылатые ракеты, управляемые реактивные снаряды (УРС) и управляемые авиабомбы (УАБ) различных классов, беспилотные самолёты и планеры.
Рис. 2. Классификация аэродинамических средств
Основными классами военных самолетов по их боевому предназначению являются: бомбардировщики, истребители, штурмовики – ударные; разведывательные, радиоэлектронной борьбы, заправщики, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, воздушные командные пункты и ретрансляторы, противолодочные самолеты, военно-транспортные и другие – обеспечения (зарисовать). Рис.3.
Рис. 3. Классификация самолетов
Бомбардировщикипредназначены для поражения наземных и морских объектов бомбами и ракетами. В зависимости от особенностей конструкции и вооружения они подразделяются на тяжелые, средние и легкие. Тяжелые и средние бомбардировщики являются стратегическими, легкие – тактическими.
Истребители изначально предназначались для уничтожения пилотируемых и беспилотных средств противника в воздухе. Позднее они стали привлекаться и для ударов по наземным (надводным) целям. В настоящее время принято выделять истребители ПВО (иногда называемые истребителями-перехватчиками), предназначенные для уничтожения воздушных целей, и тактические истребители, решающие задачи уничтожения наземных (морских) и воздушных объектов. Их называют, также, многоцелевыми истребителями.
Разведывательные самолеты предназначены для ведения воздушной разведки. В зависимости от решаемых задач они подразделяются на стратегические и тактические.
Штурмовики предназначены для поражения малоразмерных и подвижных наземных (морских) объектов преимущественно с малых высот. Они применяются, как правило, для непосредственной поддержки сухопутных войск и сил флота. Базироваться могут как на обычных аэродромах, так и на авианесущих кораблях.
Самолеты радиоэлектронной борьбы предназначены для разведки излучения радиоэлектронных средств, подавления их электронными помехами и уничтожения самонаводящимися на излучение ракетами.
Самолеты-заправщики обеспечивают дозаправку бомбардировщиков и тактических истребителей топливом в полете.
Самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления предназначены для разведки воздушного пространства, обнаружения летательных аппаратов противника и наведения на них своих самолетов.
По принадлежности к видам вооруженных сил, а также важности решаемых задачсамолеты разделяют на самолёты стратегической (СА), тактической (ТА), самолёты и вертолёты палубной (ПА), вертолеты армейской авиации (АА).
Стратегическая авиация предназначена для нанесения ударов по крупным объектам, составляющим основу военно-экономического потенциала, группировкам войск и сил флота, объектам и средствам ПВО и для ведения разведки.
На вооружении стратегической авиации состоят стратегические бомбардировщики В-52H; B-1B, B-2, стратегические разведчики RC-135, TR-1, U-2, самолёты-заправщики КС-135.
Тактическая авиация используется для проведения воздушных операций совместно со стратегической и палубной авиацией, а также для авиационной поддержки боевых действий сухопутных войск.
Основными ударными самолётами стоящими на вооружении тактической авиации США и других стран НАТО являются тактические истребители (истребители-бомбардировщики) F-15, F-16, F-22, F-35, EF-2000 Тайфун, Rafale, Торнадо и штурмовики А-10, истребители ПВО F-15, Торнадо.
ТТХ некоторых самолётов тактической авиации представлены слайдами
Палубная авиация составляет основу ударной мощи авианосных ударных сил и решает задачи по уничтожению сил флота противника в море и на базах, участвует в завоевании превосходства в воздухе на ТВД, обеспечивает защиту океанских и морских коммуникаций, высадку десантов. ВВС США имеет более 500 истребителей-штурмовиков F/A-18, 55 самолетов управления Е-2С, 82 самолета РЭБ ЕА-6В.
Основными самолётами палубной авиации являются: F/A-18, F-35C
Армейская авиация входит в состав сухопутных войск и решает задачи: огневого поражения живой силы и боевой техники, ведение воздушной разведки и РЭБ, переброска войск и грузов и их эвакуация. Представлена вертолетами различного предназначения.
Вертолеты по характеру боевого применения принято подразделять на несколько видов, основными из которых являются ударные, боевого обеспечения, транспортные и многоцелевые. Рис.4 (зарисовать).
Рис.4 Классификация вертолетов
Ударные вертолеты предназначены для поражения с воздуха наземных и морских целей противника.
К вертолетам боевого обеспечения относятся вертолеты связи, разведывательные и др.
Транспортные вертолеты обеспечивают передвижение личного состава, вооружения, техники и других материальных средств.
Следует отметить, что некоторые типы вертолетов, называемые многоцелевыми, предназначены для выполнения целого ряда задач: нанесения ударов, разведки, высадки десантов и т.д.
На вооружении армейской авиации стоят вертолёты огневой поддержки, общего назначения, транспортно-десантные, разведывательные, специальные (связи, РЭБ, поисково-спасательные и др.). Основными вертолетами армейской авиации США являются: АН-1 "Хью Кобра" – всего около 1000 машин), состоящие на вооружении с 1977 года, и АН-64А "Апач" поступающие в войска с 1984-го. Закупили по 1994 год включительно 975 единиц.
К беспилотным аэродинамическим СВН относятся: крылатые ракеты (КР), беспилотные летательные аппараты (БЛА), управляемое и неуправлямое реактивное оружие.
Крылатые ракеты представляют собой управляемые ракеты с авиадвигателями и несущими поверхностями (крыльями), создающими аэродинамическую подъемную силу при полете в атмосфере.
Беспилотные летательные аппараты (БЛА) подразделяются на ударные, разведывательные, РЭБ, ложные цели и многоцелевые.
К управляемому реактивному оружию относятся управляемые ракеты (УР) различных классов: "воздух–поверхность" (общего назначения, противокорабельные, противорадиолокационные), "воздух – воздух" (ближнего боя, средней дальности, большой дальности) и управляемые авиационные бомбы (УАБ).
К неуправляемым СВН относятся: неуправляемые ракеты, свободнопадающие бомбы (СПБ) и снаряды.
Основными достоинствами аэродинамических средств нападения являются:
– многократность боевого применения;
– высокая мобильность;
– возможность ведения разведки и оценки результатов боя;
– возможность патрулирования в воздухе и оперативного наведения высокоточных ударных средств;
– возможность применения как в ядерных, так и обычных войнах.
В то же время имеют:
– сравнительно невысокую боевую готовность;
– меньшие скорости и высоты полёта;
– большое полётное время до объекта удара;
– низкую способность преодоления ПВО (0,4 – 0,5);
– зависимость от метеоусловий;
– необходимость широкой сети аэродромов, их уязвимость и уязвимость авиации на них.
Аэростатические средства воздушного нападения используют свободный полёт (плавание) в воздушной среде. Они относительно дёшевы, однако трудноуправляемы, вследствие чего применение их ограничивается решением ряда задач разведки и радиоэлектронной борьбы. К аэростатическим средствам относятся автоматические дрейфующие аэростаты (АДА), воздушные шары и дирижабли (ЗВО №1,2, 1994г.).
Для выполнения задач поражения объектов наибольшее распространение получили баллистические и аэродинамические средства.
Показатели боевых свойств аэродинамических СВН.
Основными показателями боевых свойств аэродинамических СВН являются: скорость, диапазон высот боевого применения, скороподъёмность, дальность (радиус) полёта, маневренность, вооружение и бомбовая нагрузка. Совокупность показателей (кроме двух последних) называется лётно-техническими характеристиками.
Скорость. Различают максимальную, минимальную и крейсерскую скорости.
Максимальная скорость – это скорость равномерного горизонтального полёта на наивысшей тяге. Двигатели самолёта при этом работают в форсажном режиме, резко возрастает расход топлива, сокращается дальность и время полёта, повышается износ двигателя. Режим используется редко (для разгона или совершения маневра), и включается на время, как правило, не превышающее 60сек.
Минимальная скорость – скорость, при которой сохраняется устойчивый горизонтальный полёт (у современных истребителей Vmin=400-600км/ч, при Н=1км и Vmin=1500-1800км/ч при Н=20км).
Крейсерская скорость – скорость горизонтального полёта, при которой достигается минимальный расход топлива.
При одной и той же тяге двигателя скорость увеличивается с увеличением высоты.
Диапазон высот боевого применения определяется максимальной и минимальной высотами, а также практическим, боевым и динамическим потолком.
Максимальная высота – это наибольшая высота полёта, при которой вертикальная скорость набора высоты достигает 2,5 м/с, это так называемый практический потолок.
Боевой потолок – высота полёта, при которой аэродинамический летательный аппарат способен выполнять горизонтальный маневр (разворот) с креном 15-20 градусов без потери высоты и скорости. На этой высоте самолет способен вести противовоздушный бой. Боевой потолок ниже практического на 5-10% (Для бомбардировщиков–на 10-15%).
Динамический потолок – высота, на которой самолёт имеет минимальную скорость необходимую для сохранения управляемости (маневр горка). Достижение динамического потолка осуществляется путем дополнительного набора высоты с практического потолка, даже кратковременный горизонтальный полёт невозможен.
Минимальная высота боевого применения – минимальная высота полёта, на которой аэродинамический летательный аппарат способен выполнять безопасный полёт. Она зависит от класса и типа самолёта, возможностей аппаратуры пилотирования с огибанием рельефа местности и выучки лётчика. (Нmin=50-150м).
Высоты боевого применения средств воздушного нападения условно делят на:
предельно малые высоты (ПМВ) – менее 200м;
малые высоты (МВ) – от 200м до 1000м;
средние высоты (СВ) – от 1000м до 4000м;
большие высоты (БВ) – от 4000м до 12000м;
стратосферные – более 12000м.
Скороподъёмность – определяется максимальной скоростью набора высоты в единицу времени (у современных истребителей 10-15м/с).
Дальность полёта это путь проходимый самолётом при израсходовании располагаемого количества топлива. Дальность полёта относительно аэродромов вылета принято характеризовать дальностями полёта перегоночной (максимальной), тактической и боевым радиусом действия.
Перегоночная дальность – это максимальное расстояние, пролетаемое самолётом без бомбовой нагрузки и ракет с максимальным запасом топлива на крейсерской скорости Д max. (до 18000 км СБ и до 7000 км ТА, ПА).
Тактическая дальность – это максимальное расстояние, пролетаемое самолётом с одной заправкой горючим при штатном вооружении и нормальной бомбовой нагрузке. Одна дозаправка увеличивает дальность на 40%, две – на70%.
Д т.опт.= 0,8 Д max ;
Боевой радиус действия – наибольшее расстояние на которое может удалиться самолёт для выполнения боевого задания и возвратиться на аэродром вылета при штатном вооружении и нормальной бомбовой нагрузке без промежуточной посадки и дозаправки.
R б.д.= 0,4Д max. ;
На малых высотах вследствие резкого возрастания лобового сопротивления и значительного увеличения расхода топлива боевой радиус действия уменьшается в 2 – 2,5 раза.
Маневренность – способность самолёта изменять с определённой скоростью параметры своего полёта (V, H, направление). Маневренность определяется совокупностью энерговооружённости и перегрузки.
Энерговооружённость (ЭВ) – отношение суммарной максимальной тяги двигателей к полётному весу самолёта. Хорошо, если ЭВ=1, отлично, если ЭВ>1. (У современных тактических истребителей F-15, F-16, ЭВ=1,4).
(F-16-1,4; Су-30МК-1,6)
Перегрузка
где V – скорость полета, R – радиус кривизны траектории, g – ускорение свободного падения.
Максимально допустимая перегрузка достигает 2...4 – у бомбардировщиков, 6...9 – у тактических истребителей, до 10 – у управляемых ракет “воздух–земля”. Превышение перегрузок в 1,3...1,4 раза приводит к появлению остаточных деформаций планера. Лётчик физиологически способен выдерживать в течение 10сек перегрузки n = 4 без противоперегрузочного костюма и n = 6...8 в противоперегрузочном костюме.
Эффективная отражающая поверхность (ЭОП, sэфф. или ЭПР – эффективная поверхность рассеивания) – это такая эквивалентная поверхность (м2), расположенная перпендикулярно к потоку электромагнитной энергии, излучаемой РЛС, которая создаёт такое же отражённое количество ЭМЭ, как и данный самолёт.
Уменьшение ЭОП сокращает дальность его обнаружения радиолокационными средствами.
ЭОП зависит от размеров, геометрии и электрических свойств самолёта. Снижения ЭОП добиваются расчетом углов планера и нанесением поглощающих ЭМЭ покрытий.
Вооружение и бомбовая нагрузка зависит от предназначения СВН. Одни и те же самолёты тактической авиации могут, в зависимости от вооружения, выполнять задачи истребителей ПВО, истребителей-бомбардировщиков или штурмовиков.
Рассмотренные основные показатели боевых свойств аэродинамических СВН позволяют оценить возможности противника при преодолении системы ПВО и нанесении ударов по выбранным целям.